ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Я пришёл исправлять!” Интервью с Михаэлем Драу (Otto Dix)

10-01-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Кажется, совсем недавно, буквально несколько месяцев назад, Otto Dix представляли свой последний альбом “Автократор”, в сети не смолкали обсуждения перемен в составе группы, а вот тем временем одиозный Михаэль Драу не дремлет и уже приготовил для всех интересующихся и сеющих скепсис очередной полноформатник. И уже название готовящегося диска отсылает нас к серьёзной психологии, а философские глубины их творчества массированно лезут вверх и всплывают на поверхность. Пока все нормальные люди отмечали Новый год и объедались сезонными гастрономическими красотами, мы с Михаэлем вели серьёзные разговоры про “Эффект Люцифера” и, перемежая шутки новогодними рецептами и бытовыми подробностями недавних концертов Otto Dix, вскрывали интересные закономерности новейшего релиза и мировоззрения мастермайнда коллектива. Можно ли одновременно быть мизантропом и филантропом, почитать Христа и Ницше, благосклонно относиться к речитативу и в то же время не переваривать рэп, хотеть отлупить Даню Милохина ремнём и понимать, что этого лучше не делать? Всё это парадоксы, диалектика и моя любимая антиномичность бытия, которая занимала меня ещё в подростковом возрасте, и я сам того не заметил, как слово за слово с лидером Otto Dix почти влюбился в его ещё не вышедший альбом. Респект Михаэлю за вдумчивость, эрудированность, интерес к интересным вещам, искренность, открытость и яркие афористичные образы, но давайте всё-таки почитаем, наконец, наше интервью. Будет реально здорово и горячо!

Приветствую, Михаэль. Примите новогодние поздравления от нас и сразу же первый вопрос. Чего ждёте от 2022 года и что хотелось бы безвозвратно и навсегда оставить в году 2021?

Приветствую вас! Я пришёл с миром, земляне. Но это не точно. От 2022 я жду, как и многие, пощады. Очень надоел этот отмыв бабок наших пастухов при нашем полнейшем бессилии как-то повлиять на ситуацию.

Надеюсь, в этот раз удалось отпраздновать Новый год в уютной семейной обстановке и ничто не отвлекало от рефлексии, наслаждения праздником и оливье с шампанским?

Отпраздновали ламповейшим образом. Поставили на компьютере музыку из советских фильмов, покушали, потискали моих морских свинок (их у меня шесть, на выбор) и баиньки. Хочется иногда, знаете ли, просто людьми побыть. Демоном я успею побыть на сцене.

Но вопросы для интервью я Вам отправил поздно вечером 30 декабря, а ответы получил уже первого января… Разве в новогоднюю ночь Вы не были заняты тем, что отвечали на мои иезуитские каверзы?

На первую половину вопросов отвечал, катаясь по всему городу за подарками и последними штрихами к празднику. На вторую  - нежась в кроватке первого января.

Надеюсь, кушали оливье, селёдку под шубой, красную икру и прочие новогодние традиционности, а не фаст-фуд?

Оливье и икра - ненарушаемая традиция. Селёдку под шубой терпеть не могу. Также рекомендую десерт: блендером взбиваем бананы, заливаем растопленным шоколадом, перемешиваем, наливаем в формочки так, чтобы заполнить половину, остужаем. Кладём сверху 3-4 разрезанные пополам клубнички или любой другой ягодки по вкусу. Затем из растительного молока (у меня было банановое) готовим желе на агар-агаре, засыпав в него семена чиа. Заливаем до верха формочки. Даём остыть. Украшаем ягодкой, приклеенной на капельку мёда. Можно сначала взбитые сливки и уже на них ягодку. У меня все гости хвалили. И для фигуры не такой удар, как полноценный торт.

А как вообще относитесь к Новому году? До недавнего времени мне казалось, что нет более несочетающихся и антагонистичных вещей, чем Otto Dix и Новый год, но тут появился ваш анонс про “программу, подготовленную специально к Рождеству”…

Новый год для меня - это частичка детства, напоминание о том, что я - всё ещё маленький мальчик Миша, который сидит под ёлочкой и старательно вырезает из картона маску. А всё, что вокруг мальчика Миши наросло - это пустое и бренное. Нам всем необходимо помнить о ребёнке внутри нас. Лучшее время для него (в русской ментальности) - это Новый год.

А легко ли удаётся устанавливать контакт с мальчиком Мишей, и случается ли подобное когда-нибудь в течение года?

Каждый раз, когда я вижу качельки... Конечно, я стараюсь атаковать детские площадки либо ночью, либо просто без свидетелей. Так что, если вы живёте в Питере и часа в два ночи  слышите скрип качелей со двора - это вполне возможно мальчик Миша общается с космосом.

А как так вышло, что мальчик Миша превратился в Михаэля Драу, и в какой момент это произошло? Фрейд и Хорни с книжных полок мне подсказывают, что там травма какая-то психологическая… Во время ночных и новогодних сессий с космосом не обсуждаете подобное с Мишей?

Все мы травмированные дети. Нормальных, здоровых, не травмированных взрослых крайне мало. И я не исключение. Но всё не настолько банально, как в случае с "тебя кто-то обидел" - это было бы слишком просто. Если кто-то верит в мистику и подселенцев, то они меня правильно поймут: мальчик Миша не стал Михаэлем Драу. Мальчик Миша с самого начала был носителем Драу. Когда я вставляю белые линзы, я показываю свои настоящие глаза. Те, кто общался со мной вне сцены, отмечают, что действительно существует как будто бы два отдельных человека. То есть, человек Миша и нечто под названием Драу. Так что тут не Фрейд нужен, а экзорцист.

А что важного и значимого произошло в стане Otto Dix после выхода “Автократора” и отшумевшего в его поддержку тура?

Пожалуй, нашли барабанщика. Вот, перевоспитываем потихоньку. А об остальном расскажу позже...

Стало ли вам привычнее и комфортнее в новом составе и можно ли теперь называть современную конфигурацию группы классической и эталонной?

Эталонный состав - это Драу и Слип. Классический состав - это Драу, Слип и Пётр Воронов. А Драу и Интерио (плюс барабанщик Алекс Симпсон) - это новый состав. Кстати, вполне недурственный. Попробуйте, рекомендую.

Как прошли декабрьские концерты Otto Dix, и какого цвета аура была в этот раз у аудитории?

Главное, чтобы не синяя. Хотя, парочку синих заметил. Концерт в Архангельске прошёл просто шикарно. Мы никогда за всю нашу историю там не играли, и из-за логистически неудобного положения города не факт, что в самое ближайшее время снова появимся. А вот Московский концерт омрачился только техническими неполадками. В остальном - огонь, как обычно.

Зрители действительно отмечают технические заминки на концерте, а по каким причинам и по чьей вине они происходили, и как вы сами реагировали на подобные казусы?

Если бы знать, по чьей вине! Группа izi Hate, которая выступала в качестве суппорта, поведала, что в этом же самом клубе у них сгорел ноут. Так что вполне возможно, что причина в проводке или чём-то в этом роде. А реагируем мы хладнокровно. Чего только не происходит на концертах, знаете ли. Главное - проблему решили, программу отыграли.

А как так вышло, что вашими компаньонами в ходе столичного концерта стали izi Hate и как вам их танцы и хороводы во время вашего выступления?

Они сперва связались с группой Por.Norap, когда мы играли с ними ноябрьский коллаб. А потом вышли на нашего организатора. Я был не против их участия. "Слэм" был со мной согласован, тем более, что две последние песни (это "Время Агнцев" и "Молчание золото" с нового альбома) как раз подходят. И если честно, я ожидал худшего 🙂

А это правда, что на ваших концертах есть одиннадцатилетние зрители? То есть никаких возрастных ограничений ваши перформансы не предполагают?

Понятия не имею, сколькилетние зрители к нам ходят. Судя по статистике рекламных охватов, основная наша аудитория - это 24-35 лет. Вполне возможно, они приводят с собой своих детей. И замечательно, и пусть приводят! Не на реп-концерты же детей водить.

А помните, когда в первый раз вы стали замечать у себя на гигах настолько юную молодёжь и как реагировали на то, что вас начинают слушать чуть ли не с ясельного возраста?

Это было году в 2012. В каком-то из городов тогдашнего тура мне на сцену папка поднял маленькую девочку, не знаю, может быть, лет пяти или шести. Попросил разрешить ей потрогать мой меч. Если ребёнок с родителем, ведёт себя хорошо и если ему интересно, то я только за! Повторюсь, лучше пусть ребёнок с самого раннего возраста приучается к хорошей музыке, чем к репу.

То есть Otto Dix и Михаэль Драу против рэпа и призывает своих слушателей бойкотировать данный жанр?

Я против того, чтобы у этого мнем-мнем... жанра было столько ангажированности, и чтобы он продвигал идеи оскотинивания аудитории. Искусство должно быть сложнее. А у них даже композиторов нет, только битмэйкеры. Бойкотировать не призываю. Всё имеет право на существование. А время всё расставит по своим местам.

А вот ещё интересный момент. Я знаю, что Вы отнюдь не отождествляете рэп, хип-хоп и речитатив. А в чём тут принципиальная разница? Чем так плох рэп и чем так не плох речитатив?

Речитатив не то чтобы неплох. Это просто технический/художественный приём. Мы же не говорим, что лучше - стаккато или легато. Рэп в узком смысле просто часть хип-хоп культуры, за что же его осуждать? А вот к хип-хоп культуре у меня есть парочка вопросов. Ну давайте вот прямо в корень заглянем. Что это всё такое? "Музыка улиц". Алё, каких улиц?! Мы в России живём, у нас по улицам машины ездИють. А вся социальная жизнь происходит и происходила где? Во дворе. Двор. Гитара на лавочке. Двор на двор. Ты не с нашего двора. Это целый мир, свод правил, моральный кодекс. В США дворик - это огороженное индивидуализированное место позади частного дома, где бывает только семья, проживающая в этом доме. А социализируются они как раз на улице. Но мы-то нет. И всё же, рэп как субкультура, в широком смысле, нашёл отклик в русской душе больше, чем тот же дарк, потому что рэп "про жизнь", а дарк - про интеллект. В рэпе ты как уличный проповедник должен достучаться до бомжей, наркоманов, проституток, психов, сирот. Да, есть рэп про бабло и тачки, для относительно благополучной золотой молодёжи, но ведь это же тоже интересно условно "уличной" аудитории, мечтающей, как и любой раб, "о своих рабах". Дарк не даёт настолько разжёванного месседжа. В самом примитивном своём проявлении "про розы-грёзы-слёзы" дарк предлагает заглянуть в самые тёмные закоулки души и сознания, а то и подсознания. Русский человек этого не любит. Русский человек любит сидеть на завалинке и о жизни размышлять. О вот этой жизни, здесь и сейчас, без излишней абстракции. И рэп как раз про это. Про "без абстракции". Если рэп-исполнителя несёт в пространные размышления, он превращается в рок с речитативом. Примерно как с Оксимироном приключилось.

Народ на концертах быстро въезжал в новый материал?

Народу зашло. Я знаю, что им нужно.

То есть вы уже полностью уверены в своей аудитории, ощущаете полное единство и, как это часто говорится теперь, химию со зрителями и слушателями? Это действительно химия и что-то такое родом из таблицы Менделеева?

Единства не ощущаю, слишком уж мы разные, но я очень хорошо их понимаю.

Как вам работалось над новым альбомом и в какой атмосфере проходили рекорд-сессии готовящегося диска?

Погодите, ещё не в прошедшем времени! Позже всё расскажу. Это ведь не последний наш с вами разговор, не так ли? 😉

А почему “Эффект Люцифера” и что это за эффект такой?

А это вам необходимо погуглить Филиппа Зимбардо. Но если очень коротко, то это красивое именование психического феномена, когда неплохие, даже хорошие в общем-то люди начинают творить зло при определённых условиях и обстоятельствах. "Я всего лишь выполнял приказ" и вот это вот всё...

А как так вышло, что вас заинтересовали Зимбардо и этот эффект? Замечали за собой подобное? Или за своими слушателями?

Зимбардо меня заинтересовал после просмотра фильма "Эксперимент" Оливера Хиршбигеля, снятого по мотивам Стендфордского эксперимента. Насчёт слушателей ничего не скажу. Как я могу быть в курсе глубоко личного у такого количества совершенно разных людей, с которыми я не общаюсь? Да и эффект этот за собой не наблюдаю. По крайней мере, не могу припомнить. Хотя, это вполне может быть и фундаментальной ошибкой атрибуции. Это тоже термин из той же области.

А есть ли у вас какой-то универсальный рецепт и проверенный способ, что отвечать голосам в голове, если они вдруг начинают подбивать тебя на что-то плохое? Куда послать, как отмазаться? Может, просто как-то выключить их можно?

Я обычно мысленно просто говорю - "иди нафиг". Можно матом. У меня работает.

Стоит ли думать, что Otto Dix мрачнеет, темнеет, ещё ближе подбирается к серьёзной мизантропии, сатанеет?

А несерьёзная мизантропия - это как? Я всегда был мизантропом и в принципе этого не скрываю. Мизантроп - это человек, глубоко разочаровавшийся в человечестве, поскольку был изначально о нём, о человечестве, лучшего мнения. А сатанеем мы разве что в переносном смысле. То есть, бесимся от ситуации с барановирусом и вот этим всем. В Otto Dix всегда было больше света. Непосредственно сам Герр Вильгельм Генрих Отто Дикс прошёл войну с томиком Библии за пазухой. И с томиком Ницше также.

А Вам что ближе: Ницше или Библия?

Всё равно, что спросить, а что вам ближе - Европа или планета Земля. Мне интересно, как вы будете интерпретировать эту метафору 🙂

Интерпретировать запросто. Библия - основа, Ницше - спекуляции, бурления и фантазмы-фантазии на этой основе. Кстати, если почитать дневники Ницше, а частности то, что он писал в ходе создания своих самых провокационных и неоднозначных произведений, там интереснейшие вещи находятся. Например, Фридрих прямо пишет, что нет личности чище, светлее, прекраснее и великолепнее, чем Христос. То есть его мотивация - это мизантропия, разочарование в людях, но никак не антихристианство, что-то в духе летовского “почему вы все не святые?” (то есть совсем не то, как понимают Ницше наши уважаемые блэковые горгороты) А мне тут сейчас представилось, как Otto Dix лет так эдак через десять на сцене представляют свой новый альбом “Иисус Христос - суперзвезда”… Как думаете, возможно ли такое?

Ну, это уже было представлено до нас. Готов согласиться с тем, что я ни в коей мере не антихристианин. Даже в песне "Антихрист" говорится, что Антихрист смотрит на мир из ВАШИХ глаз. Человечество, особенно современное, (неон стирает грань между раем и адом) и есть Антихрист. Не люблю объяснять свои тексты 🙁

А как Вам всё-таки Христос и Его учение? (сознательно сейчас дистанцируюсь от христианства, богословов, ответвлений и современности - именно сам феномен и личность Христа в чистом виде)

Я считаю, что он пришёл слишком рано. Тысячелетий так на сто (это в среднем время формирования биологического вида). Его учение явно не для лысой обезьяны, научившейся говорить и строить всякие там фортификационные сооружения. Но с другой стороны, если бы он принёс свои идеи биологическому виду, способному всё правильно понять, то насколько это было бы необходимо? Тот вид уже явно жил бы по этим постулатам, как мы сейчас живём по правилам природы с маленьким наслоением социально нормированных догматов (ну чтобы просто не сожрать друг дружку). Ну объявили бы его Капитаном Очевидность. А так, глядишь, благодаря его учению мы хотя бы взглянули одним глазком в сторону того вида, каким можем стать. Конечно, если не сожрём друг дружку.

От Автократора к Люциферу… насколько это логичная и закономерная эволюция? И вообще, как считаете, бывает ли и может ли быть по-другому? (От Автократора к князю Мышкину, например)

Мышкин мне не близок. Скорее, Штольц.

А вот ещё хотелось спросить про мизантропию. А может дело всё-таки не в людях? Как если вдруг Грибоедов был прав, и все наши беды и горести от ума и от интеллектуального кругозора?

Бесспорно! Вот думал бы я, что главное в этой жизни - бабки, тёлки, тачки, быть самым крутым, читал бы трендовый жанр, насколько меньше проблем было бы в жизни. А так - неформат с ограниченной аудиторией. И даже эта аудитория не вся и не до конца меня понимает.

При вашей любви к эпатажу и провокациям вполне естественно было бы предположить, что новый альбом - это тоже провокация и попытка просыпать на зудящие мозоли и незажившие раны общественности чуть больше соли. Как вам кажется, в какой степени это так?

Ну патиму все приписывают мне любовь к провокациям и эпатажу? Вот сейчас прям обидно было. У меня просто своеобразный набор художественных средств выражения и я люблю тыкать палкой в человечество, чтобы изучить его реакцию. А где тут эпатаж и провокация?

А я не приписываю, я в данном случае Вас же и цитирую и в частности недавнее интервью Rockweek, где Вы разграничиваете провокацию и “очень спорное фриковство”. То есть если смотреть на поверхности и невооружённым взглядом, то ваш новый альбом - это провокация, а если углубиться в суть, то эксперимент?

Ну если упростить и прицепиться к словам - то действительно, я провокатор. А по сути - экспериментатор. Для меня тыканье палкой в общество или в конкретного человека - это просто инструмент получения необходимой реакции и, как следствие, информации, ничего личного. А для того, в кого тыкают, это, конечно же, провокация.

Мне как журналисту, классификатору и систематизатору всё хотелось сравнить Михаэля Драу с кем-нибудь, засунуть на какую-нибудь полку, наклеить ярлык и таким образом, во-первых, самому лучше понять смысл и сущность Вашего творчества, а, во-вторых, людям облегчить задачу понимания. И вот теперь я, кажется, нашёл, с кем Вас можно было бы сравнить. Упоминавшийся уже сегодня Ницше. Большой и даже великий экспериментатор, который не боялся ставить самые опасные эксперименты на себе и бросаться буквально в огонь и в медные трубы самых отчаянных метафизических и интеллектуальных ситуаций. Как Вам такое сравнение и такая параллель? Есть сходство?

А я думал, это не сильно заметно 🙂 Я бы ещё добавил некоторые черты герра  Дикса. Как известно, он был не только дипломированным дизайнером интерьеров (одно из моих увлечений), но и весьма востребованным портретистом. Несмотря на то, что он перемалывал людей на своих холстах, поток клиентов к нему не ослабевал. Ибо он видел суть каждого человека и мог её проявить. Рядом со мной проявляются сущности людей. Поэтому дважды подумайте, прежде чем захотите со мной близко пообщаться - а готовы ли вы встретиться с самим собой? Хотите ли вы увидеть себя на этом портрете?

А верите ли вы в Люцифера как некую реальную личность? Или в вашем случае люцифер это только метафора, образ, иносказание манипуляции универсальной библейской символикой?

В случае данного альбома это вообще именование психологического феномена. А почему мистер Зимбардо выбрал именно этого персонажа, надо спрашивать у мистера Зимбардо. Он, кстати, ещё жив и даже вполне адекватен, можете написать ему и спросить 😉

Ну, тут спрашивать особо смысла нет - архетипический персонаж, универсальный, неудивительно, что был выбран именно он. Психологи любят такое. (Все наверняка помнят Эдипа, Электру и всякое тому подобное) А ваш альбом, выходит, это чистая психология и посвящён он психологическим проблемам и психологическим аспектам? Или всё-таки затрагиваются какие-то ещё пласты и нюансы?

Как обычно, это размышления на тему. Альбом о том, что такое хорошо, и что такое плохо. И как со всем этим существовать.

То есть практически не музыка уже, не музыкальный альбом, а саундтрек для сеанса психотерапии?

Сеанс всё же лучше проводить в тишине. А вот погулять в наушниках и подумать - это уже наполовину в себе разобраться. Фоном этот альбом вряд ли можно будет слушать.

А как вам кажется, ваш новый альбом “Эффект Люцифера” способен влиять, менять сознание, перемалывать клише, исправлять ментальные вывихи? Вообще такие задачи где-то там маячат на горизонте, когда вы готовите свой очередной диск и когда готовили свой последний на данный момент опус?

Я не намереваюсь действовать в лоб. Я просто показываю. Как тех рыбов. Кросивое. Увидев (услышав) нечто, человек интерпретирует это в силу своего культурного и ментального багажа, находит ответы или новые вопросы. "Эффект Люцифера" - это очередное зеркало для публики. Увидев в зеркале нечто неприятное, кто-то предпочтёт отвернуться, кто-то разобьёт это зеркало, а кто-то вздохнёт, соберётся с силами и примется исправлять в себе то, что необходимо.

А насколько вероятно, что рано или поздно у вас появится альбом по мотивам Ошо, Эльчина Сафарли или, скажем, Луизы Хэй? Исцеляющие мантры, позитивные вибрации, благостная музыка, как вам такое, тем более, что уже сейчас у вас есть треки, которые называются  “Благо”, “Agnus Dei” и т.д.?

"Анима" вышла ещё в 2013 году. Есть ещё сайд-проект VIGILIA, состоящий из молитв на церковнославянском и атмосферной электроники. Но, как оказалось, Вигилий как минимум две, не перепутайте. Кстати, песня называется "Время Агнцев", а Agnus Dei - это часть припева. Просто небольшое уточнение.

Да-да, я помню про Ваше утверждение о том, что время агнцев вообще прошло, и как называется песня, просто хотелось немного скаламбурить и чуть-чуть спутать божий дар с яичницей… Кстати, позвольте грустный, но искренний комплимент - утверждение про время баранов у Вас блестящее. Очень точно характеризует некоторые вещи и зрит в корень. Вам удалось отлично поймать давно витавшие настроения и афористично их выразить. А что для Вас религиозность и можно ли считать молитвы VIGILIA религиозным феноменом? И есть ли какой-то религиозный аспект в новейшем альбоме Otto Dix?

Время героев прошло - ещё одно небольшое уточнение 🙂 За комплимент спасибо, приятно слышать. Что касается религиозности, то я очень чётко разделяю понятия религии и веры. Так, христанутость относится к религиозности, а просветлённость, моральность, чистота и сила духа - к вере. Сайд проект VIGILIA - это свет, пусть даже и скрытый тучами. Молитвы в данном случае - это ещё один музыкальный инструмент. К слову, вокальные партии придуманы от и до, в церкви эти вещи не "поются".

Простите, опять каламбурю. Мне всё-таки кажется, что «время агнцев прошло, настало время баранов» звучало бы лучше (ярче указывало бы на то, как сместились акценты с библейских времён, и какими упорными иногда могут быть приверженцы религиозных доктрин и просто наши с Вами современники) А не делает ли такой альбом и такая тематика вас ближе к экстремальным направлениям металла и к блэк-металлу в частности, как считаете? Можете представить себе совместный гиг Otto Dix и Cradle Of Filth, к примеру? Как думаете, нашли бы с ними общий язык?

Да ляхко! Нам даже элементы костюма делал один и тот же мастер. И внешне я на молодого Дэни был похож. Да и английский знаю, так что язык в прямом смысле бы нашли общий. Кстати, спасибо за идею...

А может пойти дальше, как у вас уже было совсем недавно, и от идеи совместного концерта переметнуться к замыслу совместного клипа? Давайте немного пофантазируем: Cradle Of Filth и Otto Dix, совместный feat-клип, что это могло бы быть и на какую тематику?

Вы всё больше и больше идей мне подаёте. 🙂 Думаю, что это было бы второе "Благо", только на английском и не техно, а метал.

А откуда растут ноги у вашего интереса к экспериментальному рэпкору? Насколько всё это всерьёз и надолго для вас?

Это не рэпкор, это просто речитатив. Он и у Das Ich есть. Прикольно получилось, правда? Я могу зачитать как рэп-исполнитель, а рэп-исполнитель как я спеть не может. И, разумеется, из подобных композиций весь альбом состоять не будет.

Как считаете, будущее за рэпом, хип-хопом и речитативом? И вообще за кем и за чем будущее?

Будущее за синтетической мешаниной звуков, созданной искусственным интеллектом, так как человечество совсем обленилось. Ибо человечество - фу.

Но Вам хотелось бы быть частью этого будущего? Выжить, остаться, не сгинуть, быть востребованным у всё того же человечества и своих слушателей?

Я как раз потихоньку собираю материал для очередного своего романа "Сэмпл" по сэттингу  "Топливного мира". Кто в курсе, тот в курсе.  Короче, это будущее. Искусства в привычном нам виде и понимании там нет. Всё  синтезируется  примерно так же, как сейчас (я об этом писал за несколько лет до массового увлечения искусственным интеллектом, который лепит сюр по своему усмотрению). И тут появляется парень по прозвищу Сэмпл, который начинает делать музыку по старинке. И приобретает огромную аудиторию. Так что конкуренции с "бездушной машиной" я не боюсь. И к тому же, скорее всего я уже выйду на пенсию, когда искусственный интеллект сможет демонстрировать что-то, хоть немного похожее на нормальную музыку, а не на месиво звуков.

А можно ли сказать, что настолько философского и экзистенциального альбома как “Синдром Люцифера” у вас ещё не было, а сейчас все месседжи, смыслы и посылы стали более концентрированными, серьёзными и глубокими?

Насколько я помню, у Otto Dix абсолютно все альбомы с 2005 года такие. Других не держим. Это фишка у нас такая - экзистенциальность и философия. Экспрессионизм в звуке.

Эдак Вас лет через пять понесёт документы подавать на поступление на философский факультет какого-нибудь хорошего ВУЗа, чтобы повысить свои знания и выйти на ещё более серьёзные и академические рубежи философии и экзистенциальности…  А вообще бывает такое, что ощущаете какие-то пробелы в собственном образовании и хочется большего? Можно пару добрых слов (или наоборот жёсткой критики) в адрес университетского и аспирантского образования в противовес самообразованию?

Я пару лет назад всерьёз задумывался о том, чтобы пойти учиться на архитектора. Думы эти меня ещё не оставили... Что касается современного образования. Помилуйте! Я выпустился практически 20 лет назад. В сфере образования наверняка всё изменилось до неузнаваемости за это время. Даже моего университета уже не существует, он стал частью другого. Но судя по царящей во всех сферах некомпетентности, с образованием происходит что-то неладное. Как минимум, необходимо упразднить ЕГЭ.

А что толкает на прослушивание лекций по антропологии и на размышления о вечном? И насколько здесь можно усматривать влияния возраста и неминуемого взросления (старения)?

У господина Дробышевского аудитория раза в два меня моложе, так что скорее я начал молодеть 🙂

А не начинаете ли потихоньку ощущать себя пророками, лекторами и философами? И не повышается ли ваша ответственность по поводу формирования мировоззрения ваших слушателей?

Почему потихоньку начинаем? Я давно говорю, что многие вещи предсказываю. Особенно по книгам моим заметно. Только надо уметь видеть и понимать. Что касается моей ответственности - если я могу сформировать чьё-то мировоззрение, то это прекрасно! Я был бы только счастлив, если бы кто-нибудь, послушав Otto Dix, занялся своим развитием, стал бы больше читать и смотреть качественных фильмов, меньше стал бы обращать внимание на пугачки-собачки со стороны доминирующей социальной парадигмы. Но в основном в моём творчестве видят только то, что я няшка, и всё. Так что общественная парадигма в безопасности.

И… следующий альбом альбом Otto Dix можно было бы назвать “Синдром Кассандры” (продолжая линию апелляций к психологии/ психологическим терминам и указывая на ту вашу особенность, что вы пророчествуете, предостерегаете, предупреждаете, а вам не внимают, как происходило у известной мифологической дамы по имени Кассандра)? Не надоедает всё-таки быть гласом вопиющего в пустыне?

Следующий альбом пока в тумане. Но недавно какая-то идея мелькнула и исчезла. Если вернётся, то я пойму, о чём этот новый альбом будет. Что касается гласа в пустыне - я прежде всего наблюдаю реалити-шоу с человечеством в главной роли, мне не нужно позарез, чтобы ко мне прислушались. Мне нужно самому их изучить. Если я что-то говорю, ко мне не прислушиваются, а потом закономерно терпят неудачу, то сами виноваты. Так им и надо. Но если кто-то меня услышал, понял и принял к сведению, то молодец, и обязательно обойдёт на длинной дистанции тех, кто не услышал.

А какие книги (помимо своих, конечно), порекомендовали бы к прочтению и обязательному изучению своим слушателям?

Библия. Однозначно. Потом скажу, почему это не связано с христанутостью.

Начинаем с Нового Завета?

Да, всё-таки Ветхий Завет настолько далёк от нас ментально, что скорее заинтересует тех же антропологов, чем современного человека. Иисус Христос же, можно сказать, положил начало современной цивилизации европейского типа. Вот, кстати, его личность поизучать как раз и будет интересно. Агнец агнцем, но торговцам люлей навешал. А вот за что смоковницу проклял, я недопонял.

По ходу прослушивания вашего нового трека “Молчание - золото” мне почему-то вспомнились тургеневские “Отцы и дети”, а как вам Базаров и это произведение?

О, эта тема актуальна во все времена. И я даже не думаю утверждать, что сам не подвержен ей. Должен также сказать, что никогда в своей жизни не пёр "против родителей". Мне это было ненужно и неинтересно. Я живу в паралельном пространстве с обществом, и поэтому входить с ним в конфликт не вижу резонным. Но современная молодёжь охренела. Как и сто лет назад, и в античности. И даже, думаю, в среднем палеолите.

То есть совместного фита с Даней Милохиным от Вас не ждать? Видюшек в тик-токе тоже?

Одна моя подруга настаивает на том, что в тик-токе набирается аудитория и популярность, но я всё равно не хочу мараться тик-током, так как под потоками навоза мою жемчужину всё равно никто не увидит. А единичные случаи баловства (как, например, видюшка про оловянных солдатиков-танкистов Ваню и Йохана или про имперсонализацию Москвы и Питера) я вполне могу постить и в инстаграме. А Даню Милохина надо вообще выпороль ремнём по заднице. Но боюсь, ему это понравится...

Неуклонно мигрируете из категории нигилистов-отрицателей в отцы и начинаете удивляться глупости и невоспитанности молодёжи?

Чуть выше я уже ответил на этот вопрос. Но не могу сказать, что нынешняя молодёжь прям глупая и невоспитанная. Она просто не воспитана в рамках моего поколения (это когда за базар надо отвечать, и когда нытиков никто не любит), и не понимает вещей, элементарных для моего поколения. Зато мы не понимаем того, что для нынешней молодёжи естественно. Вплоть до компуктеров. Они с двух лет пальчиком в планшет тычут (а потом пишут как курица лапой), а я в интернет вышел курсе на втором универа, наверное.

Анонсируя свой новый альбом, Вы говорили, что слушателям придётся гуглить. И я догадываюсь и полагаю, что вдобавок к этому было бы очень желательно думать.  А не боитесь ли Вы отпугнуть некое количество слушателей вот такими интеллектуальными квестами?

Я в принципе ничего не боюсь. Кроме шершней. Да и шершней тоже не боюсь при наличии тапка. Аудитория наша всегда отличалась чуть большим процентом интеллектуалов, чем прочие. Такая специфика фанбазы. Новеньким с непривычки может быть сложно, но пусть не боятся. Мы не кусаемся.

А в каком направлении всё-таки было бы желательно гуглить и что искать? Можно ведь пойти неверным путём и догуглиться до чего-нибудь совсем не того… или неправильных путей тут нет?

Для начала надо погуглить Зимбардо (хотя дядька очень скучно пишет), а также "социальная психология" и большинство её основных терминов. А потом уже куда Википедия выведет.

Одна девочка из ваших слушательниц догуглилась до Милен Фармер, и мне тоже её вариант понравился больше, чем Зимбардо… А ведь у Милен всё то же самое, но не на языке логики, психологии и дефиниций, а посредством художественного подхода, чистой эмпатии и магии образов. Как считаете, это вариант или в данном случае всё-таки хотелось бы призвать людей немного напрячь мозг, заставить его думать и работать в формате схоластической и академической дисциплинированности? То есть я хочу спросить, было ли вашей задачей при подготовке нового альбома уйти от чистой художественности, от образов, от “няшки Драу” к уже откровенно серьёзным месседжам и университетской интеллектуальности?

О, мадемуазель Фармер! Нежно её обожаю, хотя и не являюсь подкованным по матчасти фанатом. Она берёт в основном эмоцией, как и положено женщине, олицетворяющей Женственность. Я пытаюсь в эмоцию, но, как в том анекдоте, "умище-то куда девать"? Я как самурай, который мечом пополам перерубит, а потом над трупом хокку продекламирует. А от художественности мне не уйти при всём желании. Как и от "няшки Драу".

“Злющие альбомы” обычно записывают по двум причинам: чтобы освободиться от внутреннего зла и раздражения (испытать некий катарсис) или чтобы умножить концентрацию этого иннер-кошмара на два, на три, на четыре и т.д.  Какое-то из этих описаний подходит к вашему случаю или у вас снова всё иначе и по-другому?

Ну разумеется же первый вариант! Я всем своим существом желаю, чтобы общество стало лучше, добрее, мудрее, сбалансированнее. Ни в коей мере не хочу увеличения зла в этом и без того злом мире. И уж точно не хочу, чтобы внутренняя агрессия возросла. Но из-за моей травмы спины не могу так же активно заниматься ММА, как несколько лет назад, и больше не имею легального пути причинения людям боли и удушения. Так что терпите. Может, вылечу спинку, пойду опять людей в зале бить, и тогда выйдет новая "Анима", помедитируем.

Так Вы… филантроп? Мизантропствующий филантроп, который презирает “слишком человеческое” в человеке, бездумную и распущенную современную молодёжь, безвкусный рэп, но делаете это ради человека и человечества, чтобы помочь, избавить от вредного и наносного, показать дорогу к счастью?

Любой мизантроп в базисе филантроп, просто, повторюсь, люди его разочаровали. Знаете, когда я был подростком, у нас был роскошный восточноевропейский овчар. В щенстве (это как "в детстве") он очень любил кошек. Лез к ним играться постоянно. И вот однажды закономерно получил по морде, да так, что кот коготь свой в носу у моего пёселя оставил. Овчар аж плакал, не шучу - слёзы в глазах стояли. И потом он начал душить котов. Частенько изо рта у него барсиков доставали. А что касается меня и блага человечества, то тут я позволю себе самоцитату, от которой запищат те, кто знает, кто такой Кукольник - "Я пришёл исправлять".

И цель оправдывает средства? Ремень и задушенные барсики будут?

Цель оправдывает средства. Но у меня нет таких огромных ресурсов, чтобы напрямую влиять на большое количество людей. С этим прекрасно справляются наши пастухи. А я лишь скромный художник. Хотя, лицо оппоненту обглодать могу.

А знаете ли Вы дорогу к счастью? Знаем, куда идём? Вы - счастливый человек?

У меня даже над дверью комнаты висит самодельное панно с надписью Quo Vadis. Я очень хорошо представляю себе свой собственный путь, а также дорогу к счастью каждого человека в отдельности и человечества вцелом. Я мог бы указать этот путь. Но это как сказать алкашу, что для того, чтобы быть здоровым, ему необходимо бросить пить. Люди хотят и рыбку съесть, и на ёлку влезть (по аналогии с этим условным алкашом - продолжать бухать, и не болеть при этом). Чем-то жертвовать они не любят. А счастья без чёткой расстановки приоритетов не бывает. Я пожертвовал парочкой аспектов в жизни, и стал счастливым. Я не знаю, как это работает. Возможно, это тоже из той же области психологии, откуда фундаментальная ошибка атрибуции - самосбывающееся пророчество.

Кстати, как проходит краудфандинг и стоит ли в нём участвовать, если по каким-то причинам до сих пор этого ещё не сделал?

Конечно же стоит. Больше денег - больше ништяков!

Какой лот можете порекомендовать? Может быть, есть какие-то особо хитовые и горячие позиции?

Так как краудфандинговая кампания совпала с Новым годом, мы пока что добавили самые стандартные лоты. Но в самом ближайшем будущем добавим гораздо более интересные, чем банальный мерч и ранний допуск. Например, беседа со мной лично в рамках, скажем так, "психологического сеанса". Конечно, "корочки" психолога у меня нет, но психологию в университете я проходил, а главное - я очень многое понимаю о человеческой душе. Если вы помните, что буквально обозначает "психология". Многие мне говорят, что после беседы со мной нашли выход из тупика. Я знаю, как это делается.

По поводу психологический помощи от общения с Вами и её действенности не сомневаюсь. Не было мыслей в плане хобби запустить врачебную практику такого рода и начать консультировать людей?

Я даже запускал такой аттракцион году в 2016. Но, к сожалению, среди моей аудитории людям интереснее посмотреть на живого Драу, чем решить свои проблемы. А вне моей аудитории людям нужна "корочка".

А как насчёт написать книжку на тему психологических тренингов и потеснить, наконец, Лабковского, да и выйти на думающих и нуждающихся? Даже я бы купил такую брошюрку, если бы выпустили.

Я начинал собирать материал для книги, реабилитирующей мужчин. Но там всё как-то слишком уж ядовито в сторону женщин и потакающего им общества было написано, я потом изменю стиль повествования на более ироничный и выпущу. Может быть, лет через дцать. И там явно будет пухленький томик, а не брошюра.

Да тут и понятно: в брошюрку такое просто физически не впихнуть. Что в самых ближайших планах?

Работа над альбомом и клипом, а также над моим новым романом и уже, кажется, четвёртое переиздание моей первой книги.

Ваши пожелания, поздравления с НГ, напутствия и финальные слова тем, кто был с нами на протяжении этого интервью?

Товарищи! Не верьте вообще ничему, выбросите телевизор, психика здоровее будет. А также - берегите своё здоровье. Здоровье - это самое главное. Будет здоровье - будет энергия, будет энергия - будут деньги, будут деньги - будет всё. Увы, при олигархате живём, без денег никуда. Ну и традиционное - СЧАСТЬЯ ВАМ, ЖЕНЩИНЫ!

Спасибо за интервью! И удачи с книжкой по психологии, с трансляцией великого, доброго, вечного и вообще во всех благих и креативных начинаниях. Особая признательность за юмор, доброжелательность и за ответы на абсолютно все мои вопросы без каких-либо исключений.

И вам спасибо. Увидимся 😉

Алексей “Astarte Eel” Иринеев