24-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Каждый меломан знает, что хороший и звучный дебют это хорошо, но преодолеть кризис второго альбома совсем непросто и далеко не у всех это получается. Дело тут в том, что чаще всего треки для первого лонгплея создаются и нарабатываются долгими годами, когда музыкант ничем и никем не ограничен, а работа над вторым диском проходит в атмосфере всеобщего и всевозможного давления, когда сроки поджимают, мнение слушателей накладывает свой безусловный отпечаток, а аура не так давно реализованного первенца, словно тень отца Гамлета, постоянно маячит где-то в ракурсе досягаемости бокового зрения и не даёт расслабиться и спокойно работать над песнями, и как же сложно абстрагироваться от этих изо всех сил тянущих в разные стороны факторов и в итоге не только вернуться на высоту дебютного диска, но стать выше!
Думаю, все или почти все из перечисленных выше факторов так или иначе ощущал на себе автор, мастермайнд и единственный участник проекта Тень Моего Эссе Игорь Хайлук, когда работал над альбомом “Я и моя тень”. Ощущал – и постарался сделать его интереснее и глубже, ещё более углубив изначально подразумевавшуюся названием проекта дневниковость и исповедальную обнажённость. Музыкант идёт с козырей и уже в открывающем диск интро вводит в обиход deux ex machina классической литературы – есенинского чёрного человека, говорит о котором Игорь с максимальной драматичностью и даже с надрывом. Болезненность и потерянность, свойственные лирике всё того же Есенина, Пастернака, Блока и иже с ними, обступают слушателя плотной чередой теней, а тревожные фоновые скрипки лишь ещё более углубляют драматизм момента.
Поэтичность – это определённо хорошо, особенно учитывая то, насколько мало в наше время в ходу жанр тяжёлой, мрачной и по-настоящему серьёзной мелодекламации. Помимо Чёрного Обелиска с его “Аве, Цезарь”, Сумеречной Депрессии и проектов вроде Art Faina или сборного коллектива Павла Карачина даже и вспомнить особо некого, но нет, Игорь Хайлук не имел в планах сделать альбом мелодекламаций, и уже второй трек под названием “Бесконечно один” возвращается к песенности и к куплетно-припевной форме. Влияния классической Агаты Кристи и Отто Дикса уверенно выходят на первый план, однако литературность не пропадает всуе и продолжает проявляться снова и снова на диске в виде сэмплов с интересными литературными цитатами, которые своей особой ретроспективностью всемерно углубляют декаданс пластинки.
Трудно не заметить, насколько увереннее и сильнее стал звучать голос Игоря, как удачно и к месту использует он наработки Blutengel и L’ame Immortelle, умело соединяя их с характерными ходами и мотивами классических готик-роковых коллективов. Звук современных Тень Моего Эссе насквозь синтетичен и наэлектризован, а в третьем треке под названием “Открой глаза”, видимо не желая отпускать внимание слушателя и переставать шокировать и удивлять, в ход идёт отвязный речитатив, продолжающий развиваться и разворачиваться под тяжкий индустриальный нойз в сменяющей её композиции “Кровоток”. Несмотря на то, что “Я и моя тень” не является мелодекламацией в полном и собственном смысле слова, поэзия и литературность определённо составляют основу, ядро и сердцевину данной работы, определяя её специфику.
Альбом непредсказуем и на самом деле развивается весьма странно и алогично: пятая вещь неожиданно следует в духе готической меланхолии Кукрыниксов, а индустриальный шум сменяется вполне традиционными рок-риффами и таким же каноничным рок-ритмом. Отличная баллада “Мама” усиливается схожей с ней по настроению “Адель”, а затем нас ждёт окологотическая дельфинизация “Едут Поезда”. Необычно звучит вокал в симфоническом рок-эпике “Когда-нибудь”, ещё более необычной кажется расслабленная электро-готика “Не закрывай лицо руками”, а заканчивается всё ещё одной отчаянно экзальтированной поэтизацией в мелодекламационном интро “Промелькающие ленты”, где экстатический надрыв автора и медитативная глубоководность музыкального сопровождения почти сливаются воедино.
Такие альбомы как “Я и моя тень” надо издавать в виде шикарного дигибука с толстенным буклетом и стилизованными под старину гравюрами-иллюстрациями наподобие тех, что были на ранних релизах Сумеречной Депрессии, чтобы перелистывать его наподобие настоящей записной книжки и с каждым движением всё глубже погружаться в старину, в винтаж, в рефлексирующий декаданс и пыльную поэтическую архаику. Я не сомневаюсь, что в данном случае подобный релиз это всего лишь вопрос времени и Игорь справится с подобным изданием мастерски, ну а пока этого не произошло, есть возможность наслаждаться цифровой версией альбома и напитываться его упадочно-танцевальными настроениями и хорошими (и главное – на самом деле по-настоящему разнообразными) стихами.
Автор играючи преодолел пресловутый кризис второго альбома и даже, кажется, не заметил его, а та лёгкость, с которой он переходит от грузного меланхоличного рока к грузному готическому авангарду, от них к мечтательной синт-электронике, а затем к индустриально-речитативным экспериментам и обратно к меланхоличному року, способна вскружить голову не хуже американских горок. Собственно, альбом по сути своей и напоминает вот такой непредсказуемый окологотический роллеркоастер, а пока мистер Шаблон нервно курит где-то в сторонке, какой-то серьёзный и немного грустный голос за кадром устало интересуется: “Ты сегодня опять забыл принять риталин?”. Конечно, это не ответ на вопрос, стоит ли слушать этот альбом и хороший ли это альбом, но кто сказал, что ответы вообще существуют и должны существовать?
И, кстати, ещё Джек Керуак, помнится, изрёк: “Мне нечего предложить миру кроме собственного заблуждения”, но как часто мы осознанно выбираем заблуждение и продолжаем с упоением наступать на одни и те же грабли по одной только той причине, что это радует и приносит нам удовольствие! Примерно то же самое можно сказать и про альбом “Я и моя тень”. На диске полно мрачных, декадентских, порой совершенно разрозненных и казалось бы абсолютно никак не связанных друг с другом ингредиентов, но он воспринимается как единое целое, опьяняет, влечёт и чарует своей невероятной откровенностью и предельной обнажённостью, а театральные, порой чересчур нарочитые и нарочно доведённые до предельного контраста интонации автора цепляют и надолго остаются в памяти. Альбом яркий и контрастный, и этого у него не отнять.
* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год