ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

"Эскапизм с точки зрения биологии". Интервью с проектом Сабспейс.

28-03-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Совместный проект Надежды “EL” (Project EL) и Альберта Артамонова (ART-Plutonia) оказался на удивление сырым, сумрачным, тёмным и атональным. Это настоящий андеграунд и предельный минимализм, и если вам интересно, как же станут выглядеть готика и дарквейв, если их вернуть к их самым тёмным, мистическим и глубинным истокам, то ответ как раз сейчас перед вами, и это дебютный одноимённый альбом Сабспейс. Здесь много литературных отсылок, размышлений, жестокой иронии и сливающихся воедино противоположностей, и разобраться во всей этой воинствующей эстетической вакханалии без помощи её авторов было бы, наверное, просто невозможно. Впрочем, не будем мучить себя сослагательными наклонениями и японской грамматикой, а лучше просто дадим слово самим EL и Альберту, которые уже готовы раскрыть нам по крайней мере часть секретов и подводных камней своей первой совместной работы.

Алексей: Доброго времени суток, Сабспейс! Я уже интересовался по поводу любимого времени дня у Альберта, а теперь хотелось бы спросить Надежду. Насколько, по Вашему мнению, Сабспейс это ночная музыка?

EL : Доброй ночи! На мой взгляд, не ночная, наверное, исходя из своих же привычек. Я люблю слушать музыку измеряя шагами вечерний город).

Виктория: Здравствуйте, Сабспейс! С чего началось ваше совместное творчество и как вы пришли к концепции проекта?

EL: Совместное творчество началось очень давно, мы вместе росли и время от времени я сочиняла тексты к музыке Альберта или наоборот, он музыку к тексту. Правда это всё отправлялось "в стол", да и с пением у меня как то не складывалось до недавнего времени. Когда поняла, что что-то получается, тогда и предложила записать альбом и в этот раз всё же выложить в сеть. Концепция выстроила себя сама. Первой песней была " Осенний бал". И тогда мне казалось, что альбом будет больше пейзажным и меланхоличным, но как мы видим, я ошибалась.

Виктория: Если перевести название вашей команды с английского, получится "подпространство". Что это за подпространство, и верите ли вы параллельные миры?

EL: Изначально мы толкались от названия нашей песни, термин взят из BDSM, выбрали его потому что выглядит довольно абстрактно, да и звучит. Кому параллельные миры, кому БДСМ, а кому интересная метафора.

Альберт: Приветствую! Мне очень нравится это название. Оно красивое и как заметила Эл, звучное и абстрактное.

Алексей: Стоит ли понимать название проекта как приглашение отправиться в некое путешествие, и куда вы хотели бы взять с собой своих слушателей?

EL: Я думаю, не стоит.

Альберт: Вряд ли.

Виктория: Судя по музыке и текстам, пространство это с мрачным налётом. Как часто вы пребываете в нём и легко ли вам видеть свет и радость жизни?

EL:  Песня “Осенний бал” очень хорошо подчёркивает меланхолию, в которую я западаю время от времени. Но при всей этой меланхолии я очень люблю смеяться.

Альберт: В жизни я часто радуюсь тому, что живу и дышу, тому что есть. Иногда бывают и мрачные настроения.

Алексей: Ориентируетесь ли вы на какие-то группы и проекты и что вообще вдохновило вас на создание композиции Сабспейс?

Изначально я вдохновилась темой Близнецовых Пламен, ещё в моём детстве был комикс ElfQuest.  Там была очень романтическая фишка, что эльфы, которые связаны узами судьбы, знали тайные имена друг друга. Это называлось имя души. Был написан текст, он назывался "Уроборос", но шло время, и его сменил "Сабспейс". Замена пришла исходя из того, что тематика Близнецовых Пламен не совместима с моим скептичным настроем. При всём уважении к эзотерике и романтике, я считаю, что все особо возвышенные состояния любви человек проживает сам в себе. Музыка уже была готова, но текст отправился на полку. Спустя какое-то время я увлеклась психологией и на период написания песни "Сабспейс" как раз интересовалась природой садизма и мазохизма. По сути, сочетание садизма  и мазохизма, в широком смысле, есть в каждом человеке в разных пропорциях, лично у меня подобные взаимоотношения с жизнью.) Есть у нас шутка в узком кругу, что "Сабспейс" - это песня о любви к жизни. Мне как-то не хватало смелости описать эту мысль, но в один замечательный вечер мне попалась песня группы Город Сна "Садизм и страсть", и она-то меня и вдохновила до нужной кондиции.

Алексей: Не на слово ли “elf” намекает псевдоним EL и что вообще вы думаете об эльфах и об эльфийской эстетике?

EL: Нет, псевдоним ко мне прилепился в далёком 2009 году. Я тогда до дыр заслушала альбом группы Lacrimosa "Elodia", как-то так получилось, что меня так стали называть, а потом сократилось до EL. Но, кстати говоря, есть греческий вариант имени Надежда, вроде Elpis звучит. Вообще я люблю именно сокращённый вариант EL, но, к сожалению, такой короткий ник нигде нельзя взять. Вот я и выдумываю разное) то Electra, то Elpis, то ещё чего-нибудь. При желании и эльфов можно пришить). Из связанного с эльфами люблю " Эльфийскую рукопись". В WOW играла за тёмных эльфов. Толкиеном не зачитывалась).

Виктория: Есть тьма, есть свет, есть полутьма и тени, а на что больше похож мир Сабспейс, и чего там больше?

EL: Мне очень нравится диалог Воланда и Матвея на тему света и тени. Одно без другого бесполезно, в нашем проекте есть как свет, так и тьма. Свет лунный, или  как в серый осенний день, дымка. Пожалуй, теней все же больше, или света поменьше)

Альберт: Думаю, в Сабспейсе как раз всего понемногу, хотя, как мне кажется, в нём всё же больше преобладают тени.

Алексей: Надежда, каким образом Вы на данный момент разграничиваете Сабспейс и Project EL? Что объединяет эти проекты (помимо Вашего участия, конечно), а что наоборот является принципиальным водоразделом?

EL: В проекте Сабспейс я учусь петь), а в Project EL  писать музыку и сводить, а если серьёзно, то Project EL  более личный проект. Музыка может сказать больше, чем слова, если словами попытаться описать некоторые настроения Project EL, то эти настроения умрут в тюрьме из рифм и слов, хотя к двум композициям и есть стихотворные зарисовки, композиции всё же в них совершенно не нуждаются. Сабспейс это возможность выразить не только настроение, но также мысли и чувства.

Виктория: Надежда, является ли какой-то из проектов для Вас приоритетным и любимым или каждый из них в равной степени приоритетен и самодостаточен?

EL: Сабспейс в приоритете. Мне интереснее над ним работать, потому что я с детства люблю писать стихи, люблю музыку. Есть тут элемент сюрприза, так сказать, ведь здесь работа идет не в одиночку и порой песни создаются в очень неожиданном варианте, не в том, который задумывался при написании текста.  Project EL это скорее мой музыкальный альбом для рисования)

Алексей: Альберт, а какое место в карте Ваших проектов занимает Сабспейс, и что Вы думаете об успехах и нюансах совместного творчества с Надеждой в рамках Сабспейс? Насколько удачным и плодотворным получился этот творческий тандем и насколько Вас радует результат?

Альберт: Он один из приоритетных проектов. Результат радует, мы записали альбом, выпустили его, более того - уже приступили к работе над вторым альбомом, несмотря на все нюансы.

Виктория: Говорят, что когда два химических элемента вступают в реакцию друг с другом, неминуемо изменяются они оба, а чувствуете ли вы нечто подобное сейчас, когда определённый рубеж уже пройден, а в сети появился первый полноформатный результат вашей совместной работы?

Альберт: Эл - человек с довольно непростым характером, поэтому, одной из задач для нас было научиться правильно взаимодействовать друг с другом. После проделанной работы энтузиазм удвоился, рождаются новые идеи.

EL: Определённо мы стали коммуникабельнее, стрессоустойчевее, ответственнее и более нацелены на результат.

Алексей: Как вам кажется, насколько музыка вашего дебютного альбома мистична и ритуальна?

Альберт: В ней много мистики, немного эзотерики и минорный заряд энергии бьёт ключом.

Виктория: Как бы вы сами охарактеризовали свой дебютный альбом? Есть ли по прошествии времени что-то, что вам хотелось бы в нём как-то изменить и переделать?

EL: С одной стороны я не прочь перезаписать пару песен, а с другой пусть оно пока остаётся как есть. Сырость и неуверенность со временем, скорее всего, покинут проект, что сделает первый альбом ценнее лично для меня, наверно. Возможно, будут какие-то новые версии отдельных песен. Время покажет.

Альберт: В будущем можно выпустить на юбилей этого альбома ремейк, где наши возможности будут исходить от новых навыков и наработанного опыта.

Алексей: Что вы думаете об уровне качества звука, аранжировок и вокала на “Сабспейс” и насколько вы ориентировались на low-fi и diy-стандарты, когда готовили этот альбом?

EL: Качество звука и вокала, безусловно, хочется и нужно развивать. Учение – свет, как говорится.

Альберт: Иногда требуется довольно много времени, чтобы понять, где и что подрезать или добавить в вокальных частотах, и наконец, придти к общему знаменателю, чтобы звучание устраивало обоих. Мы, скорее, ориентировались на общее видение того, что мы делаем.

Виктория: Можно ли назвать ваш новейший релиз концептуальным, и какой основной месседж он собой несёт?

EL: Да, получилось концептуально, хотя альбом, повторюсь, построил себя сам. Прослеживаются темы смирения, искушения, печальки,  но как такового месседжа изначально не закладывалось.

Алексей: Какие из композиций на альбоме более важны и приоритетны для понимания общего замысла, и есть ли какой-то смысл в расположении треков?

EL: Я бы подчеркнула “Мастера”, “Письмо” и “Осенний бал”.

Альберт: Дополню: “Продано”. Порядок песен обычно выстраивается сам. Ну, может, одну-две песни мы потом переставляем, чтобы это было более монолитно что ли.

Виктория: Все ли треки, написанные для дебютного альбома, вошли в него? Есть ли те, которые не прошли отбор и попадут на ближайшие релизы или просто были забракованы и канули в лабиринтах вечности?

EL: Ну вот из текстов "Уроборос"

Альберт: Песня “Продано” раньше была с другим текстом, она называлась “По ту сторону зеркала”.

Алексей: Как интересно вы ассоциацию с Б.Г. и с его “С той стороны зеркального стекла” заменили на ассоциацию с Янкой и с одним из знаковых её альбомов “Продано”. А вообще, когда придумываете названия для своих композиций, держите в уме вот такие ассоциации к уже существующим известным композициям признанных авторов? Стоит ли искать у вас отсылки к Янке, к Аквариуму и к другим группам?

EL: Никогда не вникала ни в творчество Янки, ни в творчество Б.Г. Отсылок искать к ним уж точно абсолютно не стоит. Построить песню исходя из названия чьей бы то ни было песни для меня немыслимо. Отсылок задумано не было, если их кто-то нашёл, будь то параллель к Б.Г. или кому-то ещё, то это, скорее, исходя из того, что уже слышал слушатель.

Алексей: Насколько темы композиций “Сабспейс” имеют отношение к вашей реальной и повседневной жизни? Насколько это исповедь и ваш непосредственный опыт?

EL: Естественно, к моей жизни эти песни имеют непосредственное отношение. Здесь и опыт, и исповедь, и мыслительная жвачка.

Альберт: Текст трека “Письмо” оказался мне очень близок на тот момент, так как в своё время мне довелось пережить подобное состояние. Поэтому она, наверное, такая, как бы сказать, лёгкая во всех смыслах этого слова. Очень быстро родилась музыка, почти сразу появилась вокальная линия. И я не удержался от того, чтобы перепеть её в сольном проекте с авторскими песнями.

Виктория: Очень интересные параллели с готическими произведениями я услышала в треке "Письмо". Что-то по атмосфере напоминающее "Интервью с вампиром" Энн Райс и "Дракулу" Брэма Стокера. Это получилось у Вас осознанно, по плану, и насколько Вы вообще увлекаетесь готической культурой?

EL: С готической культурой меня познакомила сестра. Она как-то просто сказала "а Надя у нас гот", и я такая: ктоо?). На тот момент я зачитывалась Райс и По, слушала Агату Кристи и любила ходить в чёрном) . Что касается песни "Письмо", то это, пожалуй, самая личная песня на альбоме и, возможно, я действительно зацепила малость историю Лестата и Николя. Вообще я люблю вампирскую тему) "Дракула" - фильм моего детства.

Альберт: С готической музыкой я познакомился в 2005 году, это была группа Lacrimosa, которая меня совсем не впечатлила, но мне нравился их готический антураж, тёмная эстетика. Спустя несколько лет я всё-таки беспамятно втрескался в творчество этой группы и очень долгое время слушал её. Сносила душу будь здоров. ))

Алексей: То есть  в каком-то смысле вы действительно готы и ваше творчество можно рекомендовать любителям готики и тёмного готического дарквейва?

EL: Рекомендовать можно. В нас есть что-то готичное.

Альберт: Готом себя не считаю, но, безусловно, к ним можно отнести наше творчество.

Виктория: Планируете ли вы выпустить "Сабспейс" на физических носителях, и если да, то когда и на каком носителе?

EL: Поживём - увидим.

Альберт: Жизнь покажет.

Алексей: Как сами считаете, насколько успешно идёт распространение материала вашего дебютника в сети, и насколько правильно воспринимают слушатели заложенные в альбом мысли и месседжи?

EL: Теплее нас принимают панк-сообщества. Что касается восприятия слушателей, то оно у каждого будет своё, я бы даже сказала, что любое творчество - это зеркало, но, безусловно, радует, когда люди понимают, о чем речь. Например,  из за "Мастера" И "Продано" нас некоторые люди записали в сатанисты. Видимо в этом зеркале они увидели своих демонов, видимо это их напугало и поэтому они не уловили суть. Имеющий уши слышать услышит)

Альберт: Об успехах распространения пока рановато говорить. Альбом совсем только недавно вышел. У каждого слушателя своя зримость и понимание наших песен.

Алексей: Но вы ведь действительно симпатизируете тёмным, серым, пограничным и амбивалентным вещам, то есть вы и музыка Сабспейс скорее на тёмной стороне силы с этими образами, противоречиями и bdsm-антуражем?

EL: Скорее да, чем нет.

Альберт: Как я уже говорил - в Сабспейсе больше преобладают тени.

Виктория: Мечты и фантазии - одна из главных составляющих жизни поэтов и творческих людей. А вас можно назвать мечтателями? Можете ли назвать вашу самую главную и заветную мечту - как в творческом плане, так и в целом?

Альберт: Да, я люблю помечтать. Мечты вдохновляют. Насчёт заветной мечты, пусть это остаётся в потаённых уголках моей души.

EL: Как мечтатель со стажем, могу сказать, что мечты сбываются, но именно поэтому с ними нужно быть осторожнее. Исходя из этого, не стану озвучивать заветную мечту)))

Алексей: А как вам кажется, семантическое поле “Сабспейс” и его образы это эскапизм, уход в мечты, оазис и глоток свежего воздуха в нашей реальности или всё-таки что-то другое? С какими мыслями и чувствами вы строите эти звуковые ландшафты и что хотели бы подарить слушателям, заглянувшим на огонёк в мир Сабспейс?

EL: Да, Сабспейс - это эскапизм, даже с точки зрения биологии. Со слушателями, что заглянули на огонек, я лишь делюсь мыслями, наверное)

Альберт: Строю ландшафты с чувством эстетического кайфа от того, что делаю.

Алексей: Что изображено на обложке “Сабспейс” и несёт ли какую-то особую смысловую нагрузку этот бледный розовый цвет марганцовки? Каким образом этот арт связан с музыкой и текстами альбома?

EL:  На самом деле это было что-то вроде палитры. Одна наша подруга рисовала акварелью и что-то смешивала на отдельном листе. Я этот лист увидела и получившаяся абстракция меня зацепила. В ней есть какой то надлом. Я поддержала идею Альберта насчет розового тона, исходя из того, что у меня он ассоциируется с некоторой хрупкостью и нежностью, при этом в самом рисунке преобладает воинственный красный цвет.

Альберт: По мне, красный цвет хорошо отображает в альбоме песни “Продано”, “Сабспейс”, естественно, “Письмо” и “Мастер”.

Виктория: Как обстоят у вас сейчас дела с новым материалом и в какую сторону планируете двинуться от материала “Сабспейс” на своём новом альбоме?

EL: Есть полноценная песня, скорее всего, выйдет синглом, называться будет "Карнавал зеркальных душ". И она совершенно не похожа на всё, что было до неё. Два текста уже готовы полностью. И есть кучка полуготовых мелодий и текстов, и всё это уже на альбом, и по ходу он будет жёстче, чем "Сабспейс".

Алексей: Среди стилистических векторов и определений “Сабспейс” в сети можно увидеть индастриал, нью-эйдж, готик-рок, даже авангард, а как вам самим кажется, какое из данных направлении больше всего соответствует внутренней сущности проекта и станет в дальнейшем приоритетным?

Альберт: Я дам более абстрактное направление: это музыкальная дичь))

EL: Трудно сказать. Делать одно и то же будет скучно, я лично не люблю группы, которые 20 лет работают в одном жанре.

Виктория: Что в самых ближайших планах?

EL: Сингл.

Алексей: Какого вопроса вы сегодня больше всего ждали от нас, но в итоге так и не услышали?

EL: Неожиданного))))

Виктория: Ваши финальные слова, пожелания и напутствия тем, кто был с нами на протяжении этого интервью и дочитал его до конца?

Сабспейс: Благодарим за внимание) Всех благ вам.

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal Lake” Озёрная