ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Nine Me "Лепесток"

30-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
NINE ME
Релиз
“ЛЕПЕСТОК” (Single)
Год
2019
Стиль
Punk rock / grunge / garage rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Каждый, кто хоть мимоходом слышал о существовании группы Nirvana, знает, что у них в репертуаре были вполне нормальные песни (как “Come As You Are” и “Smells Like Teen Spirit”), которые можно включить даже бабушке с дедушкой, и что важнее, им они вполне могут понравиться, а был жёсткий, беспрецедентный драйв и отжиг. Отжиг касается не только и не столько самого по себе музыкального материала (хотя и его тоже), но и поведения нирвановцев на сцене (дедушке и тем более бабушке включать такое ни в коем случае не рекомендуется во избежание тяжких и непоправимых последствий). Так вот, Nine Me это всё та же самая Nirvana в её самые тёмные, сырые, ранние, внецензурные и немелодичные времена, то есть, практически полный музыкальный дистрой и тотальная анти-музыка.

По крайней мере, всё было так во времена альбома Nine Me “Ну, привет” и до его выхода. Участники группы во главе с харизматичным светловолосым фронтменом, как две капли пива похожим на некоего Курта Кобейна, вовсю шумели, шутили, самовыражались (и просто выражались), но во всём этом, как и в любой шутке, была только доля шутки. Много протеста, контркультурных конвульсий, эпатажных выходок и ярких необдуманных слов в их исполнении очень ловко складывались в жёсткие какофоничные пьесы, которые парадоксальным образом очень легко заходили в сознание и совсем не казались такими уж глупыми или бессмысленными. Строго говоря, Nine Me это не совсем гранж или, по крайней мере, не только гранж, ну а я бы и вовсе сказал, что это коллективное бессознательное, сфокусированное и воплощённое в песнях.

Конечно, когда в песне много нецензурной лексики и антисоциальных проявлений, это накладывает свой необходимый отпечаток, ну а если мат не просто служит экспрессивным выражением того или иного слова, а выражает единую всеобъемлющую эмоцию, как это происходит в треке “Человеку”, то это уже совсем другая история, и мы имеем дело с целостным социокультурным феноменом, или как говорят сами музыканты Nine Me, с мироощущением. Не знаю, что именно и как нужно ощущать, чтобы писать такие песни, но новейший сингл коллектива под названием “Лепесток” (вы тоже сейчас озадачились, пытаясь понять, что же авторы имели ввиду и что скрывается за данной эмблематической оболочкой?) отличается от материала дебютного EP питерцев-магнитогорцев достаточно сильно.

В первые секунды звучания композиции я даже немного испугался, начиная вдруг стремительно (как будто падая с горы в огромную чёрную шахту) понимать, что ребята совсем не шутят, убеждая в описании своего сообщества ВКонтакте, что играют поп-музыку. Гранжевость, гаражность, Nirvana и панковые обертоны в данном треке по-прежнему присутствуют, но всё то, что раньше было похоже в творчестве Nine Me на смайлик или на мем, вдруг как-то подсобралось, подбоченилось, самодисциплинировалось и буквально по щучьему велению стало чище, проще, ярче, и… пришло осознание, что это действительно практически поп, и к тому же поп не такой уж плохой, а очень даже качественный, в меру приправленный стилизованной гитарной грязью и штучками ранних Guano Apes, а в итоге вплотную подбирающийся к их высотам и бронебойности.

К слову сказать, ранних Guano Apes я действительно считаю совершенно гениальными. В самом начале нулевых я такую (гаражную, альтернативную, грязную, панковую, etc.) музыку вообще не слушал, предпочитая ей умный, техничный и часто депрессивный метал, но первое же знакомство с командой Сандры Назич покорило и навсегда изменило моё мнение. Точно так же (или почти так же) было и с “Лепестком”. Вокалист поёт на таком накале и с такой звенящей экспрессией, что буквально выпрыгивает из колготок в сеточку, в которых он с таким колоритом и шиком отплясывает на концертах, а инструментальная составляющая хоть и не избавилась пока ещё полностью, безвозвратно и окончательно от грязного лоска и взрывоопасных обещаний научить плохому, но настойчиво подвигается к идеалу предельно вылизанных и коммерчески успешных саундов Бузовой и иже с ней.

Маты остались где-то в далёком прошлом, туда же канули антисоциальные выходки, неконтролируемые эмоции и шквал соплей-слюней-чувств, а вместо них из питерского чернозёма полезли совсем другие аллюзии и ассоциации: Волны, Agenda и даже шире. Я такую музыку считать панком категорически не могу, да и никакой это не панк, конечно, а очень даже интеллигентное, интеллектуальное и вообще художественное музыкальное полотно, где хороший текст, неплохой стилизованный драйв и масса эффектных эмблем служат единой и непротиворечивой цели – создавать настроение. И вы наверняка помните, что сами Mine Me называют всё это мироощущением. Я так и не понял, что за лепесток имели ввиду авторы, но это в данном случае и не важно: у всех наверняка будут свои ассоциации, а ваши ментальные тараканы наверняка уже приготовили свою собственную, очень даже неплохую версию того, что это и зачем.

Чем Nine Me отличаются от сотен и тысяч точно таких же начинающих ноунеймовых групп гаражного рока? В первую очередь здоровой самоиронией, не всегда здоровым юмором и совсем не здоровой (как раз и приближающейся к тому особому градусу Кобейна и его одногруппников) непосредственностью, что в совокупности и делает их не просто группой, а целостным и феноменальным социокультурным монолитом. И дело здесь не в колготках вокалиста, не в его забавных хвостиках и живой мимике и даже не в умении прицельно и вовремя ввернуть набор из трёх матерных слов в один вербальный интервал, а умение быть живыми и характерными. Сейчас на закате десятых годов XXI века все любят и ценят мемы, и Nine Me это как раз вот такой музыкальный (околомузыкальный) мем. Ходячий анекдот. Но именно этим они и хороши.