ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Сабрины Амо "Романтический некроз"

18-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
САБРИНА АМО
Релиз
РОМАНТИЧЕСКИЙ НЕКРОЗ
Год
2020
Стиль
Hardcore / thrash metal
Лейбл
AMO RECORDS
Страна, город
Россия, Улан-Удэ

Группа Аборт Мозга и её бессменная вокалистка Сабрина Амо всегда удивляли меня своей амбивалентностью и способностью совмещать несовместимое. Они были аморальны почти как их легендарный земляк Угол, непредсказуемы как цунами и парадоксальны словно отрубленная пятая рука, а ещё их постоянно штормило и штормит из крайности в крайность. То Сабрина организовала электронный сольный проект, то выпустила мега-тяжёлый номерной лонгплей со своей основной группой, а сейчас снова сюрприз: совершенно новый и совершенно сольный альбом под своим собственным сценическим псевдонимом.

Зачем это и с какой целью? Остаётся только гадать и недоумевать, но альбом получился мощным и хитовым. Соединив мелодии, характерные для Тишан, и тяжесть “Мании”, харизматичная предводительница Аборта Мозга продолжила собственные традиции и лишь несколько сместила акценты и пропорции, пошаманив над концентрацией невинности голубя и мудрости змеи, разлитых в своих текстах и мелодиях. А сейчас наблюдение, которое поразило меня самого: это больше не панк ни в одном из возможных смыслов. Никакого раздолбайства и бессмысленных протестов, никакой расхлябанности в духе последних синглов Аборта Мозга и беззубого эпатажа, только самопознание, попытки превратить свою боль в подобие творчества и глубина, глубина и глубина, словно падаешь в колодец святого Патрика или со скоростью сгорающего метеорита несёшься в кроличью нору Льюиса Кэррола.

Ужас и гротеск в духе пира во время чумы характерны для всех девяти треков с “Романтического некроза”, но наиболее очевидны они в самом начале. А дальше грусти, горечи и ядовитой самоиронии становится больше, чем желания распинать себя на крестах противоречий и взаимоисключающих чувств, а из-за маски напускного цинизма и инфернального мракобесия всё отчётливее проступает человеческое страдание и растерянность. А что, может быть, если бы Янка была посмелее и позлее, не забывая перед сном читать Бодлера, она бы тоже захотела играть такую же музыку и эксплуатировала бы подобные образы – мне это действительно кажется вполне себе правдоподобным вариантом, да и интеллектуальный уровень у неё с Сабриной примерно на одном, и реально достаточно высоком уровне.

Кстати, именно в таком духе пытались играть и экспериментировать в 90-х уставшие от традиционного трэша ортодоксальные женские команды вроде Détente и Temple Of The Absurd, и Сабрина Амо теперь тоже делает ставку на такой же современный пост-трэш с явными заимствованиями из Cadaveria и Dynabite. Конечно, её русскоязычная литературность с особой шизофреничной карнавальностью и фирменными демоническими рифмовками в текстах оказывают более чем заметное и очевидное влияние на общую картину, но по стилю и по эстетике это всё равно достаточно гурманский и художественный метал с очень неплохой подачей. Изобретательный метал, где даже клише и общие места не кажутся такими уж клишированными и общими.

Конечно, на этом альбоме больше психиатрии и психических патологий, чем музыки, и визионерских фантасмагорий, чем поэзии и стихов в собственном смысле этого слова, но скрестить свои болезненные мистические фантазии и непримиримую ревущую тяжесть позднего прог-трэша было явно хорошей идеей, и звучит теперь такая адская солянка вкусно и убедительно. Всего девять композиций, но ни одной проходной или случайной вещи, ни одного несработавшего фейерверка, а только отборный и высококлассный драйв. Удивляют на редкость мелодичные соло и адекватные музыкальные гармонии в последних двух треках, но даже если отвлечься от этих композиций, альбом всё равно кажется весьма мелодичным и хитовым. Конечно, может быть, не настолько хитовым и доходчивым, как дебютник Тишан, но всё-таки очень и очень гармоничным и даже в каком-то смысле нежным.

Как это может быть при такой тяжести и такой экспрессии с преобладанием экстремальных вокальных партий Сабрины? Как-то может, но если вас интересует, как именно, зачем, благодаря чему и “сколько вешать граммов”, то лучше выбросить все эти праздные вопросы из головы и просто наслаждаться хорошей и достаточно оригинальной музыкой с довольно высоким уровнем качества. Кстати о наслаждениях. “Романтический некроз” – это в своём роде настоящий праздник безумия и демонического декаданса, и хотя я не имею каких-то особых симпатий к творчеству подобной направленности, настолько некрофилическим текстам и музыкальным какофониям, отказать этому диску в своей доли особой чернушной привлекательности не получится при всём желании.

Сабрина явно разделяет убеждение, что невозможно коснуться небес, не измазав в грязи башмаков, и готова идти по этому пути дальше, чем кто-либо другой. Дальше, дотошнее, глубже, пристальнее и вообще радикальнее. Я не стану отрицать, что зловоние, источаемое этой вокально-инструментальной риторикой смертельно опасно, но если вам вдруг захотелось чего-то мрачного и тёмного, “Романтический некроз” – это далеко не худший вариант. Здесь всё по-настоящему, идеи нетривиальны и рождены в ходе творческих самокопаний, а не просто слеплены в ответ на слепой заказ продажного экскаватора шоубизнеса, а это означает, что перед вами не жвачка и не пародия, а кусочек пусть и прогнившей, но всё же души. В конце концов, у металлистов тоже должна быть своя Янка, своя Арефьева и своя Диаманда Галас, а то, что Сабрина решила попробовать себя в данном амплуа, я могу воспринимать однозначно со знаком “плюс”.

Всё дальше от традиционного панка, сомнительной тени Угла и пустоцветов-провокаций, всё ближе к адекватной металлической интеллектуальности и настоящему, пусть и нонкомформистскому искусству – за Сабрину можно только порадоваться, и лично мне очень приятно видеть, сколь много и часто на альбоме проблёскивают отсылки к тем же Temple Of The Absurd, Cadaveria или к сумрачной металлической поэзии Фаины Мировой. Это действительно железные цветы зла, приобщиться к аромату которых не отказались бы даже Бодлер и Блэйк, и в этом смысле “Романтический Некроз” – это очень удачный и интересный альбом, да и вообще стильная и приятная вещь. Для тех, кто понимает, разумеется.