ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Хара "Мандрагора"

25-09-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ХАРА
Релиз
“МАНДРАГОРА”
Год
2021
Стиль
Ethno rock
Лейбл
SKETIS MUSIC
Страна, город
Россия, республика Хакасия, город Абакан

Когда подходишь к рецензированию дисков, выпущенных московским лейблом Sketis Music, сразу же обращаешь внимание на то, как стильно, лаконично и убедительно они выглядят. Это тот самый минимализм, который предполагает наличие всех нужных и необходимых аспектов, но исключает всё лишнее и избыточное. Сравнивая, к примеру, “Мандрагору” абаканской группы Хара с последним альбомом легендарных тувинских рокеров из Ят-Ха, изданным американским Lollipoppe Records, нельзя не заметить, что по качеству и необходимой этно-аутентичности они практически не отличаются, а российский релиз не уступает заграничному. И в первом, и во втором случае перед нами лаконичная картоночка четырёхпанельного диджипака, но оформлено и сделано всё в обоих случаях с такой любовью, что, что сразу же приходит понимание: это стоящая вещь.

И альбом у ребят из Хары действительно получился очень живой, непредсказуемый и норовистый – всё как и полагается, если ты назвал свой диск “Мандрагора”. Шутливое посвящение Альберту Кувезину из Ят-Ха здесь переходит в грустную и лирическую “Русскую душу”, а она в свою очередь перекликается с такой же раздольной и задумчивой “Пьяной Россией” и созвучным ей разухабистым гимном алко-непосредственности в виде трека “Хмельная кружка”, а длится всё это без малого сорок минут – в самый раз, чтобы как следует расслабиться и насладиться настоявшимся саянским блюзом. Вдумчивый акустический минимализм Хары воспринимается очень камерно и уютно, а ощущение по ходу его прослушивания складывается как от посещения какого-нибудь душевного квартирника или от посиделок с добрыми приятелями у ночного костра после рыбалки.

Основное настроение “Мандрагоры” тёплое, спокойное, расслабленное, мирное и природное. Здесь есть бодрые хулиганские вещицы и отдельные юмористические шаржи в текстах, но присутствуют они скорее на факультативной основе, выполняя роль приправ и пряностей для основного блюда. Альбом не будет будоражить вашу нервную систему и перегружать смыслами ваш мозг – наоборот, он призывает расслабиться, прислушаться к своей душе и побыть немного наедине с собой и своими мыслями, не принуждая себя за кем-то гнаться, кого-то обгонять и соответствовать каким-то надуманным стандартам. Здесь всё просто, тихо и естественно, и в таком миролюбивом супрематизме как будто просматривается что-то от хиппи и тёплых вечерних посиделок советских рокеров-интеллигентов.

У меня осталось впечатление, что авторы пока работали над данным релизом, совершенно не напрягались и тем более не пытались мудрствовать лукаво и мучить себя и слушателей какой-либо концепцией, а потому ждать от “Мандрагоры” какой-то последовательности точно не стоит. Как и в книжках про Гарри Поттера, из которых многие из читающих эту рецензию и узнали впервые про данное диковинное растение, на рецензируемом альбоме всё целиком завязано на эмоциях, впечатлениях, волшебной аутентичности и этно-волнах, несущих душу через аудио-штормы и штили прямо в рай первозданных природно-музыкальных впечатлений, и это в совокупности своей у Хары по-настоящему впечатляет. Это интеллектуальный русский рок, но исполненный на знойных этнических инструментах, и такой шаманский аккомпанемент здесь задаёт тон всему.

Можно сказать, что сдержанная акустическая балладность, ядерный рок-н-ролл и этника у Хары присутствуют практически в равных пропорциях, а диковинные и непривычные для уха большинства рядовых рок-фэнов моринхур, пимак, калюка, хомус, гусли, глюкофон и кенгирге отлично вписываются в незатейливые фолк-рок-квадраты и создают ощущение притаившегося за ними и за пением двух Александров аутентичного шаманского великолепия. Ну а что, если верить Владимиру Серкину, даже самые суровые обладатели бубнов и вековой мудрости иногда спускаются в селения обычных смертных и совсем не прочь там пожить некоторое время как мы с вами, приобщившись благам цивилизации и освоив по случаю несколько новых экзистенциальных практик.

Кстати говоря, мне на рецензирование “Мандрагора”, последний релиз Ят-Ха и ещё пачка фолковых аудио-красот пришли от Sketis Music в компании с кусочками пихтовой коры (!), заботливо упакованной в крафтовый бумажный пакетик, и в первый момент такой необычный бонус заставил меня удивлённо приподнять бровь. “Для настроения” – пояснил главнокомандующий лейбла Максим Ярёменко, и уже тем же вечером я смог оценить всю полезность такого неожиданного подарка. Когда ты живёшь в каменной громадине посреди бетонных джунглей современного мегаполиса, тебе будет не так просто сходу настроиться на сибирскую этнику, а вот когда в комнате приятно потягивает пихтовой смолой, уже совсем другое дуло – нужные и правильные мысли сами лезут в голову, а перед мысленным взором встают уже совсем иные пейзажи и ландшафты.

Вероятно, объективно “Мандрагора” не является каким-то потрясающим воображение шедевром, однако знающие люди не случайно так упирают на то, что для адекватного восприятия нужна правильная атмосфера и соответствующий антураж. В данном случае кусочки ароматной древесины, великолепно оформленный и звучащий CD, давнее общение с лейблом-издателем и моё собственное недавнее интервью с гитаристом/вокалистом Хара Александром Медведевым сделали своё дело, и на нужный лад я настроился самым правильным, всеобъемлющим и восхитительным образом, а в соответствующй графе по поводу данного релиза практически на автомате нарисовался высший балл. Я не могу назвать этот альбом бриллиантом своего жанра и прорывом в этно-роке, но он по-настоящему крут и характерен, а это уже очень даже немало. Слушать его приятно и радостно, а при повторных прослушиваниях он не будет надоедать и приедаться.