ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом-компиляцию BOJENA "BOJENA 2.0"

04-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
BOJENA
Релиз
“BOJENA 2.0”
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Последний на данный момент, третий по счёту альбом Божены Войцешевска назывался “Серебряные Пули” и вышел совсем недавно, весной нынешнего года, однако уже сейчас в сети доступен совершенно новый релиз, который позиционируется как четвёртый полноформатник певицы. Если вы сейчас, как и я в первые минуты знакомства с этой новостью, готовы удивиться и произнести сакраментальное “а как же так?”, лучше не тратить на удивления и ненужные вопросы время и силы, а просто заглянуть в пресс-релиз, где сама Божена всё обстоятельно объясняет. Как явствует из её слов, “Bojena 2.0.”, это подведение итогов, взгляд назад, осмысление и переосмысление, а воспринимать релиз на самом деле стоит как новый альбом, хотя далеко не все из вошедших на него композиций именно новые. Если совсем кратко, то “Bojena 2.0.” – это своеобразный “best of”, подводящий итог минувшему творческому году певицы, куда вошли её самые-самые треки, написанные и реализованные в минувший весенне-летний период.

Строго говоря, именно новой с “Bojena 2.0.” является только песня “Сон”, а всё остальное это синглы, выпущенные после выхода “Серебряных пуль”, плюс переработанная и перезаписанная ранняя вещь “Пьяная девушка”. Вокалистка не скрывает энтузиазма и радости по поводу возвращения к творческой деятельности, идеи так и фонтанируют у неё в голове, а собственная студия и возможность самостоятельно продюссировать весь материал что говорится “от и до” лишь ещё более подливают масла в огонь, и в итоге песни у неё выходят яркими, искристыми, колючими и цепляющими. Вероятно, вам даже доводилось читать мои рецензии на пару её пост-альбомных синглов, поэтому составить общее впечатление о современном творчестве Божены в общих чертах вы вполне могли, ну а в том случае, если сейчас вы впервые делаете шаг в сторону terra incognita по имени Bojena, то добро пожаловать в мир рок-хулиганства, озорства, искренности на грани с беззастенчивой прямотой, женского кокетства и отвязного поп-альтернатив-рока.

И распечатает этот сборник хорошего и лучшего всё-таки новое – “Сон” звучит мощно и хитово, напоминая рок-кабаре 80-х, когда песни умели писать такие, что душа разворачивалась и расцветала от одной композиции так, что от её благоухания весна приходила даже к булочникам и хмурым вечноворчащим тёткам из пивных ларьков. Неспешно-качающий хардовый ритм, блюзовая размеренность, фирменный сиплый голос Божены и вальяжно-соблазнительные интонации запевов-припевов в совокупности звучат так, будто Ирина Аллегрова и Крис Кельми (если у вас аллергия на Аллегрову, вариант сравнения лично для вас: Бони Тайлер и Эксел Руди Пелл) своих лучших времён решили объединиться и замутили невероятно чувственный медляк в лучших традициях Кельми и его рок-ателье. Ну а в том, что касается звука, продакшна и сведения, “Сон” и весь материал “Bojena 2.0.” это действительно высшее и лучшее из того, что когда-либо делала и записывала Божена Войцешевска, где только мощь, драйв, чувства, эмоции и яркие краски.

Певица не стала искусственно затягивать диск и пытаться забить его под завязку, а ограничилась только действительно самыми-самыми песнями. Дерзкая, провокационная “Мой Мир”, изломанно-алогичная, наэлектризованная до краёв “Пьяная девушка”, мечтательный винтаж “Дитя Бесконечности”, нежная лирическая баллада “Ты ушёл”, амбивалентно-хулиганская “Я запуталась”, философичная “Я не умру”, театрально-рок-н-ролльная “Я ухожу” и наконец великолепная “100 комет”. Можно по-разному оценивать тот факт, что один из самых провокационных хитов минувшего лета “Sex” на сборник не вошёл, но даже без него (или “особенно без него”, “благодаря тому, что без него”) альбом вышел невероятно целостным, хитовым и мощным. Приятно и удобно, что теперь не нужно рыскать по разным музыкальным платформам в поисках последних синглов Божены, а можно просто включить “Bojena 2.0.” и услышать самые лучшие из них в отличном качестве и в авторской последовательности.

Исполнительница остаётся верна своей эпатажной, немного сумбурной, хаотичной и противоречивой, но от этого ещё более узнаваемой и самобытной манере, а её смесь ретроспективного свинга, мощных хардовых гитар, будоражащей рок-н-ролльной экспрессии и лунной блюзовой тоски теперь воспринимается так же опасно, жизненно и по-настоящему, как и те разнокалиберные жизненные коллизии, о которых Божена повествует в своих текстах. “Мы делаем полезное вкусным!” – рассказывают нам хитрые рекламщики, убеждая купить свои продукты, а Божена никого ни в чём не убеждает, а просто пишет и поёт о том, что ей близко и интересно, и в итоге разные бытовые, повседневные, грустные и даже трагичные события в её интерпретации предстают в совершенно ином свете, получая некий ореол дерзкой чувственности. (И да, шутливо-эпатажный, шаржевый “Sex” на самом деле просто не вписался бы в компанию попавших на пластинку треков, нарушив целостность релиза своими предельными контрастами и откровенными темами).

В первый момент мне было несколько странно увидеть на обложке альбома четыре звезды, так напоминающие те самые звёзды, что мы в ASTARTA и в РокКоре используем для оценки релизов, но потом всё-таки стало понять, что четыре звезды – это четвёртый альбом. Что ж, оценка 4 из 5 это тоже очень и очень хорошо: это гарант качества, это уровень, постоянство, профессионализм и утверждение, что вы наверняка будете возвращаться к прослушиванию этих песен снова и снова. Конечно, несмотря на невероятную хитовость и искрящуюся энергетику представленных на пластинке треков, это, за исключением “Сна”, всё-таки старые, уже известные, хоть и переработанные вещи, а релиз воспринимается скорее как сборник-компиляция, singles collection, которым он на самом деле и является, нежели как очередной полноформатный номерной альбом. Да и обложка в данном случае тоже из той же серии “best of compilation”, а потому – ценим, котируем, всячески приветствуем, добавляем в плейлист “Bojena 2.0.” (в плане слушабельности пластинка действительно заметно превосходит “Серебряные пули” и если выбирать, что поставить и что послушать, то я скорее предпочту “Bojena 2.0., чем “Серебряные Пули”), но всё-таки ждём очередной настоящий полноформат. Должно выйти ещё более целостно, бодро и терпко.