ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Astarium "Growths Of The Past"

10-06-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ASTARIUM
Релиз
“GROWTHS OF THE PAST”
Год
2020
Стиль
Ambient
Лейбл
NITROATMOSFERICUM RECORDS
Страна, город
Россия, Новосибирск

Замечательный новосибирский one-man-проект Astarium продолжает эмбиентную, не-блэковую ипостась своего творчества и представляет свой очередной релиз, которым на этот раз стало кассетное издание под названием “Growths Of The Past”. Как видно по обложке, сейчас СиН займётся тем, что у него получается, пожалуй, лучше всего и сыграет несколько инструментальных серенад во славу вечного, непонятного и сводящего с ума своей высотой и таинственной прелестью космоса, к которому, кстати, и отсылает название данного музыкального формирования.

Материал кассеты варьируется от прекрасных звёздных россыпей, принявших вид звуков, до довольно посредственных и предсказуемых экспериментов, и в целом воспринимается именно экспериментально. Или репетиционно (кому что больше нравится). Как свидетельствует надпись на конверте кассеты, двенадцать данных треков были записаны в ходе репетиционных сессий седьмого декабря 2019 года, а весь мастеринг и все миксы удалось сделать 11 декабря того же года, что вряд ли подходит под определение “семь раз отмерь, один раз отрежь”.

И на качество композиций такой подход сказался самым непосредственным и прямым образом. Всё было сделано настолько спонтанно, что треки даже не были как-то озаглавлены и помимо порядковых номеров не имеют более никаких опознавательных знаков. Более фоновые и медитативные вещи с первой стороны кассеты сменяются более динамичными и богатыми на мелодии произведениями со второй стороны данного релиза, а завершается всё кавером на родоначальника всей этой околоблэковой эмбиент-эпопеи – на мейстера Варга Викернеса.

Альбом получился очень разнородным, и какой-то единой концепции, кроме той, что перед нами сумрачные отголоски прошлого и разрозненные хаотические пульсации умирающих звёзд, я не обнаружил. Astarium бросается то в пафосные симфонические оркестровки, вроде тех, что слышатся в треке “VII”, то удовлетворяется минимализмом в духе эмбиентного творчества Burzum, но всё это просто зарисовки, наброски и фантазии – красивые, интересные, но совершенно спонтанные, сырые и не очень-то оформленные звуковые скетчи.

Но недостатки у релиза есть и помимо данной рваной спонтанности. Последняя на стороне A вещь с порядковым номером “VI” не доходит до конца и обрывается на полузвуке (что происходит и с самым последним треком), а материал, из которого изготовлена очень красиво и эффектно оформленная коробочка, по фактуре ближе к обычной бумаге, чем к тонкому картону, что вносит свои неприятные коррективы в эксплуатацию данного носителя, переводя его из категории шикарного памятного артефакта в категорию артефакта приятного, но далеко не шикарного.

Увы, бумажка есть бумажка, и бумажные коробочки – штука сильно специфичная. Я понимаю, что в данном случае всё жёстко упирается в финансы и в полную (в полнейшую даже) неокупаемость подобных релизов, но было бы намного круче, если бы футляр для кассеты был целиком пластиковым с нанесением на него изображения, или если бы СиН предложил бы нам стандартный кассетный футляр со стандартной кассетной вкладочкой, что было бы тоже намного эффектнее и приятнее, чем такая неудачная попытка эксклюзивности и оригинальности.

“Growths Of The Past” – продукт и детище андеграунда и адресован он исключительно адептам и воинам андеграунда. Именно такой контингент слушателей сможет распробовать и оценить по достоинству эти сумрачные эксперименты, отделит зёрна от плевел, порадуется фантазиям автора и смахнёт скупую слезу по тем далёким и прекрасным временам, когда мы только-только открывали для себя кассеты с эмбиентными поисками Burzum, Wongraven и Mortiis, с удовольствием раскручивали их буклеты и слышали в атональных синтезаторах тайные месседжи.

Кроме того, издание может заинтересовать тех, кто все эти дела не застал, но очень хочет почувствовать вкус настоящей подвальной электронщины, а также упёртых собирателей обширной дискографии Astarium (к которым я тоже в некоторой степени отношусь), всем же остальным можно не беспокоиться и спокойно проходить мимо. А для первого знакомства с эмбиентным творчеством СиНа как таковым лучше выбрать замечательный CD Astarium “Winter Growths Part II”, где масса прекрасных мелодий и чарующей зимней атмосферы.

По поводу оценки данной работе я был в большом раздрае и сомнениях, но в итоге решил поставить среднее арифметическое – 3 из 5. При всей моей любви и уважении новосибирскому звёздному фрегату Astarium, я не могу сказать, что на данной кассете я услышал что-то уникальное и хотя бы отдалённо приближающееся к материалу того же “Winter Growths Part II”. Да, здесь есть пара-тройка очень неплохих треков, ламповость носителя заслуживает отдельного балла, кавер неплох, но это, пожалуй, всё. Репетиционный демо-тейп со всеми вытекающими и втекающими.