17-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Имя Герда ассоциируется у меня с самоотверженностью, открытостью, верностью своим идеалам и вообще с “ламповой”, не цифровой и не выхолощенной эмоциональностью, с умением любить по-настоящему и идти на большие и серьёзные жертвы во имя своей любви, а потому группа, которая называется Герда, сразу же привлекла моё внимание, и как оказалось, привлекла его не зря. Основное значение в группе принадлежит автору и композитору Роману Сергееву, но было бы несправедливо называть Герду one-man-проектом. В студии и в работе над треками Роману помогал басист Алексей Авдеев, а также звукорежиссёр, выступивший в качестве бас-гитариста в половине песен и программером всех партий ударных инструментов, Дмитрий Ануфриев. Именно в результате такого тройного взаимодействия “Дурак на войне” вышел таким, каким вышел, и результат, надо сказать стоит того, чтобы им гордиться.
И всё-таки основной автор и композитор, идеолог и мастермайнд Герды это Роман Сергеев. Роман – человек из тех времён, когда рок-журналы были единственным способом узнать о музыке и о своих любимых группах, и сами эти журналы были часто огромного и дико неудобного формата А3, служа монолитными и тяжеловесными артефактами из мира монолитной и тяжеловесной музыки. А что же всё-таки играет Герда, наверняка нетерпеливо спросите вы, и я понимаю ваше нетерпение, но ответить на этот вопрос не так-то просто. Герда – это метал, метал олдовый, синкретичный и тотальный, то есть музыка из тех времён и лет, когда металлические жанры только-только выкристаллизовывались и ещё не были такими довлеющими и каноничными, как это есть ныне, а вот дальше уже сказать с определённостью сложнее.
Охарактеризовать с точки зрения стиля материал Герды непросто, но я склоняюсь к тому, что это невероятно редкий и специфический трэш-дум. Прогрессивный трэш-дум. Именно такую музыку играли некогда Dream Death и Sacrilege на своём третьем альбоме, к похожим музыкальным очертаниям склонялись Sabbat времён “Mourning Has Broken”, Last Descendants, поздние Anacrusis и ещё многие продвинутые трэшеры рубежа 80-х-90-х. У нас в стране такое исполнял, быть может, только Сергей Берёза со своими Ahilless, Berkanas и Рельос, но он больше упирал на блэк, чем на дум, а Герда однозначно задумчива и печальна. Конечно, от трэша в собственном и классическом смысле вроде Slayer и Exodus здесь практически ничего, но если вы знакомы с упомянутыми мной только что группами, то наверняка понимаете, что я имею в виду.
Роман поёт очень просто, почти рок-н-ролльно, уже в третьей композиции его вокал напомнил мне Гарика Сукачёва, а в четвёртой появляется что-то в духе Кинчева эпохи “Дурня” и “Jazz”. Кроме того, есть что-то очень фолковое в самой манере пения музыканта и в то же время нечто, что очень роднит его подход к пению и музицированию с русским роком, как будто звучит Калинов Мост, Сергей Канунников или Настя Полева, но структуры композиций по большей части металлические, и Герда это действительно метал. Только сегодня днём я дописал рецензию на новейший сингл любимцев-интеллектуалов из Урсус, которым стала их кавер-версия на песню сибирской панк-группы Тёплая Трасса, где размышлял о рождении нового жанра, русского рок-бард-металла, и Герда как нельзя более кстати сейчас к этому разговору.
“Так грустно, что хочется завыть собакой у дома твоего на пустыре” – пожалуй, эта цитата из одной из песен с рецензируемого альбома лучше всего передаёт его настроение и эмоциональный настрой, который по своей окраске на самом деле очень русский и очень горький, бесприютный. (Что лучше и естественнее всего делать в России? Пить, грустить и деградировать – всегда был достаточно велик процент людей, которые рассуждали подобным образом, что спустя некоторое время стало почти что национальной особенностью наших российских широт). Подобное рефлексирующе-задумчивое, солёно-горькое настроение с отчётливым привкусом одиночества проходит красной нитью через все композиции проекта, а треки по своему хронометражу доходят иной раз до десяти, двенадцати и даже более минут, всемерно углубляясь в мрак, сожаления и печаль, и всё-таки суть творчества Герды это не мрак и уныние, а светлая вера и надежда.
Роднит Герду с русским роком и философичность эксплуатируемых тем, пространность текстов и какое-то подспудное ощущение, что сидишь на прокуренной кухне, на столе очередная початая бутылка портвейна, за окном поздняя ночь, которая спустя некоторое время предсказуемо разродится рассветом, в груди тепло, а присутствующие занятые душевным разговором на мировоззренческие и смысложизненные темы. Немного диковинно слушать это всё в сочетании с достаточно прямолинейным металлическим дисторшном, но именно в этом в данном случае и вся прелесть, а также достаточно неслабая уникальность музыкального материала, который представляет на своём дебютном полноформатном творении Герда. Альбом звучит свежо, искренне и нешаблонно, а обнажённость чувств здесь на самом деле предельная и крайняя.
Увы, оставляет желать лучшего оформление и логотип коллектива, да и подход к записи и звукоизвлечению во многом родственен с русским роком, всё сделано очень в стиле diy, но Роман нашёл силы и возможности выпустить свой дебютный опус на CD, и это уже большая удача и радость для коллекционеров и просто любителей и ценителей качественной и хорошей музыки! Не преследуя каких-либо коммерческих целей, автор готов отправлять диск со своим альбомом бесплатно, получая лишь мелкий прайс, необходимый для оплаты почтовых услуг, и это тоже индикатор и показатель аутентичности и искренности его стремлений, однако главное в данном случае, как вы понимаете, совсем не это, а тот простой факт, что “Дурак на войне” это не просто пустышка от музыкального шоубиза, а по-настоящему выстраданный крафтовый альбом.
Бард-трэш или русский рок-метал, а может, авторская метал-песня? Все эти определения подходят к творчеству Урсус, все эти определения подходят к тому, что делает сейчас Герда, и лично мне это очень по вкусу. Я всегда воспринимал метал как интеллектуальный манифест индивидуализма и высокоинтеллигентного, не-стадного отношения к жизни, и судя по всему, Роман Сергеев думает так же. “Хэтфилд и Мастейн – дегенераты? Нет, не дегенераты, и мы с вами не дегенераты, так зачем искусственно делать вид, что трэш должен быть безмозглым и тупым?” – риторически вопрошал ещё тридцать лет назад Анатолий Крупнов и ведь был полностью прав! Герда воплощают в точности те же самые высокие идеады одухотворённого тяжёлого рока и не забывают при этом про качество, технику и мелодичность, создавая отличные тяжёлые сюиты со сложными структурами и неожиданными переходами.
Роман обращается со словом как со скальпелем и режет-разит точно в цель. Казалось бы такие простые слова, и куда можно было бы ещё проще, но они западают в самое сердце, надёжно вкапываются там, а потом расцветают железными цветами восторгов, симпатий и эйфорий. Именно такова холодная и тяжёлая “Вот мечта, вот эшафот”, такова великолепная трэш-баллада “Добрый день, HMR boy” с надрывными риффами и отчётливо думовыми обречённо-экзальтированными пассажами, построенными на контрасте таких разных и диаметрально-противоположных стихий, безнадёжная “Каждый момент жизни”, наконец. Диск воспринимается как глоток свежего воздуха, радует, будоражит и воодушевляет, напоминая подзабытые жемчужины и шедевры вечно живого и вечно юного хэви-металла и особенно сильно упирая на классику Paradise Lost.
“У них есть мощь, изобретательность, хватка солидная укоренённость в реальности. Они – личность без эгоцентристских проблем. У них есть сила металла в полном объёме и ни единого грамма от его клишированности и стереотипности” – писали в 1988 году британские журналисты из Sounds про альбом Voivod “Dimension Hatross”, а сейчас тридцать два года спустя я могу с полным на то основанием и с полным правом переадресовать эти слова дебютной работе Герды. Эти песни трогают за душу, переворачивают сознание вверх дном и заставляют вспомнить о самом важном и самом главном, поднять глаза к небу и снова почувствовать казалось бы безнадёжно утраченную чистоту восприятия и порадоваться свежести чувств и эмоций. Великолепный альбом, а для меня однозначно открытие года, хотя 2020 год только-только начался – диск, в котором не надумана ни одна строчка и ни один рифф, а в основе песен только настоящие чувства и настоящие эмоции, которые действуют как электрошок и заставляют почувствовать себя снова живым, возвращают к реальности через боль и эмпатию.
Рецензия подготовлена для журнала РокКор и опубликована в номере 2 за 2020 год