ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Screed "Рассвет"

14-07-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SCREED
Релиз
“РАССВЕТ”
Год
2021
Стиль
Epic heavy metal / hard rock / hard’n’heavy / classic doom metal / progressive metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Нижний Новгород

Я всегда был поклонником классического хэви-металла с каноническим звуком 80-х, но эксептовский “Death row”, Удо с его “No Limits” и Reactor с их “Farewell To Reality” расшатали мою ортодоксальность, и я вынужден был признать, что свежие веяния в рамках жанра тоже вполне имеют право на существование и могут быть уместны. И нет, я это не к тому, что нижегородский коллектив Screed на своём дебютном альбоме записал что-то непонятное и с неуместным для хэви-металла звуком, однако авторы “Рассвета” явно не чужды экспериментам, и загонять себя в прокрустово ложе отживших стереотипов не намерены.

На своём актуальном полноформатнике участники Screed представили очень лиричный материал в духе головокружительного олдскульного микса, который я бы определил как смесь классики Чёрного Кофе, уже упоминавшегося выше альбома Reactor с легендарным вокалистом Angel Dust S.L.Coe, и позабытых ныне героев вроде Нового Завета, Кредо и Мономаха. В плане же саунда ребята не стали равняться на стандарты 80-х, а постарались, ни на кого особо не ориентируясь, нарулить максимально жирный, разнообразный и плотный звук, с которым их материал воспринимался бы самым выигрышным и адекватным образом.

И получился раздольный, очень жизнелюбивый и в самом хорошем и подлинном смысле русский релиз с неспешным темпом, глубокомысленными лирическими отступлениями и прочувствованными текстами. Семь композиций, семь историй, семь битв с самим собой за право быть и оставаться человеком – про попавшие на альбом треки хочется написать что-то поэтичное, в меру пафосное и сдержанно героическое, как, впрочем, и подобает заявленному хэви-метал-амплуа Screed, и во что, увы, уже почти совсем не верится, если мы говорим об отечественном тяжмете, где клише и штампы давно похоронили под собой все поросли искренности.

Начинается альбом достаточно разреженно и клавишно, в ритмах и в отдельных вокальных фрагментах без труда узнаются отголоски легендарных “Деревянные церкви Руси” и “Брожу по городу один”, но очень скоро за ними выходят на поверхность более тяжёлые, почти думовые риффы, и атмосфера значительно сгущается. Намёки на синтезаторные красоты Axxis и Kingdom в “Шторме” прозрачны и уверены, однако, несмотря на то, что перед нами среднетемповая вещь, близкая к балладе, уровень тяжести данного трека в буквальном смысле зашкаливает. Пусть такие авторские самобытности могут показаться слегка наивными, Screed не желают быть тривиальными, и это их выбор.

Третий номер под названием “Растворяясь в вечности” вновь привносит на альбом сокрушительный рёв перегруженных гитар и пронзительные вокализы, а ощущение от данного опуса остаётся такое, будто фронтмен команды действительно один на один борется со штормом и пытается преодолеть разбушевавшуюся стихию. Интересная акустическая вставка в духе русских былинных традиций добавляет композиции контраста и делает её ещё более резкой, тяжёлой и грандиозной, сближая с эпиками Candlemass вроде “At The Gallow’s End”, и это в данном случае действительно уместно и своевременно, узаконивая для альбома горделивую приставку epic.

Балладный фит с Эльвирой Киселёвой напоминает Крюгер с Джиной “Рок-н-ролл”, следующая за ней “Дождь” имеет много общего с классическими русскими романсами и с Алисой времён “Дурня”, но всё это в обрамлении фундаментальных металлических аранжировок, симфонических интерлюдий и очень неплохого хэви-металлического соло, что не оставит никакого места для сомнений в том, что перед нами настоящая метал-группа. Титульная вещь возвращает на пластинку бодрые ритмы и жёсткие риффы, а финальная “Ладожский лёд” является ещё одной вершиной альбома, с удовольствием отдавая должное тяжеловесному концепт-металлу.

Они вернулись к традициям, принятым в среде адептов хард-н-хэви 80-х, постарались взять от него всё самое лучшее и подать под современным соусом, что, вероятно, можно воспринимать как изначально провальную идею, но у них на удивление всё получилось. Может быть, “Рассвет” не дотягивает до высот хитовости и песенности классики Арии, Легиона, Тяжёлого Дня и того же Чёрного Кофе, но их серьёзность a la Queensryche и Fates Warning выгодно отличает группу и помогают участникам Screed быть узнаваемыми и убедительными, а их креативность и самобытность превращает треки “Рассвета” в настоящие гимны эпичного металла.

У их вдумчивого, слегка меланхоличного эпик-хэви-металла сильное и монументальное послевкусие (ещё немного, и получится что-то в духе Candlemass, Trouble и Mercy, стоявших в начале 80-х у истоков классического дум-металла), а их поэтичность вызывает в сознании высокие и чистые образы в лучших традициях первых арийских альбомов. “Для кого-то хэви-метал – развлечение на час, а другой за штуку эту жизнь и кровь свою отдаст” - вспоминаются мне слова Вадима Степанцова, и печальные воины из Screed со своим благородным прог-дум-хэви-материалом явно относятся ко второй из упомянутых категорий.

Порой тематика альбома и его отдельные текстовые пассажи напоминали мне Северные Врата и их “Отчизну”, однако масштаб идей и уровень реализации у “Рассвета” намного круче и серьёзнее. Великолепные соло, детально продуманные лабиринты композиций, риффинг и кач на грани возможного, выстраданный вокал и словно написанная кровью сердца лирика – мне всегда казалось, что классический дум отечественного производства должен звучать именно так, и Screed с честью используют и продвигают все перечисленные ингредиенты. Данный релиз имеет свои недостатки и недочёты, но я всё равно с удовольствием ставлю ему высший балл – для меня просто гениальный релиз и очень приятная находка на ниве русскоязычного олдскула.