ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Сабспейс "Сабспейс"

22-03-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
САБСПЕЙС
Релиз
“САБСПЕЙС”
Год
2022
Стиль
Alternative / gothic rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Пушкино

Совсем недавно мы писали про таинственный эзотерик-проект ART-Plutonia, сейчас же настало время продолжить этот разговор и посмотреть, в какие дали экспериментов отправился лидер и единственный участник Плутонии Альберт Артамонов, объединившись с Надеждой EL Барт из Project EL. От подобной коллаборации стоило бы ждать очень многого (как минимум как от креативного соприкосновения Ника Кейва и Пи Джей Харви), и мне невероятно приятно, что интуиция меня не обманула, а представленный нашему вниманию сейчас дебютный лонгплей Сабспейс действительно оказался интересен, самобытен и хорош.

Как вы помните, ART-Plutonia не предполагала никаких вокальных линий и пения как такового, лишь изредка и эпизодически экспериментируя с хорами и мантрами, однако Сабспейс занимает принципиально иную позицию и делает ставку на вокальные упражнения Надежды. В плане же музыки и инструментала Сабспейс – это классический андегарундный low-fi на стыке готики, дарквейва и авангарда с признаками Otto Dix, Die schwarzen blumen, Диаманды Галас и Sopor Aeternus, в то время как вокальные линии на дебютном одноимённом альбоме проекта представляют собой атональные фантазии на тему декаданса, сумрака и развоплощения.

Вокалу на данный момент всё ещё не хватает уверенности и грамотной постановки, порой голос откровенно срывается и лихорадочно мажет мимо нот, но, как мне кажется, данное обстоятельство лишь усиливает специфическую мистику атмосферы альбома. То же самое я могу сказать и про инструментальную составляющую релиза. Даже в своих самых наивных и откровенно самодеятельных фрагментах вроде “Лигейи”, где на первый план выходит весь домашний компьютерный антураж всего этого креатива, музыку коллектива всё-таки не оставляет вдохновение и её непередаваемый шарм творящей и флуоресцирующей ачеловечности.

Если вы помните, нечто подобное происходило на ранних альбомах Анны Варни и именно по этой причине они имели такой вес и так высоко ценились в те времена в кругу знатоков и гурманов подобной данжн-эстетики, и даже в той же “Лигейе” со всеми её нестыковками, нелогичностями и откровенными музыкальными провалами более чем достаточно ночного очарования и особой русалочьей мистики. Я бы даже сказал, что это всё те же ночные цветы Анны Варни и QNTAL, но в предельно сыром, обнажённом и реалистично-натуралистичном виде, что говорится, без прикрас, и уже один данный факт является вполне достаточным основанием для того чтобы обратить внимание на этот диск.

А вершина альбома и его самый драматический пик – это монументальная магия “Осеннего бала” (напомнившая мне, кстати, мой самый любимейший трек Pilori “Red Dot”) и театральные инсценировки “Мастера”. В магическом минимализме этих треков авторы действительно смогли нащупать нечто настоящее и глубокое. Спокойный, отстранённо-апатичный “Осенний бал” и жёсткий, ритмичный, напористо-гитарный “Мастер”, ненавязчиво оттенённый мистическими колокольчиками синтезаторов – это два разных полюса “Сабспейс”, и творческое кредо проекта действительно балансирует где-то между этими двумя полярными крайностями.

А если с кем-то сравнивать сейчас Сабспейс, то стоит, в первую очередь, проводить параллели к, Sopor Aeternus, Mortiis, и QNTAL, хотя сама Надежда характеризует альбом в категориях садомазохистской эйфории и жёсткой иронии. Ну что ж, всё это действительно альтернативная культура и очень специфический взгляд на мир, но именно в этом в данном случае и вся ценность подобных саунд-артефактов. Мне трудно сказать что-либо определённое по поводу ироничности альбома, но вот эйфории и ментального садомазохизма у Сабспейс действительно более чем достаточно, что отчётливо ощущается и в голосе, и в инструментальных переливах их треков.

Сила Сабспейс в аутентичности тех идей, которые авторы закладывают в свои музыкальные эксперименты, ну а качество звучания, профессионализм аранжировок, чисто технические и инструментальные навыки – в данном случае всё это отходит на второй план. Признаюсь, я к подобным экспериментам всегда имел повышенный интерес, и сейчас с удовольствием готов пополнить список любимцев вроде Fading Colours, Killing Ophelia, Hagalaz’ Runedance этим странным и сумасшедшим русскоязычным проектом. Надежде определённо есть куда прогрессировать и чему учиться, но начало положено, и оно интересное и многообещающее.