ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Станция Июль "Божественный Ветер"

17-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СТАНЦИЯ ИЮЛЬ
Релиз
“БОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕТЕР”
Год
2020
Стиль
Art rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Представители интеллектуального русского рока очень любят дорожный буги и фантазировать на эту тему: Умка рассказывала нам про станцию peacedeath, Арефьева не могла определиться между станцией “Блюз”, станцией “Боль” и станцией “Алкоголь”, а эти свингующие рокеры решили сделать всё светло и ясно, по-летнему, но одной станцией ограничиваться не пожелали, поскольку, как они полагают, каждый день – это новый вокзал, а единственное что есть постоянного в жизни это непостоянство и перманентное изменение.

“Божественный ветер” – это очень несовременный и ностальгический альбом. Здесь арт-рок совмещается с театральным кабаре-роком, а джаз и регтайм взахлёб танцуют под знойные духовые и протяжную скрипку с рок-н-роллом. О том, что радикально винтажный материал может быть убийственно-цепляющим нам всем рассказала ещё Эми Уайнхаус, а студийные алхимики из Станции Июль решили повторить всё на бис и слегка переаранжировать по-своему. Женский вокал, мечтательные мелодии и расслабляющая лаунж-атмосфера – это “Божественный ветер”

На самом деле, с кем-то адекватно сравнить этот альбом не так уж легко. Диск похож одновременно на целый ряд самых разных групп и в то же время не похож ни на кого. Возможно, в философствующих текстах команды присутствует что-то от той же Арефьевой, но они намного более нежны и печальны, больше склоняясь в плане настроения к группам вроде Белой Гвардии. Есть что-то от Жанны Агузаровой и от её космических баллад в том, как эти рок-экспериментаторы понимают музыкальные и поэтические принципы, но они всё же воплощают свои музыкальные мечты несколько иначе.

На рецензируемом альбоме практически нет хулиганства, эпатажа и словесных каламбуров, а всему этому авторы явно предпочитают плавные настроенческие вещи, под которые можно было бы медитативно созерцать сменяющие друг друга за окном поезда незнакомые пейзажи и спокойно наслаждаться мерным течением жизни. “Божественный ветер” созерцателен и меланхоличен, художественно-креативен и совершенно не желает себя ни в чём ограничивать, не чувствуя ни малейшей необходимости оставаться в прокрустовом ложе рок-квадрата.

Отголоски Дзусовой, Богушевской, где-то даже Сургановой, Свиридовой и Mezzamo сменяют друг друга, словно вальсируя и играя, и создают при этом причудливые картины поэтического декаданса и восхитительного творческого беспорядка. Звучит это дело винтажно, но по-настоящему крафтово и лампово, а переплетение струнных и духовых создаёт подчас совершенно ирреальную, почти фантасмагорическую картину, которая временами напоминала мне даже гармонии и саунд позднего Sopor Aeternus (“Корабли”, “Лирический герой”).

Станция Июль на всех парусах вошли в мир современного ностальгирующего рока, уверенно потеснив Немного Нервно, завтораккусто, Всё-таки любовь и иже с ними и при этом не померкнув на их фоне и не растворившись в аллюзиях к более старшим собратьям по цеху. Альбом максимально разнообразен и даже непредсказуем - стартуя игривой и легкомысленной “Радио”, диск предлагает нам продолжить путешествие по пересечённой местности ещё более легкомысленной и заводной “Вокзальный рок-н-ролл”, а затем пускается в романтическую рефлексию “Хождения за три моря” и доходит до уже откровенно грустных тонов “Кораблей”.

Биполярные настроения “Лирического героя” и вязкие кабаре-мотивы “Не нам” переходят в депрессивный, щедро отороченный партиями скрипки буги “Марш Зимы”, где явственно чувствуются аллюзии к Ночным Снайперам, а затем нас ждёт очередное погружение в балладную негу, которое носит имя “Однажды” и не скупится на красивые клавишные переливы в духе Джона Лорда и Кена Хенсли. Медленная, но довольно тяжёлая и гитарная “Время для танцев” сменяется титульной вещью, которая определённо является одной из самых красивых, лиричных и впечатляющих песен на альбоме, очевидно обособленно возвышаясь над остальными треками.

А затем настаёт черед изящной шагающей баллады “Девушка” и всё завершается коротенькой пьесой под названием “Новогодняя”, которая проста и монохромна как только что выпавший первый снег. Песни группы имеют совсем не большую длительность, надоедать не намерены и создают настроение точно так же густо и основательно, как это выходит, скажем, у стихов поэтов Серебряного века или у фильмов с Одри Хэпберн. У каждой вещи с этого компакта есть своё лицо и особое настроение, и каждая хороша настолько, что не позволяет мне кого-то из них выделить.

“Всё то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье. Вот этот дом, нам прослуживший век, почти умеет пользоваться речью. Мосты и переулки говорят, беседуют между собой балконы, и, у платформы выстроившись в ряд, так много сердцу говорят вагоны” – писал С.Я.Маршак, и Станция Июль своим творчеством будто подтверждают его слова. Эти музыканты способны впечатлить не только грустных взрослых проводников и уставших привокзальных продавщиц, но и рельсы, шпалы и все иные прилагающиеся к поездам и вокзалам неодушевлённые артефакты.

Божественный ветер в исполнении этой команды заставляет сердце вспомнить о том, что свобода на гранью с неприкаянностью это тоже хорошо, прекрасно и восхитительно, а ноги начинают сами собой шарить в поисках своих любимых походных ботинок. Такой альбом хорошо слушать, когда едешь откуда-нибудь с дальнего или не очень дальнего юга на поезде в Питер, в сумке у тебя книжка Эльчина Сафарли, а на душе легко, светло и радостно в предвкушении долгого и культурно насыщенного отпуска с нотками сладкой летней размеренности и осеннего нуара.

А можно никуда не идти и не ехать, а просто отпустить свои мысли, заботы и дедлайны свободно парить под потолком и растворяться в пышных облаках креативной меланхолии альбома, радуясь и тоскуя вместе с лирическими героями и наслаждаясь их беззаботности и непосредственности. Чтобы узреть истину, достаточно наблюдать – был убеждён Сафарли, а рок-н-ролльщики из Станции Июль, в свою очередь, как будто говорят - чтобы быть счастливым, достаточно быть всё время в движении, не бояться нового и не прирастать намертво к старому. Всё легко и просто. Не нужно усложнять.

Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 2 за 2020 год.