ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Eonic "Sunflowers"

06-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
EONIC
Релиз
“SUNFLOWERS” (EP)
Год
2019
Стиль
Ambient / lounge / new age / dark wave
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Подсолнухи – это хорошо, красиво и эстетично. Перед очарованием подсолнухов не могут устоять ни поп-модели, ни суровые Paradise Lost (“парадайзы” позируют на фоне поля с подсолнухами на промо-фото к альбому “Tragic Idol”), ни эзотеричные Dead Can Dance (подсолнухи красуются на обложке и в буклете альбома “Anastasis)”, стоит ли удивляться, что талантливые питерские экспериментаторы из Eonic, также известные по проекту N-616, тоже не преминули поместить маленькие цветочные солнышки на обложку своего релиза и назвали в честь них диск. Поместили, назвали, и… мрак, готика и дарк-эмбиент, немало занимавшие авторов-креативщиков из Eonic в далёком и недалёком прошлом, ныне окончательно ретировались, уступив место вполне себе солнечному (и подсолнечному) лаунжу. Но кто сказал, что это плохо?

Электронные хамелеоны, скрывающиеся за псевдонимами Z и VS не были бы сами собой, если бы повторялись, топтались на месте или делали то, что от них требуют и ждут – вот, собственно, ветер перемен и занёс их к незателивым поп-берегам, где X-Perience, Angelzoom и Enigma встречают CC Catch, а в ближайшем отдалении пасутся Deine Lakaien, Pink Floyd и Alphaville. Очень интересно варьируется эмоциональный фон рецензируемого релиза от прохладной, несколько отстранённой меланхолии первых двух вещей до тёплого, околоджазового релакса последующих, что означает, что после долгого молчания Eonic ныне не просто снова в строю, но и очень даже жизнеспособны, однако для того чтобы понять и по-настоящему оценить всю магию и прелесть их актуального EP, нужно посмотреть на него в контексте прошлых работ коллектива, чем мы сейчас и займёмся.

Этереальное путешествие Eonic началось в 2002 году с альбомом, который так и назывался - “Ethereal Travel”. Очевидно, ныне авторы воспринимают свой дебют уже не с таким энтузиазмом, как это было семнадцать лет назад (что ни говори, первый блин частенько выходит комом и по прошествии лет редко способен радовать так же сильно, как это, случается, бывает в ходе его приготовления), в связи с чем в свободном доступе для прослушивания его найти не так уж и легко, а никаких ремастерингов и переизданий данный релиз в наше время не удостоился. Кстати, есть ещё информация, что в свои ранние времена Z и VS творили какой-то невероятный pagan ambient в проекте предшествовавшем появлению Eonic и называвшемся Алатырь, но за давностью лет и по причине отсутствия соответствующего желания-рвения у авторов данные работы ныне уже не тиражируются и слушателям отнюдь не предлагаются.

А вот свой первый официальный ныне и официально переизданный в ремастированном виде альбом “Shadows” (2003) сами авторы расценивают как поворот в сторону классического (не тёмного) эмбиента и нью-эйджа, что можно воспринимать как желание прикоснуться к гипнотической этереальности Enigma и созданного ими тренда enigmatic. Этот релиз получил наибольшее количество рецензий и стал, вероятно, самым доступным и хитовым в ранней дискографии проекта, хотя простым, ванильным или очевидным совсем не является. Расслабленные “цветочные” пульсации здесь запросто уживаются с окологрегорианскими хоровыми всплесками, таинственными сэмплами и пугающими эмбиентными зарисовками, и даже самые спокойные и безмятежные фрагменты кажутся тревожными и какими-то пасмурными, что лишний раз подтверждает, что даже в раю и на солнце бывают тени, а от Enigma до Dead Can Dance не так уж и далеко.

И во всём этом легко убедиться, если обратить своё внимание на последовавший за “Shadows” альбом “Fragile Dreams” (2004). Не случайно уже в названии мы видим очевидную параллель к Anathema – пластинка на самом деле вышла намного более сумрачной, тёмной и контрастной, очевидно сделав акцент на стилизованных окологотических битах и общей атмосфере декаданса/упадка. Чёткие готик-роковые ритмы слышатся в открывающей работу “Splinter Of The Day”, и хотя на пластинке будет предостаточно абстрактных синтезаторных размышлений вроде тех, что в таком обилии слышатся в треках “Son Of Night, Brother Of Death” и “Daughters Of Twilight”, пальму первенства во времена данного релиза Eonic однозначно отдавали зажигательным дарквейвовым ритмам и торжественной, словно торжествующей печали, которая лично мне очень напомнила классику L’ame Immortelle (“5 jahre”, “Fallen Angel” и т.д. и т.п., только без вокала.)

Альбом “Secret Land” (2010) уверенно продолжает продолжать, и с первых секунд своего звучания погружает слушателя в мир хитовых, ритмичных и с лёгкостью въедающихся в подкорку эзотеризаций. Сделать таинственное и высокое лёгким для восприятия, удобным для использования и уместным в самых разных жизненных ситуациях – это то, в чём Eonic определённо преуспели, продвигаясь по своему тернистому пути, и если они хотели придти именно к такой эзотерической поп-доступности, то всё сделали правильно. Нужно заметить, что “поп” в данном случае совсем не означает что-то плохое, а всего лишь служит для констатации успешности и состоятельности музыкантов в деле адекватного и профессионального донесения своих достаточно изящных (оцените хотя бы полуавангардную электронщину “Easterly Wind” или звуковую солянку титульной вещи) идей до максимального числа потенциальных слушателей.

Диск под названием “Light House” (2015) стал триумфом светлой рефлексии, прозрачных звуковых конструкций и расслабленно-мечтательных настроений. Впервые за всю свою историю Eonic обратились к традиционному песенному формату, что демонстрируют такие вещи с релиза как “On The Run” и “Hidden Universe”, что звучит интересно и аутентично, но в общем контексте воспринимается как окончательный отказ авторов от всякой мрачности, непонятности и довлеющей оккульной фундаментальности. Сами музыканты характеризуют данный релиз как симбиоз “битов классического хауса 80-х и психоделического рока”, ну а я бы, несколько упрощая, просто сказал бы, что перед нами самая позитивная, ламповая и тёплая (и электронная!) из всех возможных вариаций Pink Floyd, ELO и поздней Anathema.

Помимо полноформатных номерных работ в дискографии проекта значатся несколько релизов поменьше, среди которых стоит, прежде всего, упомянуть трёхтрековый “Autumn”, который интересен уже хотя бы тем одним фактом, что содержит русскоязычный трек “Я буду ждать…”, исполненный самозабвенно-экстатическим женским вокалом и построенный на контрасте перегруженных дисторшновых гитар и беззаботного фанкового поквакивания. Записанный в такой же беззаботной лайт-джазовой (а кое-где и трипхоповой) манере “On The Run” подобных языковых экспериментов не содержит и не предполагает, однако в титульной вещи выдаёт удивительное откровение: “on the run I hide myself from the emptiness inside” (не здесь ли ключ к пониманию громоздких и не всегда удобопонимаемых символов ранних релизов Eonic и их квази-оккультной концепции?)

Пройдя такой внушительный путь, Eonic на своём примере очень ярко и доходчиво демонстрируют нам, как эзотеричность, завершив полный круг, становится экзотеричной, как осень сменяется зимой, а затем расцветает зелёном шумом весны, как все противоречия теряют свою остроту и успешно снимаются на новом витке планетарного развития, и всё это легко, просто и без каких-либо парадоксов-антиномий вписывается в дивную и бесконечную реку под названием Жизнь. И мезозойский шум раннего “теневого” периода, и строгие готические ритмы “Fragile Dreams”, и витающий в облаках, почти повсеместно вокальный и неземной “Light House”, и даже сегодняшние подсолнухи “Sunflowers” это всё те же самые Eonic, которые не устают экспериментировать, искать, терять и снова и снова обретать себя в перманентном развитии.

Трудно представить себе более подходящее и адекватное звуковое сопровождение к воцарившимся повсеместно сейчас дождливо-осенним локациям: вряд ли вы сможете придумать себе лучшее времяпрепровождение в октябре, нежели мерное восхищение дивным природы увяданием в компании с кружкой глинтвейна под звуки музыкальных гирлянд “Fragile Dreams”, “Shadows” или “Sunflowers”. Если сомневаетесь, с какого альбома начать и не желаете уподобляться домашнему питомцу профессора Буридана, начинайте с самого начала дискографии (с “Fragile Dreams” я имею ввиду, хех) и точно не ошибётесь, а по ходу дела сможете узнать на собственном опыте, какие из разноликих и противоречивых ипостасей Eonic вам ближе, понятнее и симпатичнее. Эта музыка требует к себе внимания и предполагает неспешное вдумчивое прослушивание, но если вы соблаговолите уделить коллективу и его работам должное почтение, будете тут же вознаграждены сторицей.