ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Сказки Чёрного Города "Узник тёмной башни"

22-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СКАЗКИ ЧЁРНОГО ГОРОДА
Релиз
“УЗНИК ТЁМНОЙ БАШНИ” feat Евгений Егоров (Single)
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SOYUZ MUSIC.
Страна, город
Россия, Воронеж

Давно прошли те времена когда эти воронежские сказочники находились в раскидистой тени Короля и Шута. У них всегда была своя собственная аудитория и несмотря на коллаборации с участниками КиШ и на их прямые влияния, они всегда оставались собой, не забывая при этом меняться, развиваться и искать новые способы и пути выражения своих идей, а неизменной оставалась лишь их любовь к сказкам и тёмной хоррор-панк-эстетике с заметным влиянием горьких романсов и убийственных кладбищенских баллад. Да ведь и любят их по сей день по большей части за такие вот художественные и немного грустные, как будто сошедшие с гравюр старинных замков с привидениями композиции, где горечь, магия, боль и романтика сплетены крепким и неразрывным узлом, а готика и панк не спорят и не ссорятся, а дополняют друг друга.

А сейчас перед нами удивительная коллаборация Сказок Чёрного Города, для которой на роль приглашённого певца был ангажирован фронтмен Эпидемии Евгений Егоров, а в центре событий находится “колдун” метал-опер Эпидемии и бессменный лидер “сказочников” Николай Ерохин, в то время как соавтором текста выступил Юрий Мелисов. Как подчёркивают сами музыканты, “Узник тёмной башни” – это прямое продолжение дисков “эпидемцев” и посвящён он дальнейшей судьбе таинственного колдуна, озвучиванием которого и занимался лидер и фронтмен “сказок” Николай. За время работы с Эпидемией (2018-2019 г.г.) Николай успел вжиться в образ своего героя, и ему явно было жаль расставаться с ним после того, как их совместная работа с авторами “Сокровища Энии” и “Легенды Ксентарона” закончилась.

Именно так на свет появился рецензируемый фит, который, как мне кажется, получил намного меньше внимания к себе, чем того заслуживал. Да, это не совсем тот стиль, благодаря которому стали известны и знамениты Сказки Чёрного Города, здесь больше “лирики”, балладности, грусти и глубины, да и настроение трека кажется совсем другим – более деликатным, осторожным и в то же время очень уверенным и основательным. Можно сказать, что в музыкальном плане актуальный трек представляет собой причудливый микс из хоррор-панка, облегчённого мелодик-пауэр-металла и меланхоличного арт-прог-рока с изрядным упором на повествовательность, плюс тот самый особый стиль воронежских сказочников, благодаря которому у себя в городе они имеют почти культовый и легендарный статус, но даже это ещё не всё.

Я давно заметил, как аккуратно и таинственно могут играть Сказки Чёрного Города и с каким интересом они стали посматривать в сторону коллег-металлистов, и это им действительно очень идёт. После выхода их последнего лонгплея их обновлённое амплуа стало ещё более очевидным, а корни и истоки этих перемен, как мне кажется, стоит искать именно у “Узника тёмной башни”. Интересно отметить ещё и тот факт, что весь инструментал для “Узника тёмной башни” был целиком написан Николаем, а текст создан им в соавторстве с Юрием в равных долях, а в итоге композиция звучит будто взгляд на события “Сокровищ Энии” из параллельной вселенной. Другая атмосфера, другой эмоциональный окрас, даже текст как будто с совершенно иным настроением и восприятием персонажа и, конечно же, совершенно новый звук и манера исполнения.

Достаточно мягкий, но всё равно очень рокерский и основательный чёс гитар, эпичные распевки и драматичная лирика создают поистине кинематическое впечатление, а медитативные переборы в начале трека настраивают на эпичные неожиданности уже в самом начале песни, сопровождая трек до самого его конца. Намёки на симфонизм и арт-рок в инструментальной соло-части углубляют и без того волшебный саунд-пейзаж, а глубокие вокальные партии довершают начатое и добавляют финальные штрихи этой таинственной сказочной истории. Здесь почти нет резких, кричащих, надрывных и таких типично панковских (и типично КИШовских) интонаций в пении Николая, а вместо них балом правят сдержанные, аристократичные и грустные вокальные пассажи, в которых как будто отражаются вечная осень и вековечная скорбь.

А самое интересное во всей этой истории, связанной с “Узником тёмной башни”, лично для меня стал тот факт, что на последнем полноформатном альбоме Сказок Чёрного Города 2017 года в их собственных композициях, где никакие фиты предусмотрены не были и не присутствуют, всё равно ощущается нечто от характерного прог-дарк-хоррор-стиля рецензируемого сейчас сингла (послушайте, например, такие треки, как “Вкус ночи” или “Старьёвщик”). Несомненно, отличия есть, они весьма существенны, и собственный материал Сказок Чёрного Города – это собственный материал Сказок Чёрного Города, но определённые изменения в творческом кредо команды, определённо, назрели уже давно, а сотрудничество с Эпидемией лишь усилило их и вывело на поверхность, что мы наверняка ещё не раз услышим в ближайшее время.

Сказки имеют свойство оживать и становиться реальностью, и воронежские сказочники явно намерены осваивать и использовать эти их способности в собственном творчестве, не случайно ведь они упоминают у себя в сообществе про влияния признанных немецких магов из In Extremo и хулиганов из Panic! At The Disco. Их песни уверенно стремятся к тому, чтобы стать аудио-воплощением романов Оскара Уайлда и Эдгара По, и именно в треке “Узник тёмной башни” вся эта специфика была отражена самым полным, органичным и всеобъемлющим образом. “Иногда они возвращаются” – не устают повторять литературные критики, и мне кажется, колдун в исполнении Николая с нами не прощается, и вернётся в том или ином виде ещё не раз и не два. Такие вещи слишком жаль просто оставлять на полке и отдавать на откуп прошлому.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N1 (2021). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz