24-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Свою CD-компиляцию 2018 года, выпущенную в конце минувшего года в свободное плавание по интернет-просторам , волгоградская исполнительница Татьяна Орёл позиционирует как арт-рок, к чему я сначала отнёсся достаточно скептически (слишком многие в последнее время используют данный термин в отношении собственного творчества, но мало у кого из них получается хоть что-то отдалённо напоминающее King Crimson или Yes), но в итоге был очень приятно удивлён её материалом. Конечно, искать прямые параллели к Jethro Tull или Electric Light Orchestra здесь вряд ли стоит, однако в том что “Антитепло” – это именно арт-рок и арт-рок очень качественный, никаких сомнений не возникает. Альбом звучит очень похоже на какой-то мюзикл, и мне на ум практически сразу пришли красные туфельки Кейт Буш, а это, как вы понимаете, определённый уровень, и уровень очень высокий.
Грациозность, артистизм и изящная вокальная эквилибристика Татьяны вместе с её искренними и поэтичными текстами и необычным инструментальным сопровождением оставляют очень сильное и глубокое впечатление. Можно упрекать звучание альбома в его нарочитой олдскульности, но по факту здесь всё очень даже хорошо и каких-то явных недостатков у звучания релиза не наблюдается. Здесь нет какой-то очевидной рокерской подоплёки и повышенной техничности гитар, аранжировки у диска скорее эстрадные, но это нисколько не вредит общей артовости пластинки и тому, насколько интересной, непредсказуемой и интригующей она выглядит при прослушивании, а ведь интриг и непредсказуемости здесь действительно много!
“Антитепло” – весьма ностальгический и несовременный альбом, и мне это очень понравилось. Такие песни мы слышали в самых хороших советских фильмах, похожим образом звучали проверенные временем хиты Анны Герман, Валентины Толкуновой, Марины Влади, Конц Жужи и других подобных героинь прошлого, а драматичность таких треков как “Человек без сердца” или “Восемь” поистине зашкаливает. Нельзя не отметить умение певицы жонглировать разными жанрами и переходить от рока к джазу и блюзу, а от романсов почти к фолковым и бардовским вещам, однако общую канву актуального релиза исполнительница действительно постаралась свести к единому, хоть и разноликому арт-року, не бросаясь из крайности в крайность.
На этом диске нет ни слишком вязких джазовых импровизаций, ни раздольного фолка, ни прямолинейных авторских песен под гитару в духе столь любимого Татьяной Высоцкого – всё здесь трепетно, грациозно, очень артистично и очень в духе классического арт-рока, который в наше время играть пытаются многие, но далеко не у всех это получается на достойном и адекватном уровне. Альбом разнолик и разнообразен, здесь много очень разных песен, некоторые из них, по признанию самой Татьяны, были сочинены очень давно, семнадцать лет назад, но все они очень легко и естественно складываются в единый стиль, превосходно дополняя друг друга, а техничность инструментала изящно дополняется вокальной грацией и экспериментами вокалистки.
Татьяна как будто смешивает в своей музыкально-поэтической палитре влияния современных бардов-менестрелей вроде Канцлера Ги, Скади и Джем с отголосками всех перечисленных выше вокальных богинь прошлого и с явным уважением к Кейт Буш и её “Грозовым перевалам”. А вот аранжировки и инструментал у неё по большей части ностальгические и саундтрековые. Это не минимализм акустической гитары, не традиционный рок-квадрат, а что-то намного более разнообразное, эстрадное, эмоциональное и… женское. “Было стойкое ощущение, что так звучит сама Истина” – говорили слушатели о вокальных способностях вокалиста Арии Валерия Кипелова, а я мог бы сказать про пение Татьяны, что так, вероятно, звучит женственность.
Или так: “Антитепло” – это страстная, порывистая, очень женская и какая-то магическая музыка, в которой очень много искренности и нет ничего надуманного. Порой песни с компиляции могут показаться наивными, а их страсти наигранными, но я опять повторюсь: вспомните классические диски Кейт Буш и её концерты, со всеми этими переодеваниями, балетными па и почти цирковой пластикой – для человека не в теме это тоже может сегодня показаться диковатым и каким-то избыточным что ли, но это творчество, это душа, это настоящее искусство, это классический арт-рок, который на самом деле заслужил себе право принадлежать термину “классицизм” и по-настоящему быть (а не только называться de jure) классическим арт-роком.
Как здорово быть пристрастным – любила повторять английская королева, и я тоже очень счастлив возможности написать рецензию на такой эмоциональный и насыщенный смыслами альбом. Здесь есть отличные мелодии, в каждой песне есть свой особенный месседж, есть душа, и на альбом вошли действительно очень искренние, сильные, страстные и осмысленные песни. От каждой из них остаётся ощущение чистоты, порывистой эмоциональности и какой-то человечности. С каждым днём всё сильнее превращаясь в бесплатное приложение к своим гаджетам, мы уже стали забывать, что такое в подлинном смысле быть человеком, а Татьяна своим огненным, обжигающе-обнажённым творчеством готова напомнить нам про то, как верить, любить и быть.
К сожалению, “Антитепло” увидело свет только в виде цифрового релиза и на CD, а я бы совсем не отказался, поставить себе в коллекцию этот альбом на виниле. Уверен, на пластинке эти песни звучали бы ещё раз в десять ярче и характернее, а звонкий голос Татьяны раскрылся бы на хорошем аудиоаппарате во всей своей красе, развернувшись во всю мощь и ширь. Такие ностальгические и вневременные вещи как будто созданы для того чтобы звучать в формате LP, и я надеюсь, что рано или поздно такой релиз всё-таки состоится, что можно было бы также расценивать как повод заменить обложку. Всё-таки фото самой Татьяны в качестве арта к альбому смотрелось бы лучше и уместнее, чем абстрактные мороки-миражи нынешнего конверта. В остальном же перед нами редкий, выверенный, настоявшийся и по-настоящему прекрасный песенный сборник в духе моих любимых 70-х и 80-х, и я с удовольствием рекомендую его вам.