ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Печь "Созвездие"

17-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ПЕЧЬ
Релиз
"СОЗВЕЗДИЕ"
Год
2019
Стиль
Post-punk / funk rock / alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Эти московские фанк-альтернативщики обещали выпустить свой третий альбом ещё весной, а чуть раньше очень своеобразно начали готовить для него почву и представили затейливый diy-клип на песню “8:03”, о котором я уже подробно теоретизировал в своей январской рецензии. Как водится, с релизом всё немного затянулось, и альбом увидел свет практически в последний день весны – 29 мая, а потому неминуемо (и предсказуемо) оказался по сути и сущности своей летним. Что ни говори, а умеют эти ребята правильно пиарить и позиционировать свою музыку: ну в самом деле, что может быть более своевременным и приятным летом, чем летний альбом летней и жаркой группы, в музыке которой жарко и комфортно словно в печи?

По поводу последнего я, кажется, слегка перегнул, но да не важно, ведь уже звучит открывающая компакт “Не верил”, которая очень доходчивым, доказательным и иллюстративным образом являет нам исполняемый современной Печью кроссовер из панка, фанка, рока и альтернативы. Что-то почти блэксаббатовское послышалось мне в основном риффе этой вещи, что-то до боли напоминающее “War Pigs”, но так было ровно до тех пор, как в дело был запущен философствующий голос вокалиста, который и расставил все точки над “Ы”, разом сорвавшись в классические прерии Red Hot Chilli Peppers и не забыв про напевную романтику раздольных припевов, и, что важно отметить, всё это на фоне всё того же саббатовского вязкого стоунера.

А для второй вещи с альбома написал текст некто Александр Сергеевич “Солнце русской поэзии” Пушкин. Тут мы все дружно снимаем шляпы, оголтело котируем и ценим такую литературно-вербальную преемственность, и композиция действительно получилась очень неплохой, правда фанка здесь уже минимум, а вот панка полное и широчайшее российское раздолье, не исключая также и нецензурную лексику, которую недрогнувшей рукой наши “печники” дописали к строфам классика. И это не единственный трек на диске, к которому современная жестокая цензура налепит свой ограничивающий возраст слушательской аудитории стикер, – сменяющая её хип-хопообразная “Чит” тоже не лишена крепкого словца. И сменяющая её “Раунд”. И не только.

Сами музыканты называют собственные экскурсы в околонецезурный и околошансон/околоТимати мир словосочетанием “хип-хап”. Что это такое - я доподлинно не знаю, но по духу и по настроению очень похоже на куртуазных маньеристов и в частности на поэта всея Бахыт Компот Вадима Степанцова. Много панковой непосредственности, много вербальной свободы и фанковой отвязности, немного словесных каламбуров – это и есть хип-хап. А знакомиться с данным самопровозглашённым жанром стоит, пожалуй, начинать с упомянутой мной уже, четвёртой по счёту на диске “Раунд”, которая имеет подназвание “Малолетние рукоблуды”. Характерная вещь, хотя слишком спонтанная на мой вкус.

Намного более привлекательны, на мой взгляд, куда более вдумчивые, жизненные и серьёзные “Сюжет” и “Настоящее”, в надрывных признаниях которых без труда узнаются летовские интонации и столь характерная для Agenda жажда правды. Фанк конечно в этих сюитах отходит на второй план, а пресловутой хип-хап и вовсе где-то съёживается в пыльном углу, однако общей композиторской силе и особой “печной” забористости это нисколько не вредит. А ведь на альбоме есть ещё надрывная алкогольно-романтическая баллада! Трек “Балабол”, который автор негласно посвятили незабвенному Киту Флинту (или Курту Кобейну?), это одна из самых ярких и запоминающихся вершин с актуального компакта, и выглядит она действительно весьма неплохо.

Сменяющая “Балабола” “Как Комплимент” тоже балладна и лирична, но в отличие от неё ещё более гранжева, психоделична и абстрактна, что вероятно приведёт в восторг любителей Grateful Dead и ценителей долгих вечерних созерцаний, сидя где-нибудь на крыше с ботлом вайна в руке, но более приземлённому слушателю вполне способна показаться скучноватой и подзатянутой (не надо кидать в меня бутылкой, я этого не утверждал!). “Выбей меня из меня” как будто пробует смешать водном алхимическом флаконе Nirvana и (The) Dead Elvis, а заключительный аккорд данного музыкально-литературного эксперимента называется “Устал” и представляет собой практически tabula rasa в духе предельного акустического минимализма, но с душой (sic!).

И отрицать, что альбом вышел вполне себе симпатичный после того как мы с вами прослушали его от и до, будет уже далеко не так просто, как было ещё час назад, когда мы просто брели мимо по облюженным кварталам социальных сетей и уныло выцепили взглядом из разноцветно-разномастного рекламного многообразия отсылающий к классике Малевича чёрно-белый конверт актуального “печного” лонгплея. “Сюжет”, “Балабол”, “Как комплимент”, “Выбей меня из меня”, “Устал” – уже за эти пять треков (половина таки) вполне можно ставить релизу твёрдые 4 звезды. Пушкин? Пушкин конечно хорош, но эксперименты на то и эксперименты, чтобы быть неоднозначными, хотя релиз в целом, конечно, жаркий: и пирожков испечь, и яичницу пожарить.