ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Mortid "Lupanar"

22-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
MORTID
Релиз
“LUPANAR”
Год
2020
Стиль
Progressive metal / doom metal
Лейбл
WILD ENERGY MUSIC
Страна, город
Россия, Калуга

Яркая и хорошая обложка – это уже половина дела, если ты хочешь выпустить успешный альбом, который слушатели будут котировать наряду с западными иконами жанра и переслушивать не реже, чем самые любимые и проверенные релизы. Кроме того, крайне желательно и уж точно не будет лишним, чтобы образ на обложке был как можно более запоминающимся и застревающим в сознании, а элементы такого арта могли всплывать в мозгу в разных жизненных ситуациях сами по себе и таким образом вызывать ассоциации с данной музыкальной работой. Сложно, невероятно, недостижимо? Почему же, совсем нет – посмотрите хотя бы, как все упомянутые выше условия с успехом реализовали металлические экспериментаторы из Mortid, и какой убедительный у них в итоге получился результат.

“Lupanar”, что в переводе означает “лупанарий” или “волчица”, представляет собой второй лонгплей этого калужского коллектива и является преемником их вышедшего в 2017 году полноформатника под названием “ID”, а в плане жанра и стиля “мортиды” всё так же балансируют на грани дума, готики, электроники, дарк-металла и всеохватного прог-металла, меняя величины и пропорции, но не изменяя себе. Три долгих года ушло у музыкантов на подготовку своего второго полноценного залпа, но их усилия и труды не были напрасны: слегка припорошенный этническими элементами дарк/дум-метал этой команды отличается повышенным градусом мелодичности, на удивление свободными вокальными линиями и достаточно олдскульным гитарным звуком, и в такой совокупности как раз и заключается квант их оригинальности и своеобразия.

Несмотря на всю показательную олдскульность и хрестоматийность “Lupanar”, с кем-то адекватно сравнить и сопоставить его не так-то просто, а все цитаты и межпредметные отсылки производятся командой на пластинке настолько аккуратно и хирургически, что нет не только возможности обвинить их в плагиате, но и просто проследить влияния и источники заимствования, выведя на чистую воду корни и векторы инспирации команды. Все аналогии и параллели, которые будут задействованы при попытках описать и охарактеризовать их музыку, будут весьма отдалёнными и прозрачными и скорее покажут собственные симпатии автора, нежели какое-то объективное сходство, а самым точным и адекватным, что можно сказать про этот состав, будет такое афористичное и претенциозное “Mortid – это Mortid”.

Лично я услышал в “Lupanar” Mortus и Cemetary (риффы и музыка), Sentenced, Green Carnation, Solitude Aeturnus, Silent Tales и Entwine (чистоголосые вокальные мелодии), Crematory (электронные фишки, индустриальные элементы, гроул и сочетание чистого и экстремального вокалов), Betray My Secrets, Shiva In Exile и Ashes To Ashes (этнические и дарк-металлические фишки), а затем сбился и перестал искать аналогии и параллели. Да и не в этом в данном случае дело – совсем не в этом. Эта группа создаёт по-настоящему впечатляющие музыкальные сюиты, они слушаются с большим эмоциональным подъёмом и вдохновением, а все задействованные командой составляющие и ингредиенты находятся на самом высоком и убедительном уровне, нигде не допуская не только слабины, но и намёка на неё.

Шикарная атмосферная полубаллада “Cassiopeia” напомнила мне своими соборными распевками кумиров детства из Tristitia, распевные напевы “Blood Bath” вызвали в памяти готик-метал-времена в эволюции Paradise Lost, а практически вездесущая электроника перманентно и настойчиво проводила параллели в сторону Crematory. “Lupanar” можно с уверенностью ставить в один ряд с новинками мирового тяжмета и с последними релизами Darzamat, Green Carnation, Sorcerer, Leaves’ Eyes и Draconian в частности, и даже на таком супремативном и делюксовом уровне он ничуть не померкнет и не потеряет своего очарования, а причина тому – потрясающий уровень саунда, продакшна и эти пробирающие насквозь призрачные мелодии, по поводу которых англоязычные журналисты, я уверен, просто обязаны ввернуть в своих манускриптах слово “haunted”, ведь иначе как сверхъестественными причинами их прилипчивость просто не объяснить.

Не так много есть команд, которые вышли из дэта и дума, а затем смогли успешно эволюционировать в прогрессив, не предав при этом свои металлические корни и не утратив изначальную специфику. In The Woods…, Green Carnation, Amorphis, Deva Obida… и вот теперь в этот список можно с чистым сердцем и с полным на то основанием добавить и Mortid. Такие треки с их новейшего релиза как “L.I.P.S” и “Tuntematon” прочно стоят на берегах олдскульного дэт-дума, но в то же время взор их устремлён куда-то очень высоко за облака, где витают в небесной вышине совсем другие идеи и гармонии, а своё существование ведут совсем другие жанры. И как тут не вспомнить сейчас сербов из Silent Kingdom, которые доэволюционировались на своём последнем альбоме до чистого арт-рока – подобной тропой следуют ныне и Mortid, но без ущерба для металла и своих корней, что вдвойне редко, удивительно и почётно.