ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Tears Of Heaven "Gothesque"

23-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
TEARS OF HEAVEN
Релиз
“GOTHESQUE”
Год
2022
Стиль
Gothic metal / melodic metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Самара

Если вам вдруг интересно увидеть вопиющий непрофессионализм в плане музыкальных рецензий, то можете почитать моё ревью на дебютный альбом этой группы под названием “The Secret”, вышедший семь лет назад. В той моей рецензии плохо практически всё за исключением лишь одного аспекта – искренности. В том далёком теперь уже 2015 году я был настолько впечатлён дебютной работой ребят, что напрочь отмёл все условности, гипотетические “но”, журналистский скепсис и едкую иронию критиканства, а вместо этого практически выдал оду “The Secret”, чуть ли не короновав его как прорыв, шедевр и квинтэссенцию восхищения. И рецензия действительно получилась слишком хвалебной, но жалею ли я спустя семь лет об этом и изменилось ли моё мнение о “The Secret”? Нет, нет и ещё раз нет, хотя представить свою позицию тогда мне, вероятно, стоило бы чуть мягче.

Нонсенс? В категориях шедевральности ни под каким видом нельзя говорить про дебютные альбомы? Некоторые рецензенты в 2015 году думали именно так, и вполне в духе времени критиковали Tears Of Heaven на разные лады, обвиняя их то в несыгранности, то в невиртуозности, а пение вокалистки команды Татьяны Титовой костерили по причине наличия сильного и “портящего всё” акцента. Но не всем злым языкам стоит верить, и “The Secret” лично для меня как был, так и остаётся очень хорошим альбомом, с успехом пройдя испытание временем, и спустя семь лет, прошедшие с его выхода, не только не утратив своей таинственной притягательности, но даже, пожалуй, ещё и нарастив букет вкуса подобно хорошему вину. И мне самому приятно, что “The Secret” не только не пылится у меня без дела на полке между АнДем и Solreid, но и приносит мне при каждом очередном прослушивании целый калейдоскоп новых ощущений.

Простые, но эффектные партии инструментов, интересные мелодии, которые тут же начинает хотеться насвистывать - пусть формально “The Secret” это всего лишь Russian-фантазия на тему ранних Nightwish, Edenbridge и Visions Of Atlantis с явным и сильным привкусом Septem Voices, Д.И.В.А. и всё тех же АнДем, но на деле музыка группы намного интереснее и самобытнее, а в их стиле мне даже слышится нечто от таких дум-титанов как On Thorns I Lay, Elbereth, Rain Fell Within и первых альбомов The Gathering с Аннеке Ван Гирсберген. По своему настроению и атмосфере “The Secret” – это вдохновенный и очаровательный симфо-готик-дум, и мне по-прежнему нравится тембр Татьяны и то, как выведен вперёд её голос, нравятся идеи этих ребят и способы их реализации, а очарования, магии и какой-то особой ночной таинственности в их песнях с годами как будто становится только больше, но…

Семь лет молчания по меркам музыкального рынка – срок огромный, и такой внушительный перерыв не могут порой позволить себе даже маститые западные акулы жанра, что ж говорить про дебютировавших без особого апломба семь лет назад Tears Of Heaven…. Но нет, вопреки всему и вся, они вернулись, смогли не потеряться в урагане перегруженного амбициозными новичками музыкального рынка и вот теперь ждут вашего внимания со своим новейшим, вторым по счёту полноформатником, который, впрочем, воспринимается сейчас уже скорее как перезагрузка, нежели как продолжение материала “The Secret”. Ждать от такого камбека можно было многого и разного, но, я думаю, что как бы вы ни готовились к неожиданностям и сюрпризам, “Gothesque” всё равно сможет и удивить, и обескуражить вас своей сменой курса, а также обновлённым имиджем решивших вдруг начать соответствовать своему названию небесных печальников из Tears Of Heaven.

И тем не менее, несмотря на все неожиданности и на обилие сюрпризных переменных, после прослушивания их нового опуса я могу лишь воскликнуть по поводу того, что слышу, лишь одно: “viva Tears Of Heaven!” и в очередной раз согласиться с древним как мир тезисом о том, что мастерство не пропьёшь. Да, они изменились и изменились почти до неузнаваемости, семь лет молчания не прошли бесследно, но это всё-таки те же самые Tears Of Heaven, они всё так же смелы, самобытны и креативны, а во главу угла в их песнях по-прежнему ставится интересная музыка, идущая от души и от сердца. Не стану отрицать, что я был удивлён, и в первый раз слушал их новый опус с ускакавшей куда-то за плинтус челюстью и полезшими на лоб бровями, но это было хорошее удивление, а альбом в целом оставил у меня очень приятное и благостное ощущение с привкусом всё той же, как мне показалось характеризовавшей их дебют, шедевральности.

Дмитрий Лыков и его музыканты не стали изменять своим симфоническим симпатиям (на их первом диске, если вы помните, можно было услышать целый ряд живых оркестровых инструментов, включая виолончель, кларнет, альт, тромбон, флейту и гобой) и даже усилили их, ангажировав для записи своего нового альбома целый хор. Кроме того, вакантное место ушедшей Татьяны Титовой заняла Инга Зенкова, и удельный вес партий мужского вокала в исполнении самого Дмитрия значительно увеличился, выйдя на пропорциональное соотношение 50 на 50 или даже 60 на 40 в пользу бархатных мужских интонаций, но и даже это далеко не всё. Как повествует пресс-релиз, последние шесть лет Дмитрий работал в оперном театре, где у него появилась идея создать альбом в стиле полноценного театрикал-кинематик-металла, и именно таким должен быть стать, по замыслу авторов, “Gothesque”.

На мой вкус, в плане звучания “Gothesque” это скорее дарквейв, нежели готик-метал (обратите внимание на специфический саунд и такие же специфические гитары), и ставить на полке в CD-коллекции такой альбом хочется не рядом со Stream Of Passion или Tristania, а где-нибудь возле Fatal Aim, Dark Princess Olga Romanova, Dark Sarah, Beseech и даже Lacrimosa, но это всё частности и нюансы. Музыка у Дмитрия и его коллег однозначно получилась прекрасной, вдохновенной и цепляющей. И пусть мне как человеку, весьма симпатизирующему дебютному лонгплею этой команды, сейчас немного непривычно видеть этих ребят в таком рафинированном романтично-готическом (и предельно театрализованном на манер Тило Вольффа!) амплуа, а показательно подчинённая роль, отведённая гитарам, меня до сих пор немного смущает, не признать, что “Gothesque” сильный и оригинальный альбом просто невозможно.

Но есть и одно отличие. Если “The Secret” даже спустя семь лет внимательных прослушиваний мне по-прежнему не хочется никак критиковать и ни в чём упрекнуть, высказывать критику в адрес “Gothesque” я всё-таки могу. Да, это сильный и смелый релиз, но мне невыразимо жаль, что голоса Татьяны здесь больше нет (что тут поделать, привычка – вторая натура), а женского вокала как такового намного меньше, чем на дебютнике. На “Gothesque” много спорного, много неоднозначного, много непривычного, а экстремальный вокал в “Hail Thyself” мне совсем не показался хорошим и подобающим случаю, но всё-таки это хорошая и интересная музыка со своей магией, и её очарование влечёт и пленяет не хуже, чем во времена “The Secret”. Музыканты поставили перед собой большую и амбициозную цель записать театрализованный кинематик-готик-опера-саундтрек-мюзикл, но у них всё очень даже получилось.

Ну а что же всё-таки недостатки? Все они сугубо субъективны и относятся к разряду вкусовщины. Во-первых, мужской вокал при всех его очевидных достоинствах и аудио-прелестях всё-таки не кажется мне настолько крутым, чтобы его стоило настолько выводить на первый план и уделять ему столько внимания (всё-таки пока что не Питер Стил и не Beseech, поработать есть над чем, и не все задуманные шикарные партии вышли безупречными и супремативными), а во-вторых, не все красивейший симфонические виньетки альбома мне показались идеально сочетающимися с тяжёлыми гитарными фрагментами, что можно услышать уже во второй половине открывающей альбом “Black Wedding”. Да, несомненно, сведение такого материала задача по определению архисложная, и ребята пробовали и искали лучший вариант, но я не могу сказать, что это идеал. Хотелось бы всё-таки в будущем чуть больше таких резких и контрастных гитар как в “Halloween”.

А вообще возвращение Tears Of Heaven мне напомнил другой камбек - Слайд Шоу. Эти ребята были пафосны и интересны, нравились мне и частенько оказывались у меня в CD-лотке, а вернувшись, сменив вокалистку и кардинально перекроив свой стиль, снова вошли в ту же реку и смогли достичь всё тех же высот. Думаю, подобное случится и с Tears Of Heaven, но в отличие от “слайдов”, хотелось бы, чтобы эта группа не пропадала с горизонта и со своим следующим лонгплеем не возилась так долго. Любителям бархатного мужского вокала в традициях Type O Negative, а так же титанов вроде Lacrimosa, Therion, Theatre Of Tragedy, Dark Sarah, Haggard и всё тех же Beseech есть смысл срочно насторожиться и взять Tears Of Heaven себе на заметку, но я всё-таки думаю, что аудитория и эвристический потенциал подобной музыки даже ещё шире. От Dreams Of Sanity до Diary Of Dreams и куда-то в сторону плюс бесконечности театр-металла – вот куда ведёт свой вектор “Gothesque”, и заявку Tears Of Heaven на создание нового театрализованного подстиля в тяжёлом роке можно признать серьёзной и убедительной.

Перед нами качественная готика европейского уровня в самом широком смысле, а принять и полюбить такое могут как почитатели классического готик-металла в самом широком смысле, так и приверженцы Dreadful Shadows, Blutengel и Elisabat Muse. Самое главное и важное, за что я с самого начала полюбил эту группу, это их прекрасные мелодии, хитовые припевы и прочувствованная тёплая атмосфера, и всё это никуда не делось даже после всех кадровых перестановок и стилистических метаморфоз, а потому перед нами действительно старый и добрый Tears Of Heaven, который я наверняка буду слушать и переслушивать с не меньшим рвением и восторгом, нежели “The Secret” в последние семь лет. Уже в ходе первого ознакомительного прослушивания “Gothesque” я поймал себя на мысли, что подпеваю Дмитрию и Инге, и это самый последний и безоговорочный аргумент, который просто заставил меня поставить их камбек-полноформатнику высший балл. Иногда они возвращаются. Иногда они меняются до неузнаваемости. И это здорово.