ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Теперь я всё решаю сам!” Интервью с Михаэлем Драу (Otto Dix)

04-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

На нашей отечественной независимой сцене не так много музыкантов, которые могли бы сравниться в плане эпатажности и неоднозначности с лидером Otto Dix Михаэлем Драу, но его группа вот уже шестнадцать лет продолжает свой тернистый путь и не перестаёт эволюционировать и развиваться, а сейчас они даже сорвали номинацию “лучший релиз месяца” у нас на ASTARTA. Я ожидал от этого интервью всего чего угодно, заранее готовился к тотальной обструкции, но одиозный певец, шоумен и автократор легко смог усыпить мою предвзятость и играючи расправился с самыми каверзными вопросами благодаря своему юмору и жизнелюбию. В какой-то момент мне даже показалось, что Михаэль вовсе не жёсткий тиран-узурпатор, а просто улыбчивый и доброжелательный парень, но не будьте столь доверчивы и наивны – за его изящной риторикой и летящим слогом кроются настоящие бездны с химерами и глубоководными монстрами. А вот риторика действительно великолепна и хороша – рекомендую. 

Доброго времени суток, Михаэль! Поздравляем Вас с победой в нашем опросе! Как настроение перед готовящимся туром в поддержку “Автократора”? Воспринимаете эту поездку как ещё одну возможность доказать всем, что ваш Автократор самый лучший? 

Приветствую! Настроение, к моему удивлению, боевое. Почему к «удивлению»? Потому что примерно лет десять у меня перед туром всегда начиналась грусть-тоска, я никуда не хотел ехать. А теперь наоборот топочу лапами в нетерпении. Всех разнесу. Всех порвём. С нами ещё и барабанщик едет… Нет, до огнемётов ещё не дошло…

Чем занимались участники Otto Dix на самоизоляции и как удалось пережить пандемию и локдаун в финансовом, эмоциональном и человеческом отношении? Было тяжело? 

Ох, да. Я думаю, тяжело было всей стране. Нас спасло то, что мы группа всё-таки среднего эшелона. В то время, как у различных Баст были проблемы с залами-тысячниками, у нас всё проходило тихо-мирно. И мы даже рискнули и скатались в тур в сентябре-октябре. И знаете, мы рискнули не зря! Этот тур принёс неплохой доход.

Почему всё-таки “Автократор”?  Как родилась идея вашего нового альбома и что было основным источником вдохновения в ходе работы над ним? 

Как правило, я «вижу» концепцию каждого последующего альбома задолго до начала работы над ним. Например, уже сейчас готова концепция (а также название и три песни) к следующему альбому. Откуда что берётся – понятия не имею. Голоса в голове. Хе-хе. Вдохновение я нахожу повсюду! Например, хит альбома, песня «Эксперимент» была самым настоящим экспериментом. Я беседовал с одним знакомым швейцарским промоутером, и он рассказал про форму композиции, которая принята в западной коммерческой дарк-музыке. Я и сказал Мише Младшему (гитарист и композитор) – а давай попробуем? Вот, попробовали. Хит же? Хит. Европейцы шарят…

Откуда взялся этот персонаж, и почему он так уверен, что его “так долго ждали”? Кто он вообще такой? 

Вы правы, практически каждая моя песня имеет некоего «главного героя», который за эти три или пять минут проживает целую жизнь на сцене. Автократор – это властитель. Властитель дум в том числе. В какой-то степени я сам являюсь сейчас автократором в собственной группе. Как говорится, «всё фигня, Миша, давай сначала». Теперь я всё контролирую и решаю сам. Конечно же, у меня есть доверенные лица, как без них! Автократор – это не тот, кто больше всех мешков утащит. Это тот, кто правильно организует процесс таскания мешков. А ещё вот одна забавность: когда альбом уже вышел, и шло производство видео-роликов для бэкграунда, я услышал, что Путина называют Автократом. Ну и вставил его в ролик. А почему нет? Очень даже эпично. А уж какие у него в этом ролике соседи…

А можно ли тут сделать вывод, что Otto Dix делает определённые шаги к тому, чтобы использовать политические процессы в своих интересах и таким образом влиять на свой статус и градус популярности? За рубежом ведь ваш имидж с флагами и Путиным в клипе явно идёт на “ура”и котируется даже лучше, чем пресловутые матрёшки и шапки-ушанки с Арбата… 

Я могу со всей уверенностью заявить, что не только группа Otto Dix, но и подавляющее большинство дарк-жанров в принципе аполитичны. Да, ЕВМ может обличать современное общество, капитализм (вспомним анти-капиталистическую шок-фетиш-электронную формацию Hatari), милитаризм, угрозу ядерной войны и так далее. Но это всё далеко от миксования слова «Аквадискотека» или прямых призывов выходить на улицу за те или иные политические силы. Скорее, дарк наблюдает со стороны и иногда разочарованно качает головой. Человечество, ты – фу.

А что если описать вашего Автократора как “человека уставшего от предательств, людской подлости, спекуляции его чувствами, именем и добротой” (цитата Инессы Вэйв из комментариев в сообществе Otto Dix)?

Какое оригинальное вИдение… Я думаю, что «тот, кто избрал путь силы и власти» как правило лишён не только «покоя и счастья» - то есть, обычного такого, земного-человеческого, но и в том числе он лишён таких человеческих черт, как чувства. У него превалирует холодный разум и интеллект. Обладая неподконтрольными чувствами и чрезмерной эмпатией, властитель не мог бы управлять большими массами людей, или управлял бы крайне неэффективно. Если кто-то читал цикл моих романов по «миру Топлива», вспомните Кукольника – древнего андроида-стратега, запрограммированного на захват власти на территории противника.

А Вас лично, Михаэль, цитата Инессы характеризует хоть в какой-то степени, как считаете? 

Как я сказал чуть выше – «человечество, ты – фу». У меня нет никакого завышенного ожидания от людей. Именно поэтому я никогда не мщу тем, кто меня «предал» (именно так, в кавычках). Поскольку такова природа людская. Да, я разочарован в человечестве ан масс. Каждый отдельно взятый человек удивительным образом может оказаться прекрасным созданием, но как только людей хотя бы два – они автоматически фу в том или ином аспекте по отношению друг к другу. Да, я тоже. Особенно это проявляется, когда окружающие окружают слишком сильно, залезая мне на голову, а я их скидываю с милой улыбкой. Сразу же я – неблагодарная сволочь, зазвездившийся муд*к, ну или кто там по списку… Поэтому – нет, лично меня это всё не характеризует. Поскольку, чтобы устать от предательств и подлости, надо изначально ожидать от людей чего-то другого, а потом больно обжигаться. Однако я вовсе не утверждаю, что ВСЕ поголовно меня «предают». Некоторые просто тихо и мирно отходят в сторону, когда заканчивается мотивация или когда они закрывают тот или иной гештальт, из-за которого общались со мной. И это совершенно нормально. Это жизнь. Какой смысл разводить драму? А когда люди отходят с шумом и пылью, не успев закрыть этот самый гештальт, то тоже нет никакого смысла разводить драму, так как им с этим жить, а не мне. Я энергию лучше потрачу на музыку.

Не было ли опасений по поводу использования советского флага с серпом и молотом на концертах и непреднамеренного оскорбления чьих-то чувств и восприятий, связанных с СССР? 

Вспомнил очень забавную историю, связанную с этим флагом! Мы проехались по городам Германии и Швейцарии в 2014 году, а также заскочили в Чехию. И меня стращали, мол, тебя чехи разорвут. Пражская весна и всё такое… И знаете, что сделали чехи? Они выпросили у меня флаг пофотографироваться и носились, размахивая им, с радостным визгом. Какие танки бы их не гоняли, какими бы царь-бомбами их не пугали, а наши «зарубежные партнёры» подсознательно обожают СССР. Потому что теперь, когда в холодной войне победила истинная Империя Зла, мир наконец глазки-то раскрыл и пожалел… Батя хоть и может по ж*пе дать, но он – Батя.

А каково Ваше собственное отношение к Советскому Союзу и его реалиям? Разделяете отношение Оруэлла или всё-таки остались и какие-то светлые воспоминания о том времени?

Я был слишком мал, чтобы более-менее нормально ощутить все прелести и «прелести» СССР. Именно поэтому сейчас я пересматриваю все «Намедни», огромные документальные сериалы про историю СССР, Вторую Мировую, Гражданскую и так далее, слежу за блогами Вестника Бури и Миши Советского (а они порой отличаются друг от друга радикальнейшим образом), слушаю лекции в блоге «Простые числа».

Всё, что я помню о моём СССРовском детстве – это как у нас в подъезде не закрывал двери, даже на ночь. И потом матери ходили по квартирам и собирали своих детей, поскольку мы с самого утра уже расползались по гостям. Заходили как к себе домой. А потом, в 90-е, резко возникли железные двери, решётки на окнах, пропали гранёные стаканы в автоматах с газировкой (а потом и сами автоматы пропали), а также вот эти вот штуки в транспорте – ну помните, монетку бросаешь и сам себе билетик откручиваешь… Не злых шпиЁнов же с неба забросили? Это мы сами так внезапно и сразу превратились в людей, которые воруют гранёные стаканы из автоматов и лезут в чужие квартиры за видиками. Почему? Как? Что случилось с людьми?

СССР – это невероятно неоднозначное явление. СССР 20-х - это не СССР 30-х, СССР 50-х – это не СССР 70-х. И пресловутые очереди стали повсеместным явлением как раз во времена горбатой перестройки. А кровавые репрессии никогда не касались 90 % населения, а только тех «кого надо». Меньше читайте всяких соЛЖЕницыных…

Разумеется, никогда не бывает всё исключительно бело-пушисто. Никогда и ни в одной стране мира. Вы думаете, моя обожаемая Германия – марципанчик? У меня была возможность и даже сильное желание переехать туда году в 2009-2010. Я там даже чуть-чуть пожил, совсем немного, буквально месяц может быть, в рамках выступления на фестивалях. Но это уже даёт понимание реалий: быта, бесконечной холодрыги из-за экономии отопления, закрытых в шесть вечера магазинов. Сейчас я считаю, что идеально жить тут, а туда ездить на отдых и на фестивали выступать. Сейчас европейские товарищи по переписке говорят, что они мне завидуют! Потому что у нас тут можно в кафе посидеть и в тур съездить (ковидло у них какой-то особенной более лютой породы, наверное). Вот так-то…

Быть властным и самоуверенным для Автократора – это, что называется, что доктор прописал, и всё-таки, как случилось так, что Otto Dix стали так очевидно и массированно крениться в сторону NDH c её милитаристской эстетикой? Какие-то конкретные представители жанра оказали и оказывают на вас своё влияние? 

Совсем уж марш и фарш прослеживается разве что только в заглавной песне и в «Эксперименте». Все остальные песни альбома исключительно лиричны  экспрессионистичны. Разве «Всё, что останется» - это NDH? А баллада про заброшенный сад? А почти что дарк-кабаре «Полночь»? Я представляю, что вы скажете про новую песню «Молчание – золото». Там всё очень агрессивно. Очень...

 Но у патриархов NDH тоже ведь есть своя лирика и своя балладность. А искать следы садо-мазо-эстетики у вашего Автократора не стоит? 

Ну чтооо вы… *поглядывает на инсталляцию плёток в рамочке на стене над кроватью*

Как считаете, чего сейчас в вашей музыке больше: готики, дарквейва, тёмной электроники или NDH? Для какой аудитории и с группами какой направленности на одной сцене вы в большей степени чувствуете себя в одной тарелке? 

Когда мы только начинали, я ориентировал Слипа на музыку Das Ich и Deine Lakaien. Сейчас мы органичнейшим образом смотрелись бы на одной сцене с Diary of Dreams и Lord of the Lost.

Уже думаете, как бы пересечься с Diary Of Dreams и Lord of the Lost на одной сцене? Где было бы приятнее: у них там в Европе, или у нас где-нибудь? 

Приятнее однозначно у них, поскольку там дарк – это огромная коммерческая индустрия со всеми выходящими последствиями: профессионалы с многолетним опытом во всех сферах – организации, техническое оснащение, звукорежиссура и так далее. Одних дарк-фестивалей на десятки тысяч гостей там сколько! А насчёт первой части вопроса – потом всё расскажу 😉

Как считаете, в какой степени перемены в составе группы оказали своё влияние на то, каким альбом получился в итоге? Насколько работа над “Автократором” была общим и коллективным процессом? 

Работа над музыкой ОД всегда была коллективным процессом – что со Слипом, что сейчас с Интерио (Мишей Младшим). Обычно это происходило и происходит так: мне показывают набросок, концепт, черновик. Я накидываю текст. Потом сажусь рядом с композитором и, тыкая пальцем в монитор, говорю «А вот эту фиговину поставь вот сюда. А можешь сделать, чтобы было виу виу а не фьють фьють?» Так и получается готовая песня.

Изменения в составе в этот раз были болезненны для вас? Это удар для группы или просто часть необходимых изменений и непременной эволюции, без которой немыслима жизнь? 

Вы знаете, всё получилось как-то само собой. Магическим образом. И на удивление, совершенно безболезненно. По крайней мере, для меня. Мы играли в одной группе со Слипом 15 лет (он месяц не дотянул до юбилея). Да многие люди в браке столько не живут, сколько мы стояли на одной сцене! И межличностные отношения, особенно при длительной работе над собой, превращаются в тотальное приятие Другого. Я не выспрашивал, конечно, но как мне кажется, сейчас Сергей гораздо счастливее, чем когда он был «Слипом из Отто Дикс» - живёт в деревне, учится на доктора, практику проходит, работает, программирует игры для ретро-компьютеров. Говорит, что пишет музыку. Мы общаемся, перекидываемся порой прикольными картинками. Я всегда рад его видеть. Он всегда готов мне помочь. Что касается меня, сейчас я наконец-то стал Живым. Я полностью контролирую процессы, я вижу, как группа выходит на новый уровень, несмотря на непрекращающиеся потоки помоев (скоро они до нас долетать вообще не будут). Сейчас всё стало лучше. Да, посещаемость сейчас ниже, чем в 2013-м, например. Ну так погодите, рано отчаиваться. Ямы есть в истории абсолютно любой группы. Особенно после того, как группа многие годы была тотально заброшена «руководством», а за спиной вокалиста и лица группы сами же «сотрудники» его нивелировали.

А что означает для Вас “стать живым”? С чем это связано? Я так понимаю, это не совсем метафора или не только метафора, если даже здоровье наладилось, ведь так? 

Раньше я жил в режиме чемодана – меня везут, я еду. А сейчас рулю сам, принимаю решения. Пусть и набиваю шишки, но это просто с непривычки. Скоро пройдёт. Кроме того, я починил голову, и моя хроническая (с 17-ти лет) эндогенная депрессия вошла в длительную ремиссию. Это помогает смотреть на мир и общаться с миром. А когда ты не способен ни на что, потому что у тебя болит вообще всё, весь ты сам полностью болишь («ушиб всей бабки», как в том анекдоте) – ты не способен воспринимать реальность вообще. Ни адекватно, ни неадекватно – вообще никак. Ты не живёшь, а постоянно переходишь из одного кошмарного сна в другой. Но теперь я проснулся. Бегите, глупцы!

 Обычно группы говорят по поводу своего обновлённого состава, что он самый сильный, самый лучший и самый идеальный. Вы можете сказать подобное про свой нынешний лайн-ап? 

Я могу лишь повториться, сейчас всё стало лучше – это не значит, что Слип меня не устраивал как композитор. Честно говоря, я считаю, что если бы он не зарывал свой талант в землю, он стал бы действительно великим. Он настоящий художник. Но группа Otto Dix – это не только музыка, это ещё и менеджмент, и имидж. И сейчас все эти процессы выравниваются. Сейчас всем, кто в этих процессах участвует, очень важно, куда и как идёт моя группа. А раньше было что-то вроде «Зачем платить больше, если нет разницы» и «Само как-то катится – вот и пофиг» (а катилось-то всё вниз с горы в пропасть). Конечно, так было не всегда, а только где-то с 2014-го… А вот самый ли этот состав лучший, говорить пока рано. Большое видится на расстоянии. Я ещё и виолончелиста подыскивать начинаю…

Что повлияло на желание утяжеления и на решение ввести в живые перформансы в ходе тура живые барабаны? 

Нам очень часто и очень многие говорили, что с барабанами было бы вкуснее. И вот, наконец, я посчитал, что финансово готов к ещё одному члену группы. Да-да, бабки как обычно камень преткновения .

Выступления в каких городах больше всего ждёте и есть ли у вас города-любимчики? 

С недавних пор – Екатеринбург в топе. Ох, как же там шикарно играть! Какая сцена! Какое оборудование!

Какие из концертов в поддержку “Автократора” больше всего запомнились и почему? В какой город возвращаетесь с большей охотой и большим воодушевлением? Где вас лучше всего принимают?

Вот опять же, Екатеринбург, клуб «Свобода». В этот раз тур у нас больше в два раза, в некоторых городах нас не было 5-6 лет, в парочку мы вообще едем впервые за всю нашу историю. Заранее занялся рекламой. Так что очень интересно взглянуть, что получится.

А Вы, Михаэль в своей повседневной жизни автократор? Насколько Вы как человек авторитарен и тоталитарен?

Я очень жёсткий диктатор. Но с мягкой улыбкой. Предпочитаю никого не заставлять и не уговаривать, но находить в каждом сердце то, к чему это сердце лежит. А если меня не слушаются, я либо ухожу (если ситуация не затрагивает мои принципиальные интересы), либо делаю кусь (если затрагивает). В прошедшем туре окружающие имели возможность увидеть кусь в действии. Боже, храни нас от норманнов…

С годами Вы становитесь мягче или наоборот жёстче, принципиальнее и требовательнее? 

С годами я становлюсь жёстче, принципиальнее и требовательнее, но мягче. То есть, если раньше я ломился напролом, орал, требовал, скандалил, творил форменную дичь, то сейчас я принимаю людей такими, какие они есть, и позволяю этой реке течь. А если люди плохо себя ведут и человеческой речи не понимают – то кусь. :3 А также я теперь очень хорошо отличаю второстепенное от важного и умею прекрасно расставлять приоритеты. Старость, видимо, пришла…

Каким-то особым образом праздновали недавнее 16-летие коллектива? И что для вас эта дата? Не воспринимаете её как признак зрелости и заслуженности? 

Это ещё не 20 лет. Но четыре года пролетят – и не заметим. Я стою на сцене столько лет, сколько лет некоторым нашим слушателям. Но ничего особенного я в этот день не делал. Так, посидели с чаем. Сыграли ламповую программу в приятном месте. Вот на 20-летие приготовлю нечто грандиозное.

Уже есть конкретные планы и задумки?... И вообще не боитесь так далеко загадывать и планировать? 

Не боюсь. Если что-то случится – я явно не смогу на это повлиять. Какой смысл тратить энергию на страхи-ахи-охи? А если я могу на что-то влиять – то я просто беру и влияю. Но ничего сейчас не поведаю, так как я суеверный. Может не сбыться.

Насколько часто предаётесь грусти и сожалениям в стиле “верни мне мой 2007-й”? И вообще насколько вам хотелось бы вернуться в это время и вернуть в настоящее время идеалы и тенденции того самого пресловутого 2007-го? 

Честно – я бы хотел вернуть тот интерес к готике и ту посещаемость (а эти два понятия коррелируют). Но на этом всё. Всё остальное сейчас гораздо лучше.

И не смущает даже то, что сейчас большинство принципиально не слушает музыку на физических носителях и даже в разгар концерта любимого исполнителя умудряется зависать в телефоне и куда-то там тыкаться? В нулевых готы ведь были уважительнее и внимательнее к своим кумирам… 

Если честно, я не замечал, чтобы на моих концертах люди залипали в гаджеты. Они обычно стоят и смотрят шоу, дыша через раз. Могу ошибаться, может быть, где-то на задних рядах кто-то и залипает. А вот то, что сейчас вся музыка в основном продаётся через прослушивания на стриминговых платформах – это даже круто! Меньше возни с физическими носителями. Которые у нас продолжают покупать, хотя бы и в качестве сувенирной продукции. Ну или в машине слушать, например. Сейчас мы выпускаем диски микро-тиражами. Это в нулевых заказывали сразу несколько тысяч. А сейчас – ну несколько сотен расходится, не больше. И хорошо. И не надо засорять планету. А касаемо доходов – то на то и выходит. Ну то есть, что продать тираж, что выложить в сеть – одинаково. Я подсчитал.

В последнее время Otto Dix становятся всё более эпатажной и провокационной командой, всё больше самых неоднозначных отзывов звучат в ваш адрес. Как  воспринимаете всё это? Рациональное зерно в критических замечаниях хотя бы иногда присутствует или всё это оголтелый хейтинг? 

Да я вас умоляю! Мы всю свою историю «эпатажная и скандальная группа», хотя я это не заказывал, унесите. Я никогда не ставил себе цель какого-то там эпатажа и скандала. Многие артисты и шоумэны из кожи вон лезут, чтобы натворить что-нибудь эдакое, эпатажненькое. Я же просто делаю музыку и шоу. А потом оказывается, что это – скандал и эпатаж. А в чём скандал и эпатаж-то? В гриме? В высоких нотах и головном регистре? Ну, может быть, ранний ОД (точнее, ранний я из-за моего тогдашнего вокала, гривы до лопаток и нежелания заниматься спортом) и вызывал какие-то вопросы и шок, то сейчас-то что шокирующего? Может, уже начнём музыку слушать, а? Что же касается конструктивной критики, это только: «вам надо репетировать» (репетируем регулярно теперь, раньше ленился), «без барабанщика жидковато» (взяли барабанщика) – и всё. Всё, что не есть вышеозначенное – есть просто желание вякнуть. Ну вякайте. Банн-хаммер наготове J И кстати, готов поспорить, что неоднозначных отзывов стало больше. Я вот наоборот вижу, что положительных отзывов стало больше. И даже многие «выражальщики своего мнения» отмечают (конечно, со скрипом зубовным), что новый альбом – бомба. Ибо против истины не попрёшь.

С утверждением “Otto Dix уже не тот” можете согласиться? И как считаете, что конкретно изменилось в музыке и в жизни команды? 

Конечно же, ОД не торт! Кто ж спорит? Сейчас всё более правильно, более профессионально. И никуда пресловутая «душевность» не делась. Достаточно посмотреть на нас вживую. Люди, которые увидели нас впервые совсем недавно, выражают те же самые эмоции, что олдфаги в 2008-м. Может меняться оболочка: звук, состав, костюмы, вокал, внешний вид. Но стержень не меняется никогда. Это моя душа. Это то, «что хотел сказать художник этой картиной». Кстати, «Что хотел сказать художник» - это тоже название новой песни с готовящегося альбома.

Вы часто замечаете, что у тех, кто берётся описывать и характеризовать музыку и личность участников Otto Dix и в частности Михаэля, очень поверхностный и неоднозначный взгляд на вещи. А как бы вы сами определили себя? Otto Dix – это…? Михаэль Драу – это…?

Otto Dix – это звуковой экспрессионизм. Михаэль Драу – это хорь (иногда – медоед). Кусь.

А как вам попытки приписать Вас и группу целиком к лагерю поклонников идеи андрогинности? Считаете себя андрогинными хоть в каком-то из возможных смыслов? 

Я думал, андрогины вымерли в 2007-м. Нет, ну серьёзно? J Вы меня видели вживую, только не 10-15 лет назад, а вот недавно? В юности все мы цветочки-васильки, но в 40 лет тяжело оставаться няшечкой.

Что в ближайших планах и чего ждать от Otto Dix этой весной и грядущим за ним летом? Когда отгремит тур, приметесь за работу над новым материалом? 

Вы сами ответили на свой вопрос 😉 Да, мы готовим новый материал, и уверен, что и в туре будем что-то композить.

Какие-то задумки и идеи по поводу очередного альбома уже витают в воздухе? Он продолжит дело и тенденции “Автократора” 

Все альбомы ОД – это единое полотно, это главы одной огромной книги. Идея нового готовящегося альбома вытекла из идеи одной из песен «Автократора».

А можете сказать, чего на альбоме, который выйдет после “Автократора”, совершенно точно не будет? Есть ли какие-то локации, куда вход Otto Dix совершенно точно заказан и где вас не будет никогда и ни при каких раскладах? 

Ой, мы такие внезапные! Противоречивые такие все! Поэтому сам понятия не имею, куда мы точно лапкой не вступим. Ну, может быть, в совсем уж русский рок, в кантри и в оголтелый репчик. Напоминаю, что речитатив – это приём исполнения, это ещё не репчик.

Значит, от речитатива не зарекаетесь и всё может быть? 

А вспомните «Чёрно-Белое». Повторюсь, речитатив – это лишь приём. Это всё равно что «зарекаться» от легато или стаккато.

Какого вопроса Вы больше всего ждали сегодня от нас, но так в итоге и не услышали? 

«Сколько у меня морских свинок» :3 Простите, это внутрифандомный юмор.

Ваши финальные слова и пожелания тем, кто читал это интервью? 

Сореньки за многабукаф. И, по традиции, СЧАСТЬЯ ВАМ, ЖЕНЩИНЫ!

Спасибо за интервью! 

Спасибо и вам! Добра.