01-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Как интересно и неоднозначно называется дебютный альбом этой столичной альтернативной команды, но нет, авторы не играют какой-нибудь дремучий хтонический гранж, не репетируют в олдовых саморазрушающихся гаражах и не котируют только винтажное крошево олдскула, а напротив современны, амбициозны и настроены на качество, чарты и малиновые всполохи славы, и грязь в данном случае имеется ввиду совершенно другая. Как говорится, танки грязи не боятся – они сами делают грязь. И даже название у капеллы соответствующее: Шестеро, обуреваемых ненавистью.
Я мало что знаю о ранних годах существования команды и о тех делах, которые предшествовали выходу попавшего к нам сейчас на рецензию альбома, но знаю, что авторы корпели над своим актуальным лонгплеем долго и усердно, выпускали синглы, выступали, а в записи и сочинении электронной составляющей альбома им помог клавишник весьма котируемой мной группы LKVR, на трек которых Hateful Six некоторое время назад даже сделали кавер, а первоначально состав назывался Rajah и был широко известен в узких кругах любителей электронной, но качёвой альтернативщины.
И экспериментальной. В первые минуты знакомства с диском у меня было ощущение, что авторы решили напихать в него всё, что им нравится в других группах: немного металкора, немного постхардкора, немного маткора, много альтернативы, речитатив, мелодичные чистоголосые распевки и эксперименты, эксперименты и ещё раз эксперименты. И много мата. В итоге вышло энергично и эмоционально, и такую emo-непосредственность вкупе с брызжущими через край противоречивыми эмоциями и массой переходов как раз и стоит считать главной находкой HS.
Плотные, уверенно пилотируемые по всей длине и ширине представленных на пластинке композиций синтезаторы очень комфортно чувствуют себя у Hateful Six рядом с достаточно жёсткими гитарами, а разнообразные вокальные линии не только эмоциональны и импульсивны, но и изобретательны. За три года работы над диском авторы явно успели продумать и отшлифовать каждую сбивку и каждый переход, а потому звучит их материал вполне себе претенциозно и адекватно, удачно совмещая Motionless In White и Scartown.
Можно критиковать “Делай грязь” за импульсивность, алогичность и непричёсанность, но именно в этом в данном случае весь кайф и вся суть данного релиза. Такая молодёжная, тусовочная и жизненная музыка наверняка понравится тем, кто любит много общаться, весело и активно проводить время и в человеке прежде всего ценит его эмоциональность, взрывной темперамент и чувство юмора. Здесь нет какой-то особой глубины и уж тем более профессионализма или серьёзности, но есть разнообразие, непосредственность и энергия – в общем, всё как и всегда у молодых и злых.
Можно пытаться сравнивать Hateful Six с разными группами, находить и вскрывать параллели и общие места, но смысла в этом особого нет: такую музыку нужно не анализировать и препарировать категориями и дефинициями, а слушать, впитывать, чувствовать и, в общем говоря, жить этой музыкой, жить отрывом, экстримом и всё сносящим своим шквальным напором урагана неконтролируемых чувств и впечатлений. Если хотя бы на секунду остановиться и попытаться всё это дело осмыслить, всё будет потеряно – магия уйдёт и больше не вернётся.
Когда я увидел в сети свидетельство (вполне вероятно, ложное или шутливое) о том, что репетиции Hateful Six проходят в атмосфере перманентного угара, пивораспития и кальянокурения, то ничуть не удивился: их музыка к тому на самом деле располагает, а создавался и придумывался “Делай грязь” уж точно не за письменным столом и не вообще не “от ума”, не из каких-то сухих теоретических соображений, а исключительно в ходе (и ради) драйва, отжига и огненных пати.
А что касается параллелей к другим группам и сходства по атмосфере и настроению, то у меня ассоциация в связи с деятельностью Hateful Six была довольно парадоксальная. Мне вспомнились канадские поп-альтернатив-метал-вундеркинды из Amaranthe. Конечно, москвичи играют более жёстко и рвано, более math-ематично и непредсказуемо, а у микрофона у них представительниц прекрасного пола отнюдь не наблюдается, однако по большому счёту они занимаются всё теми же самыми вещами: пытаются максимально сблизить кондовый радиоформатный электро-диско-поп и современную альтернативу в самом широком и разнообразном понимании.
Я не могу похвалить “Делай грязь” за хороший вкус или за желание следовать в русле хороших и достойных музыкальных традиций, но они современны, они чувствуют пульс времени, они делают то, что им нравится, и в этом их сила. На самом деле спорить и критиковать в данном случае совершенно бессмысленно – как всегда уместен и прав Булат Окуджава: пуля дырочку найдёт. Hateful Six – это не столько музыкальная группа и не столько коллектив, исполняющий музыку и песни, сколько социально-культурное явление – контркультурный и субкультурный феномен.
Они не очень глубокомысленны и совершенно не основательны, не фундаментальны, а точнее, их якобы глубокомысленность и основательность уж очень подростковы и незрелы, но и в этом тоже их фишка и своя особая сила. Как некогда герой единственного романа Дж. Сэлинджера, нынешние Hateful Six всё так же ежесекундно пробуют на прочность этот мир, жгут за собой мосты и ни о чём не жалеют, свято убеждённые, что ничего и никогда нельзя знать заранее, а всё это в совокупности и означает для них – жить.
Мне сложно оценивать этот релиз, и уж тем более я совершенно не представляю, как его можно оценить объективно, и что есть в данном случае эта самая объективность. Hateful Six не скучны, звучат достойно, запал у них ого-го какой, и это уже три звезды. Под такую музыку наверняка будет очень весело и здорово отрываться где-нибудь на безумной электро-альтернатив-вечеринке, и это ещё одна звезда. Ну а если для вас это слишком громко или слишком однотонно, то быть может, это просто старость и пора переходить на Баха с Бетховеном?