ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы ПсиХХХо "Молиться, умирать, молчать"

19-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ПСИХХХО
Релиз
“МОЛИТЬСЯ, УМИРАТЬ, МОЛЧАТЬ”
Год
2021
Стиль
Punk rock / alternative
Лейбл
ONErpm
Страна, город
Россия, Подольск

Быть социальным, острым и неудобным как шило, застрявшее в штанах, давно стало традицией для панк-рокеров, и не смотря на популярность и широкую распространённость более мягкой и лайтовой версии панк-идеологии в лице Короля и Шута, 1,5 кг отличного пюре и иже с ними, панк-радикалы по-прежнему существуют, множатся и активно продвигают собственное творчество. Они бывают разными, по-разному трактуют цели и задачи своей деятельности, ну а сегодня перед нами достаточно интересный вариант резкого, жёсткого и прямолинейного, но в то же время не лишённого мелодизма панк-рока, который пробует перевести свой жанр на новый уровень.

ПсиХХХо задумали свой новейший, третий по счёту альбом как концептуальное, состоящее из двух частей полотно, посвящённое недавним временам самоизоляции и социальному кризису человека и общества. Вокал у них всемерно выдвинут на первый план, инструментал временами сбивается и как будто пробуксовывает, но впечатление от релиза всё равно остаётся довольно светлое и жизнеутверждающее, а причина тому в обострённой человечности текстов команды и в их стремлении оставаться человеком в самом высоком и горьковском понимании – в желании сделать этот мир лучше и действительно кому-то помочь своими песнями.

Панк-рок как вариант социальной помощи и как горячая линия помощи и поддержки в духе “ты не одинок”? А ведь это действительно очень даже про ПсиХХХо и про их нынешний диск. Здесь нет бессмысленных текстов или каких-то отвлечённых тем в лириксах, всё очень предельно, конкретно, экзистенциально и иногда даже автобиографично. Музыканты анализируют нашу реальность и пытаются понять, почему мы все вдруг стали такими чёрствыми, сухими и прагматичными, куда делась наша заинтересованность друг в друге, сострадательное отношение к ближнему и просто элементарная толика тепла по отношению к собратьям вида homo sapiens.

Нервный, тотально рассредоточенный и хаотичный рок ПсиХХХо образца 2021 года во многом напоминает их легендарных учителей в лице Sex Pistols и Ramones, но в то же время с интересом посматривает в сторону более социально-адаптивных и цивильных The Offspring, Green Day и Bad Religion. Не знаю, как у них это получается, но звучит их творчество действительно как гремучая смесь первых и вторых, да ещё и с ядерными текстами, которые точно так же намерены усидеть на двух стульях и успеть и за первыми, и за вторыми. Они резки и прямолинейны, но это прямота с человеческим лицом и во имя человечности, что не так уж и часто случается в наше время.

На альбоме действительно есть своеобразная хитовость и даже лиричность, и присутствует она не только в финальной кавер-версии, записанной для трибьюта ДДТ, но и во многих других композициях с диска. Да что там говорить, даже самая резкая и жёсткая титульная вещь, поставленная на пластинке первым номером, не лишена этой мелодической первоосновы, чего не в силах перечеркнуть и отменить даже проскакивающее там мельком нецензурное словцо. Пусть звучит это порой наивно, угловато и неумело, но есть во всём этом своя доля правдивой и живой мелодичности, которую продвигал в массы в своё время ещё лидер ДДТ Юрий Шевчук, а это уже преемственность и уважительное отношение к традициям отечественной классики.

Ну а лично для меня ПсиХХХо и их новейший альбом (его первая семитрековая часть, если быть точным) стали чуть более радикальной, трушной и сырой версией групп вроде Lumen и Тараканов. ПсиХХХо – это действительно практически всё тот же Lumen, но более ржавый, рваный, дёрганный и по-подростковому импульсивный. Мне очень понравилось то, что, вопреки пресс-релизу и хейту в сети, их новый диск оказался не столько политическим и социальным, сколько человеческим и экзистенциальным, а темы песен с их пластинки в большинстве своём показались мне очень естественными, здравыми, да и вообще правильными (“Помощь идёт!”, “Частичка души” и т.д.).

Мне не очень по душе текст “Зверя за углом”, это не очень приятно слушать и переслушивать, но, вероятно, если ты хочешь достучаться до современных teen-девочек, иного пути у тебя просто нет (хотя Степанцов, помнится, был всё-таки чуть более обходителен и деликатен в своём “Удачном круизе”), не очень порадовало звучание вокала в припеве “Если я не плыву”, но это уже частности и нюансы. Сырость на альбоме определённо присутствует, её много, но это всё-таки панк-рок, и в интерпретации ПсиХХХо он действительно всё ещё очень близок к своим первородным корням из 70-х. Начало интересное, посмотрим, что принесёт нам вторая часть пластинки.