ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Гаснет Свет "В пламени костра"

17-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ГАСНЕТ СВЕТ
Релиз
“В ПЛАМЕНИ КОСТРА” (EP)
Год
2020
Стиль
Symphonic metal / power metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Зачастую работа над музыкальным альбомом похожа на увлекательное путешествие, отправляясь в которое музыканты сами не знают, куда выведут их эти пыльные дороги и сумрачные лесные тропинки, и в случае с новейшим мини-альбомом этой столичной симфо-метал-капеллы всё обстоит именно так. Авторы говорят, что сами ждали выхода этого EP больше чем собственный, не так уж и давно реализованный полноформатник, а работы было проделано если не больше, то точно не меньше. Они обновили логотип, освежили звучание, подкорректировали тона и эмоциональную окраску вокальных линий, а сведение и мастеринг доверили Евгению Виноградову (Дай Records), и в итоге получилось необычно, хотя стиль группы по-прежнему легко узнаётся и проблем с самоидентичностью у коллектива нет.

Понимание того, что всё действительно так и было, приходит, когда обращаешь внимание на солидной список приглашённых музыкантов, где присутствуют в том числе гитарист Роман Гурьев из Arida Vortex, клавишница и вокалистка Ольга Азаренко из One More Tale, драммер Archontes Евгений Лайков, Дмитрий Скиданенко (Forces United), Дмитрий Машков (клавишные, Арктида), Роман Валерьев из Корсики, а также отвечающие за партии скрипки и сопилки Игорь Денега с Денисом Илларионовым и сыгравший на диковинном инструменте под названием эрху (старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами) девушка по имени Ван Си. И список здесь у меня далеко не полный!

В итоге мы имеем три композиции со сложными структурами и с неожиданными сменами ритма, которые формально следуют в духе ардово-эпидемологического пауэр-металла, но всеми силами стараются выйти за его пределы, временами заезжая даже на территории олдовых американцев из Realm и (внимание!) отечественных хоррор-сказочников из группы Король и Шут. От первых у нынешних Гаснет Свет непредсказуемость и обескураживающие смены ритма, а от вторых специфика вокальных линий и общая сказочная повествовательность. Добавьте сюда скрипку a la Kansas и этно-веяния, за которые стоит поблагодарить Ван Си с её эрху, и вы получите представление о том, что ждёт вас на этом мини-альбоме.

Вокал (или точнее вокалы, поскольку вокалистов на альбоме двое) в равной степени напоминает и былые подвиги Князя с Горшком, и классические вокальные дорожки традиционного не особо фальцетного пауэр-металла в духе Edguy и Elvenking, и хотя особой силой или оригинальностью не обладают, слушаются вполне пристойно и адекватно, хотя, конечно, прилепить сюда стикер “на любителя” нужно в обязательном порядке. Не случайно я абзацем выше закинул удочку в сторону Kansas – на EP действительно присутствует что-то от арт-рока, и хотя подобных элементов всего ничего, они здорово оттеняют вкус основных ингредиентов и добавляют этой пикантной солянке своё особое очарование.

Ничто не обладает такой силой как нежность и ничто не обладает такой нежностью как сила – как будто хотят нам сказать Гаснет Свет своим новым альбомом, а я, как человек который никогда не любил ортодоксальный усреднённо-безопасный пауэр-метал, но любил Royal Hunt, Rough Silk и Manticora, могу сказать, что результат получился достойный. Не всегда мелодические и гармонические решения на этом альбоме казались мне безусловно оправданными и необходимыми, но ведь на то и экспериментальность, чтобы открыть что-то новое, не правда ли? Гаснет Свет играют свою любимую музыку, стараясь соблюсти каноны и остаться в русле выбранного жанра, никого не копируя и никому не подражая, и это у них получается.

Когда-то Iron Maiden исключили из своих рядов Пола Диано за то, что он вёл себя слишком панково и пел, как считали “мейдена”, тоже слишком в духе панка, а Гаснет Свет подумали и рассудили, что в таком совмещении панка и металла тоже есть своя особая изюминка, да и стали продвигать свой симфо-пауэр-панк в массы, попутно обогащая его романтикой и знойными вокальными мелодиями. В том что перед нами нечто с приставкой “панк” не возникает сомнений даже когда звучит самая нежная и душещипательная на альбоме вещь “Пока цветёт сакура”, но это не вредит команде. В самом деле, если не грешно скрещивать с панком трэш, дэт и блэк, то почему бы не проделать то же самое и с симфо-пауэром?

Мини-альбом получился интересный и сильный, но мне всё-таки не хватает тех простых и немного наивных, но таких цепляющих мелодий, которыми отличались “Осколки”, “На распутье” и “Чёрная Кровь” с лонгплея команды, датирующегося 2018 годом. Сейчас всё стало мощнее, полифоничнее и наверное профессиональнее, солиднее, но душа всё равно требует больше мелодий, больше того старого и прежнего Гаснет Свет, который писал такие отважные, героические и сладкие пауэр-вещицы. У меня осталось ощущение, что главное различие между полноформатником 2018 года и нынешним EP состоит в том, что два года назад музыканты делали ставку на песни и песенность, а сейчас им стало больше по душе в первую очередь играть музыку и быть музыкальным коллективом, повторив путь Blind Guardian и многих других подобных групп.

Как и в случае с любым настоящим путешествием, результат творческих поисков группы в ходе подготовки рецензируемого EP совершенно точно оказался совсем не таким, как виделось и представлялось самим авторам, что и не удивительно: слишком много сказочных и не сказочных персонажей они встречали на пути, слишком много разных влияний и веяний вобрали в себя и вот итог – слегка хаотичный и разбалансированный, не всегда собранный и стопроцентно попадающий в цель, но всё-таки вкусный и разнообразный коктейль, где симфоничность понимается в том числе как обилие составных частей, кружащих в танце друг с другом подобно частицам-молекулам в броуновском движении. Чтобы здесь всё распробовать, нужно прослушать EP внимательно и как минимум раз пять, в противном случае многие ценные нюансы так и останутся на глубине, не показавшись на свет и не порадовав вас своими глубоководными прелестями.

Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 2 за 2020 год.