ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Return Of The Soul "Digital Dream"

08-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RETURN OF THE SOUL
Релиз
“DIGITAL DREAM”
Год
2022
Стиль
Modern metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Екатеринбург

О задумке и масштабе вышедшего сейчас полноформатника некоторые внимательные слушатели имели возможность узнать ещё чуть меньше двух лет назад, когда в октябре 2020 екатеринбургский модерн-метал коллектив Return Of The Soul выпустил шестирековый EP “Digital Dream Part 1 Echoes Of Thunder”. Это было началом и затравкой, а также преддверием большого путешествия, и вот сейчас этот путь, наконец, окончен и перед нами полнометражный концептуальный эпик, где задуманное, наконец, завершилось и приняло свой окончательный вид.

В общей сложности работа над альбомом велась долгих три с половиной года, были периоды спада и блужданий во тьме, но лидер коллектива всё-таки нашёл в себе силы и довёл свой фэнтези-блокбастер до логического финала. По крайней мере, его аудио-составляющую. Насколько я знаю, по мотивам “Digital Dream” один волгоградский автор пишет литературный труд, который будет выпущен в виде отдельной книги, ну а сейчас, собственно, пару слов по поводу сюжета и фабулы повествования.

Недалёкое будущее, всеобщая чипизация и вовлечённость в цифровую реальность, но у главного героя вдруг возникают какие-то неполадки с выходом в сеть. Он выходит на повстанцев-изгоев, что живут лагерем где-то на задворках цивилизации, а тут ещё и влюбляется в странную особу, встречи с которой пробуждают в нём какие-то смутные воспоминания из детства. Вдвоём они прорываются к ренегатам, находят там мать героини в лице одной из старейшин, а затем все вдруг видят взрывы в виднеющемся на горизонте городе, а мы имеем толстый намёк на тонкое продолжение истории.

В общем и целом, перед нами классическая антиутопия в духе «Терминатора», но чуть более приближенная к нашей непосредственной эмпирической реальности, бонусом к которой идут философские рассуждения главного героя о том, что все в сети носят маски, и только в короткие мгновения отключения от сети и полного возвращения в реальность могут быть теми, кем они на самом деле являются. Авторы ведут свой рассказ неспешно, с толком, с чувством, с расстановкой и с удивительным разнообразием, которое касается как инструментальной составляющей, так и вокала.

Ну а по музыке перед нами всё тот же кинематографический модерн-метал, к которому вы уже имели возможность прикоснуться чуть ранее на упоминавшемся сегодня EP 2020 года, но с более детальным и иезуитским продакшном, в бо́льших концентрациях и с достроенным, наконец, до своего логического завершения повествованием. Менялся состав, история обрастала новыми нюансами и подробностями, гитары переписывались, а последние штрихи вносились чуть ли не на коленке и в последний момент перед отправкой под заводской пресс, но всё в итоге состоялось.

И о модерн-металле как таковом в данном случае напоминает нам по большей части лишь вокал (он свободолюбивый, хриплый, местами порывисто-ревущий, местами чистый и тянуче-душевный, кое-где эстремально-рычащий, но непременно с этой характерной альтернативной подачей, которая так часто используется в данном жанре), в то время как инструментал на “Digital Dream” по большей части атмосферный и кинематографичный, с лёгкими отголосками готики a la Lacuna Coil и концептуальных прогрессив-сюит Dream Theater.

Музыканты действительно представили объединённую единой тематикой прог-метал-оперу, лишь стилистически зачёсанная под модерн-метал, и ощущение от данного релиза остаётся эпическое и монументальное. Впрочем, всё это не говорит о тяжеловесности и довлеющей грузности “Цифрового сна”, даже напротив. Любой из треков с “Digital Dream” без проблем может существовать отдельно, и в каждом из них достаточно хитовости и синглового потенциала, чтобы распространяться вне связи с целым и восприниматься при этом совершенно автономно.

Композиции с “Digital Dream” не склонны чрезмерно затягивать свою длительность или перебарщивать со сложными вставками и переходами, а прогрессивность в них сочетается с лёгкостью и чуть ли не с поп-доступностью. И не случайно чуть выше в плане аналогии мне пришли на ум итальянские экспериментаторы из Lacuna Coil – у “Digital Dream” действительно довольно много от этой группы, хотя ничего похожего на женский вокал или на тематику релизов команды Кристины Скаббиа на этом альбоме вы, конечно же, не найдёте.

После вводной интерлюдии интро нас встречает грозный среднетемповый эпик “Реальный мир” с лирической вставкой в середине, сменяет его такая же неспешная и припечатывающая, но чуть более упирающая на клавишную мечтательность и чистоголосые напевы “Нейронет”, ну а дальше альбом уверенно пойдёт по нарастающей, и меланхолия “Старого маятника”, записанного совместно с Vices Abyss, здесь будет легко и изящно перемежаться вкрадчивой балладностью “Дисконнекта”, танцевальным отжигом “No Pain” и авангардным хаосом “Перезагрузки”.

Стоит упомянуть отдельно восьмой трек, записанный с вокалистом Neuropolis, скрывающимся под псевдонимом V, и сделать это стоит по причине особой фундаментальность и тяжеловесной основательности “Одиночества”. Сочетание мощного экстрим-вокала и напевного чистого здесь оказалось особенно удачным, и я бы даже назвал эту вещь с её глубокомысленным проигрышем в середине кульминационным пиком альбома и его эмоциональным апофеозом. Сравниться с ней может, пожалуй, только “Душу запрячь – сердце открой”, но это уже повод для отдельных сопоставлений и дискуссий.

И, кстати, очень большое достижение “Цифрового сна”, помимо всего прочего, состоит в том, что он не стал идеальным перепродюсированным релизом, в котором всё рафинировано и выхолощено до бездушной и искусственной стерильности. В этих песнях чувствуется дыхание и жизнь, и это действительно очень живой и экзистенциальный альбом, сюжет которого ведёт за собой и захватывает воображение. Казалось бы, масса избитых клише и давно растиражированных шаблонов жанра, но авторы всё-таки смогли вдохнуть в них свою искру и наделить душой.

Инструментальные вещи органично переплетаются с хитовыми чартбрейкерами и чуть менее очевидно удачными композициями, но именно эта неровность и непредсказуемость и делают прослушивание “Digital Dream” таким интересным и реалистичным. Перед нами как будто попытка объединить два разных и диаметрально противоположных полюса: модерн и классику-олдскул, поп-мейнстрим и арт-элитарность, простоту и прогрессивность, мтв-готику и серьёзную литературную кинематографичность, но Return Of The Soul смогли усидеть на двух стульях и сблизить-таки упомянутые антагонистические начала.

Ну а главное, что меня привлекло на этом альбоме, это лёгкость и простота. Когда слушаешь треки с рецензируемого компакта, складывается ощущение, что музыканты были серьёзны и ко всему подошли с линейками перфекционизма, но при этом всё-таки не растеряли безудержного рок-н-ролльного задора, и в первую очередь сами наслаждались процессом создания и записи диска. Их драйв и этот особый кураж очень ощущаются в звуковых дорожках “Digital Dream”, и именно благодаря им то, что могло быть таким скучным, стало таким хулиганским и экзистенциальным.