23-09-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
От реализма до цинизма - один шаг. По крайней мере, группа Tyler Durdenn и её двое участников очень стараются убедить в этом своих слушателей. Их первый альбом “Сны самоубийц” был жёстким, концептуальным, сложным и извилистым, и по нему можно было бродить как по лабиринту суицидальных настроений, вновь и вновь выходя к одному и тому же вечному и непреходящему выводу, что реальность сурова, неприглядна, а этот мир - достаточно неприветливое и сумрачное место. И странно было бы ждать, что они когда-нибудь изменятся или станут играть и записывать что-нибудь другое, но они всё-таки изменились.
Они не любят ярлыки и шаблоны, им не нравится, когда о них говорят в категориях “готика” или ставят их в один ряд с типичными представителями данной субкультуры, но вот с детьми и семьёй Агаты Кристи у них всегда прослеживалось нечто общее, от чего группа по большому счёту не ушла даже сейчас, когда в сети, наконец, появился их второй по счёту полноформатник. Ещё более сложный, непредсказуемый, и весьма отличающийся от первого лонгплея, этот диск был предварён достаточно неожиданными синглами, способными запросто сбить с толку и дезориентировать даже самых опытных критиков, и сам в итоге оказался весьма неординарным.
По сравнению со “Снами самоубийц” смелости, свободы и альтернативности у Тайлера определённо стало больше, а кроме всего прочего, в музыке как будто усилились паланиковские мотивы, и актуальные композиции Tyler Durdenn стали ещё больше соответствовать мрачной, истеричной и философской атмосфере его произведений. Как ни крути, а уже первый, открывающий диск трек настраивает на атмосферу амбивалентности и моральных дилемм, а, начиная со второй вещи, знойных провокаций и безбашенных танцев на столах становится ещё больше, настраивая гипотетического слушателя на гротеск, сюрреализм и ментальные перверсии.
В каком-то смысле и в определённых свои местах “Лики свободы” даже напомнили мне весьма любимый эдлундовский Lucyfire, где он, отвлекшись на время от готично-думово-подсолнуховых Tiamat, решил пуститься во все тяжкие рок-н-ролла и зажёг отменный чад диссонансов. Грустное, депрессивное и разнузданно-экстатичное сосуществует на рецензируемом альбоме практически в тех же пропорциях и с той же подачей, что и на “This Dollar Saved My Life At Whitehorse”, а его болезненно-суицидальная маниакальность давит и раскрепощает в одно и то же время с той же силой и неумолимостью, как это бывает и случается у Паланика, что в совокупности довольно диковинно и обжигающе.
Вкрадчивый, соблазнительно-страдающий голос вокалиста, электронно-гитарный шум на правах инструментала, изломанные ритмы, словно вырванные из твоих кошмаров и положенные на ноты - всё на “Ликах свободы” напоминает о том, что нет более противоречивого, странного, тягостного и пьянящего состояния, чем состояние свободного падения, и альбом в целом как раз и оказывается вот таким ниспадением в ничто и медленным развоплощением всех идей, фантазий и смыслов в чёрное, сжигающее и пульсирующее ничто абсолютного космического небытия. Здесь всё литературно, образно и неспешно, но в то же время жизненно и страшно - реалистично.
Основная идея альбома - бунт. Бунт в разных вариациях (против глупости и тупости в интернете (“Сэлфи”), против диванных экспертов ("Кто ты такой"), против преследования по политическим причинам (“Мы против”), против лжи политиков и ТВ-проповедников (“Молчать”) и т.д. и т.п.), с разных точек зрения и под разным соусом. Интересно, что в самом треке “Бунт”, открывающем этот альбом, принял участие приглашённый музыкант, а именно Виталий Воронин из Voices Of Death. Эта композиция определённо является одной из основных и центральных для релиза, и музыканты не случайно решили максимально усилить её и привлечь к ней внимание своих слушателей - именно в этой вещи зарыто больше всего собак и именно здесь стоит искать отгадки на все возникающие по ходу прослушивания CD пасхалки.
Но не бунтом единым, как говорится, и светлым оазисом любви, тепла и понимания на диске стал “Город вечных снов”, а также зеркально отражающаяся в нём и дополняющая его обновлённая электронно-ремиксово-лайтовая версия “Снов” - песни, знакомой внимательным слушателям ещё по недавнему синглу в совместном исполнении с Kuper. “Сны” действительно полегчали и сбросили броню нарочитого и показного “мне стыдно быть хорошим”, а сами Tyler Durdenn на своём новом диске действительно смогли очень уверенно и достойно преодолеть пресловутый “кризис второго альбома”, не начать топтаться на том же месте, не изменить себе, а написать что-то в том же стиле и на ту же самую тему, но по-другому, а вероятно, даже ярче, мощнее и красноречивее.
Параллелей между “Снами самоубийц” и “Ликами свободы” достаточно много, и наверняка самые заинтересованные и дотошные слушатели с удовольствием отправятся в этот квест в духе “найди десять параллельных мест” и “расшифруй десять зарытых на пластинке кодов”. Занятно заметить, кстати, что двенадцатым треком “Снов самоубийц” был номер с монологом сектанта, а сейчас на священном и особенном для группы двенадцатом месте “В тот день”, где слышится голос папы римского, записанный одним из участников Tyler Durdenn прямо в Ватикане и вписанный в итоге в композицию, повествующую о Судном дне, одной из интерпретаций которой вполне может быть и внетеистический рукотворный Апокалипсис, который люди устроят и приготовят себе сами.
Ну а лично для меня этот долгожданный диск стал своего рода развёрнутой диссертацией на тему ликов цинизма. Возможно, это слишком субъективное и слишком авторское восприятие релиза, ничего общего не имеющее с собственной задумкой авторов и с теми месседжами, которые они старались в него вложить, но сама по себе атмосфера альбома оказывает достаточно сильное психологическое и эмоциональное воздействие при прослушивании, и описать этот вектор как светлый и жизнеутверждающий я бы не смог при всём желании. Чем больше живёшь, видишь, слышишь, понимаешь и анализируешь, тем грустнее тебе становится и тем больше ты начинаешь понимать скрывающегося под ником “Екклесиаст” премудрого царя Соломона с его горечью.
Нет совершенно никаких сомнений в том, что “Лики свободы” - это гротеск, декаданс и обнажённая до пределов искренность, и в какой-то момент он даже напомнил мне дантевскую “Божественную комедию” и блуждания Вергилия по кругам ада. Литературные критики давно уже взяли себе за правило называть книги Берроуза, Паланика и Хантера С. Томпсона путеводителями по аду, а Tyler Durdenn посмотрели на всё на это, да и создали свой собственный песенный аудио-вариант такого вояжа, и получилось у них это с не меньшей убедительностью и вероятно, даже с большим изяществом, упоением и мастерством.
А вот главное отличие “Ликов свободы” от “Снов самоубийц” его совершенная непредсказуемость, нарочитая эклектичность и уже упоминавшаяся мной ироничная рок-н-ролльность. Музыканты абсолютно не ограничивают себя ни в чём, и запросто запускают на альбом и разухабистые панковские риффы (“Кто ты такой”), и издёрганно-изрезанную балладность “Снов”, и серьёзнейших “Журавлей”, и меланхочично-усталый от всего "Холод", и бездонно-безнадёжную “Кому”, а что самое интересное, в каждом из этих таких разных и не похожих друг на друга фрагментов присутствуют очень личные, автобиографические и произрастающие из реальных жизненных ситуаций мотивы.
Болезненно, разорвано, безнадёжно, но красиво - пожалуй, именно этот слоган мог бы лучше всего передать настроение “Ликов свободы” и описать настроение альбома. Диск получился долгий и тяжеловесный, за один присест прожить и переварить его будет не так уж просто, но именно в этой дневниковой детализированной монументальности и заключается его больная и биполярная сущность. Очень разные песни, разные настроения, разное звучание, диаметрально противоположные оттенки в голосе - на волнах этой пластинки можно утонуть, потеряться и сойти с ума, но оно, определённо, стоит того, ведь это так похоже на жизнь с её поисками и провалами.
Я думаю, подлинность декларируемых на альбоме чувств и эмоций не подлежит сомнению, несмотря на всю театральность и драматичность, а порой явно издевательские, циничные и самоуничижительные интонации в голосе вокалиста. Хлёсткие, порой нарочито жестокие и прямолинейные образы в лирике как будто нарочно стараются довести все пределы и контрасты релиза до самого категорического максимума и сгореть в этой абсолютности, словно в газовой камере. На отечественной сцене я встречал подобные “Ликам свободы” по силе контрастов и прозрений релизы только у Янки, Г.О. и Сумеречной Депрессии, а это о чём-то, да говорит.