ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Grauen "Hapax Legomenon"

19-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
GRAUEN
Релиз
“HAPAX LEGOMENON”
Год
2020
Стиль
Symphonic blackened death metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

У меня осталось очень приятное впечатление о дебютном EP этой столичной female-fronted-команды, которая успешно смешивала приблэкованный симфо-дэт и готический нуар. Не найдя ничего принципиально нового на их диске, я тем не менее с большой радостью и ностальгией вспомнил про классику Cradle Of Filth, Wykked Wytch, Darzamat, Blackthorn, Dimmu Borgir и Mandragora Scream, порадовался хриплым седуктивно-ядовитым прокламациям вокалистки, оценил симфонично-прогрессивные аранжировки и приготовился ждать полноформатника. Вы не ошиблись – релиз со странноватым названием “Hapax Legomenon” это действительно тот самый долгожданный лонгплей, и хотя былого величия и монументальной возвышенности на обложке уже не наблюдается, а свято место за микрофоном теперь занимает другая вокалистка, признать в авторах данного диска моих знакомых из Grauen не составляет никакого труда.

Почти два с половиной года ушло у Natalia Loria и её группы на подготовку этого восьмитрекового диска с оркестровым интро и таким же инструментально-оркестровым послесловием. Язык исполнения по-прежнему остался русским, что наверняка порадует любителей абсолютной понятности и литературности в тяжёлом роке, да и музыка следует практически в том же духе, что и на мини-альбоме “В Небесном источнике”, щеголяя изломанными структурами, непредсказуемыми переходами и патетическими симфоническими аранжировками, а потому будет вполне оправданно и закономерно назвать “Hapax Legomenon” концептуальным продолжением начатого группой шнитке-скрябинства и рекомендовать всем, кто принял, оценил и полюбил их дебютное творение.

Стоит сразу же сказать, что без кадровых перестановок в данном случае всё-таки не обошлось, и за все вокальные линии теперь отвечает исключительно Наталья, известная как Natalia Loria, а всеми оркестровками руководил и руководит повсеместно и единолично Ширин Ширинов. Конечно, такие ощутимые и значительные перемены не могли не отразиться на почерке группы, и хотя каких-то радикальных и революционных сдвигов не произошло, в музыке команды всё-таки стало сейчас намного больше свободы и какой-то безоглядной решимости. Командная работа нескольких авторов это не всегда просто и легко, и часто отдельно взятому музыкальному коллективу идёт только на пользу, если в его составе становится меньше мастермайндов, маэстро и дирижёров, а пульт управления попадает в руки к кому-то одному. Так и вышло у Grauen.

Однако отличий между прошлым релизом и нынешним - минимум. Grauen исполняют всё тот же немного сумбурный и алогичный блэк-дэт с язвительным злым вокалом, словно вознамерившийся проиллюстрировать своими структурами и звучанием теорию хаоса и убедить всех и вся в безусловном доминировании в мире и во Вселенной иррационального, непредсказуемого и демонически-надменного. Оркестр дисгармоний и диссонансов под управлением Ширина Ширинова стремителен и порывист, с удовольствием меняет цвет, форму, окраску и прочие очертания, а нагромождения разнокалиберных и разнонаправленных элементов создают предельно эклектичную и атональную картину, которая воспринимается как манифест упадка, декаданса и распада – злого и демонического, прошу заметить, инфернального распада.

И всё-таки некоторые отличия между “Hapax Legomenon” и “В Небесном источнике” имеются. Нынешнем диск звучит более ровно, плавно и умеренно, чем дебютный релиз москвичей, в нём нет таких ослепляющих вспышек злой активности, как это было два с половиной года назад, однако на разнообразие компакта это никак не повлияло. Всё ещё очень разнолико и изящно, но уже как будто более сдержанно и равномерно нынешние Grauen ткут свою мрачную симфоническую паутину с отчаянными адскими хорами безудержной злости в исполнении их скрывающейся за корпспейнтом ведьминской фронтвумен. И это при том, что переходов и разных фрагментов в музыке состава стало даже больше, однако гитары уже не так угловаты и упруги, не так одиозны и массированны, а смены музыкальной мысли происходят мягче и деликатнее.

Величественный орган, проникновенные камерные фрагменты, драматические вставки с шёпотом и заклинаниями в духе Кинга Даймонда, обильные оркестровки и симфонизм a la Septicflesh – всё здесь сплетается в огнедышащий чёрный клубок тьмы, ярости и отвращения. Таинственные колокольчики синтезаторов добавляют трекам полночной мистики, а голос вокалистки стал теперь ещё злее, мрачнее и агрессивнее. Ярость и тотальный колдовской негативизм ощущаешь почти физически, когда из колонок звучат сюиты с “Hapax Legomenon”, и этот демонический опус порой действительно напоминает обряд экзорциста, когда ему противостоит целый ковен разъярённых еретичек, предавших свою душу и плоть на служение злу и получивших взамен из вечного мрака страшный дар медиум-сообщений с адскими измерениями, который христиане называют беснованием.

Собственно слово “беснование” очень хорошо характеризует ту мрачную средневековую карусель, которая творится на “Hapax Legomenon”, а симфонические красивости воспринимаются на фоне этой колдовской тьмы как руины величественных полуразрушенных соборов, где ещё вчера томились в сонной истоме нотные опусы авторства Баха и Бетховена, а ныне кромешной чернотой клубятся нетопыри, а полночная нечисть справляет свои ритуалы во имя Язы. Не зря я сравнивал в своей прошлой рецензии Grauen с ранней Арконой и с Blackthorn – от первых здесь напор и экспрессия, от вторых – мощь, злая магия и полифоничная глубина. Только Grauen сложнее и хаотичнее. Для такой музыки отлично подошёл бы какой-нибудь таинственный готический арт, и в этом плане дебютный EP был удачнее и аутентичнее, но нынешний CD тоже неплох.

В лирике и в построении альбома без труда узнаётся единая концепция, и хотя тексты как таковые достаточно грубы и даже топорны, общий текстовый фон и объединяющие все треки воедино сквозные идейные маркеры идут альбому и группе очень на пользу. Ещё Кинг Даймонд прознал, что мы все любим страшные сказки и пугающие хэллоуиновские истории, а Grauen решили создать такой рассказ, который сможет ожить, сделать шаг в сторону реальности из тесных казематов звука и, тряхнув кровавыми перьями, во всё горло завоет своим душераздирающим и холодящим кровь криком, от которого душа тут же уйдёт в пятки, а волосы встанут дыбом от ужаса. И как раз любителям вот таких страшных историй и адресован “Hapax Legomenon”. Стильный, пугающий, агрессивный и уверенный симфо-блэк-дэт этой группы это как Cradle Of Filth и Behemoth в одном стакане, но с женским вокалом и безо всяких компромиссов, однако с особым изыском и своим собственным шармом.