ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Станция Июль "Рыбы мёртвых морей"

17-02-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СТАНЦИЯ ИЮЛЬ
Релиз
“РЫБЫ МЁРТВЫХ МОРЕЙ”
Год
2022
Стиль
Art-rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Любители путешествий и атмосферного ностальгического рока из группы Станция Июль продолжают свои музыкально-поэтические изыскания и спустя два года после выхода дебютного лонгплея представляют второй альбом. Перед нами всё тот же ретро-рок на стыке джаза, ска, регги, рок-н-ролла и неоклассики, всё тот же слегка отстранённый женский вокал и поэтичные тексты, а главное - тонны и океаны прозрачной меланхолии, в которых можно тонуть, словно в мёртвых морях, где рыбы давным-давно отвыкли от людей, а люди ещё никогда не бывали.

Казалось бы, ничего нового и ничего экстраординарного (по крайней мере, для этой группы), но такой атмосферный микс с оттенками стоической атараксии и с той особой светлой печалью, которая неизменно сопровождает каждого мыслящего человека, воспринимается у СИ на редкость приятно и увлекательно. Отголоски характерного стиля Fleur, Белой Гвардии, ранней Жанны Агузаровой и Насти Полевой, мечтательные духовые, сдержанные импровизации гитар - всё здесь служит одной и той же цели, и это релакс, мечты и растворение в своих мыслях и размышлениях.

“Рыбы штурмуют сушу”, “там за окном дожди, там за окном снега”, “отрасти себе крылья, лёгкие, душу” - в таких богатых и визионерских образах можно не только заблудиться, но и безвозвратно потеряться, а неоклассические мелодии и инструменты добавляют этой кипящей солянке ещё одну дополнительную пригоршню фантасмагоричного, причудливого и мечтательного. “Рыбы мёртвых морей” - это дрим-поп и дрим-рок почище Ланы дел Рэй и Florence and the Machine, и за переливами их иструментальных фантазий невероятно приятно следить.

Станция Июль и то, что они делают, это действительно ретро, и в этом нет никаких сомнений, но нужно заметить также, что это ретро не только в музыкальном плане, но и в идеологическом, общекультурном. Создатели рецензируемого альбома как будто живут в совершенно другой эпохе и вдохновляются совершенно другими реалиями, что очень чувствуется в их песнях и в том, как они эти песни исполняют. Не всегда то, что они делают, понятно и однозначно, порой это откровенно странно и даже невероятно, но всегда глубокомысленно, ярко и эстетично.

Я уже говорил как-то, что лучшего саундтрека для путешествий, чем музыка Станции Июль, просто не придумать, и сейчас под звуки их второго полноформатника меня вновь тянет куда-нибудь в вояж. Походная сумка с тоской смотрит на меня из своего угла, стоптанные странники-камелоты задорно подмигивают, а старые мозоли зудят в предвкушении приключений. Признак большого таланта - записать такие песни, которые сходу заражают своим настроением, но у этой группы всегда всё получается самым лучшим и безукоризненным образом, и я уже привык к этому.

И художественная, по-настоящему многогранная, стильная и эмблематичная обложка этого альбома не случайно имеет такую нестандартную форму. Подобное творчество надо выпускать на физическом носителе в таком же необычном и причудливом виде, каким отличается внутреннее содержание релиза, и я бы, например, ничуть не удивился, если бы это была книга или стильный пластиковый кейс в форме книги. И, кстати, по количеству образов и по их глубине “Рыбы мёртвых морей” действительно не уступают полноценному художественному произведению.

А любая хорошая книга - это тоже путешествие, и создатели этой музыкально-лирической эпопеи действительно вновь зовут нас за собой по вокзалам и станциям, перронам и причалам, чтобы вместе насладиться красотой и многообразием мира и, созерцая его радости, лучше и полнее понять самих себя. Даже если вы будете слушать “Рыб мёртвых морей”, запершись в комнате и никуда не вставая со своего любимого дивана, ощущения у вас всё равно, скорее всего, будут такие, будто вы странствуете и перемещаетесь сквозь пространство и время.

Лирика и настроение нового альбома Станции Июль напомнили мне мои ранние юношеские годы и молодёжные журналы конца 80-х-начала 90-х вроде Паруса. В те времена в подобных изданиях печатались стихи юных поэтов и велись интересные обсуждения не менее интересных тем и литературных произведений, а атмосфера была доброжелательной, креативной, умной и человечной, и сейчас перед нами такие же достойные образцы вдумчивого и способного к восхищению прекрасным мировоззрения в лице участников Станции Июль и их лирических героев.

На альбоме всего семь треков, и все они настолько хороши, что самые-самые тут выбрать практически нереально, однако я всё-таки рискну и выделю “Внутренний океан” (самый мирный и медитативный трек, близкий к нью-эйджу), “Девочку и море” (самая светлая, весенняя, беззаботная и непринуждённая вещь на альбоме) и “Балтийскую” (самый ритмичный, простой, хулиганский, но в то же время глубокий и многогранный номер в традициях Ночных Снайперов, где за воинствующим показным минимализмом угадываются подводные рифы и яркие глубины).

А ещё стоило бы выделить “Волны” и отметить их нелинейность, глубоководность и таинственность, но тогда уже будет нужно упоминать и оставшиеся три вещи, и мы вернёмся к тому, с чего я и начал: самые выдающиеся композиции тут выбрать не представляется возможным. “Рыбы мёртвых морей” - это альбом из числа тех, о которых принято говорить как о маленьких шедеврах и больших удачах, и мне серьёзная литературность и бьющая навылет искренность этой работы невероятно импонируют. Вот вам и “кризис второго альбома”. Не кризис, а планомерное продолжение и неторопливое восхождение.