ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Yat-Kha (Ят-Ха) "We Will Never Die"

24-09-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЯТ-ХА
Релиз
“WE WILL NEVER DIE”
Год
2021
Стиль
Ethno rock / folk rock
Лейбл
LOLLIPOPPE RECORDS
Страна, город
Россия, Тыва (Тува)

Эта заслуженная тувинская этно-рок-группа давно обрела культовый статус практически во всём мире, однако в России они, вероятно, не имеют такого размаха и влияния, и не все из читающих сейчас эти строки досконально знают все перипетии долгой и занимательной истории Ят-Хи и её бессменного лидера Альберта Кувезина. А играет Ят-Ха ядерный шаманский рок, в котором рок-н-ролл и народные традиции тувинского народа идут рука об руку, а характерный вокал Альберта задаёт тон звучанию всего материала. Шаманский бит, блюз, застрявший в веках, драйв степей и полей – все эти дефиниции можно отнести я Ят-Ха, и это будет справедливо и точно.

Голос Альберта вы могли слышать на последнем альбоме группы Рада & Терновник, в 2016 году он принял участие в записи альбома “Агитатор” знаменитой тувинской группы Хартыга, пригласить его в качестве гостевого вокалиста почитают за честь многие знаменитые иностранные команды, и всему этому есть простое и элементарное объяснение – энергетика и харизма у данного человека просто запредельные. Даже если вы далеки от восхищения прелестями горлового пения, от фолка и этники как таковых, музыка этой группы всё равно может затронуть и наверняка затронет внутренние струны вашей души, и начинать знакомство с Ят-Ха, вероятно, стоит как раз с нынешнего, новейшего их альбома.

Пусть пандемия и внесла серьёзные коррективы в деятельность многих заслуженных коллективов, и Ят-Ха не стали исключением, настрой и эмоциональную концентрацию их творчества все эти трудности лишь усилили и закалили. Несмотря на то, что был перенесён российский тур группы, менялись замыслы и задумки по поводу долгожданного релиза, а в конце концов из группы даже ушёл проигравший с Альбертом целых двадцать лет Евгений Ткачёв (Opycham), диск всё-таки был выпущен и получил говорящее название “Мы никогда не умрём”, превратившись в своеобразный манифест взрослого и настоявшегося этно-рок-н-ролла.

Часть песен музыканты записали в Германии после окончания своего последнего до пандемии тура в конце 2019 года, часть была записана Альбертом весной 2020 года в домашних условиях методом наложения, сведение делали в Германии, мастеринг – в Штатах, однако фирменный национальный колорит Ят-Ха, конечно же, никуда не делся и ощущается на “We Will Never Die” в полном объёме. Хотя сам Альберт и говорит, что весь спектр задумок реализовать всё же не удалось, и при намеренном общем unplugged-курсе релиза он оказался в итоге более минималистичным, чем планировалось, при прослушивании этого совершенно не ощущаешь.

Евгения Ткачёва за ударными заменил Найыс Дулуш, известный профильным этно-слушателям по группе Хартыга, в качестве продюсера выступил давний друг коллектива Хеннинг Купер, являющийся главой и руководителем немецкого лейбла Lollipoppe Records. Кроме того, насколько я знаю, в данный момент планируется издание “We Will Never Die” на виниле и по данному случаю был даже сделан особый микс где-то в Германии, ну а пока виниловая версия релиза ожидает своего часа, мы обратим внимание на любезно предоставленный нам Хеннингом и присланный Максимом Ярёменко лаконичный четырёхполосный диджипак.

Даже принимая во внимание то, что новейший альбом Ят-Хи содержит всего девять треков, длительностью менее сорока минут, он получился очень содержательным и разнообразным: тут и кавер на Джорджа Харрисона с его “While My Guitar Gently Weeps, и перепевка блэксэбботовской “Solitude”, и вдумчивая инструментальная пьеса, и народная тувинская “Kongurgai”, ну а меня больше всего поразили на “We Will Never Die” русскоязычные “Умывался ночью на дворе” и “On The Path”. Кстати, вторая из них была написана Альбертом ещё в 1989 году, и сейчас поневоле удивляешься силе её прозрений и интуиций, а также творческому гению автора.

Трудно не заметить и не оценить уровень владения словом Альберта и то, как он мастерски раскрывает с помощью таких простых и, в общем-то, незатейливых слов сложные философские и мировоззренческие проблемы. В этом плане я не могу удержаться, чтобы не назвать музыканта тувинским Б.Г. – всё то же тонкое чувствование эфирных струн словесности, филигранное обращение с рифмами и медитативная, нездешняя размеренность, отличавшая мудрецов и отшельников. Слушать его песни одно удовольствие, его вокал завораживает и сокрушительно бьёт под дых своим мощнейшим энергетическим зарядом, а всё вместе – это невероятный этно-восторг, универсальный язык музыки и ритма, не знающий границ и ограничений.

И альбом при всей своей простоте, акустической аскетичности и скоротечности оставляет очень сильное и глубокое впечатление. На этом диске на самом деле нет ничего лишнего – здесь всего понемногу, но все элементы на своих местах и в строго отмеренных дозах и пропорциях, а когда пластинка подходит к завершению своего хронометража, приходит осознание глобальной неслучайности всего того, что мы только что услышали. Песни расставлены по своим местам, словно звёзды на небосклоне ясной августовской ночью, а эмоциональный накал, страсть и подача “We Will Never Die” напоминают о временах классических релизов битлов и роллингов.

К сожалению, меня нельзя назвать давним поклонником этой группы, я узнал о них очень поздно (спасибо Максиму Ярёменко из Sketis Music, отвечающему за издание и распространение релизов Ят-Хи на наших российских территориях, за то, что такое знакомство состоялось!), и у меня в коллекции не так много их дисков, однако “We Will Never Die” окончательно и однозначно убедил меня в том, что творчество данного коллектива нужно изучить самым внимательным образом. Думаю, даже сам упоминавшийся уже сегодня Борис Гребенщиков поставил бы данному альбому высший балл, ну а я лишь подтверждаю его мнение и решение - великолепный релиз.