15-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Изобретатели сталкер-металла из группы Выжившие теперь уже не удовлетворяются блужданием по аномальным зонам и поисками редких артефактов, а решили мыслить глобально и заговорили о конце света. Что ещё более интересно, они каким-то парадоксальным и непостижимым образом поддались влиянию расплодившихся ныне викинг-метал-команд и не просто пугают нас Судным днём, а говорят исключительно о скандинавском его варианте aka рагнарёк, что чревато сами знаете чем и в каком количестве. Впрочем, отсылки к скандинавам имеются исключительно в названии композиции, а в тексте авторы поют “рагнарОк”, намёкая на то что речь идёт не о божественном конце всего сущего, а о техногенном, созданном человеком.
Если на дворе апокалипсис, то бессмысленно и опрометчиво надеяться на авось, а нужно, чтобы всё было выверено до мелочей и спланировано настоящими профессионалами. Вероятно, именно из таких соображений Выжившие решили не пытаться самостоятельно управиться с лирикой для актуального сингла, а доверили текстовую составляющую композиции человеку, чьи навыки обращения со словами и буквами не подлежат сомнению, и в качестве такого человека выбрали не кого-нибудь, а писателя-фантаста Алексея Доронина, из книги которого и взяли текст для своего актуального номера.
Не могу сказать, что ранние тексты группы были плохи или не интересны, как не могу сказать и того, что поэтический эпос, созданный Алексеем, в чём-то радикально отличается от собственного творчества коллектива, но он определённо неплох и рельефно передаёт соответствующее апокалиптическое настроение, а это в данном случае, конечно же, главное. Выжившие стенают, пророчат и предупреждают о многих бедах и скорбях грядущего рагнарёк-апокалипсиса, и делают это с такой страстью и надрывом, что их голоса действительно как будто доносятся из какой-то параллельной гибельной реальности.
Эмоциональный, злобно-лязгающий и ощетинившийся спицами-шипами трэш Выживших не претерпел сейчас особых перемен, разве что стал чуть более атмосферным и разнообразным. Гитарные риффы теперь не так прямолинейны и однозначны как раньше, больше непредсказуемых и просто более техничных фрагментов, а смены темпа и ритма происходят чаще и с ещё более видимым удовольствием. А вот форсированный седуктивно-демонический вокал команды в точности так же хрипл, зол, раскатист и непричёсанно страшен, как это было во времена их полноформатника, что я однозначно воспринимаю как плюс и радость.
Конечно, поднабраться профессионализма в пении и начать использовать свою вокальную злость чуть более точечно, аккуратно и прицельно фронтмену Выживших не мешало бы, однако его разнонаправленная, “радиоактивная” вокальная манера определённо делает стиль группы более харизматичным и узнаваемым. При всей моей истовой любви к подобному вокальному стилю и тому великому множеству команд, использующих похожую исполнительскую манеру, спутать с кем-то из них Выживших практически невозможно, и в этом их сила и тот самый необходимый квант оригинальности.
Выступающий в качестве би-сайда актуального сингла кавер на титульную вещь с самого неоднозначного и критически принятого ортодоксально настроенными фэнами альбома Kreator “Endorama” звучит хорошо и оригинально как раз таки благодаря вокальным особенностям вокалиста. Шквал хриплой полифонии и словно скрежещущий ржавым ножом по стеклу голос приглашённой вокалистки Анны Морозовой добавляет злости и мрачного трэш-блэкового очарования этой приготичненной вещи, словно стараясь обелить и реабилитировать её в глазах справедливо разгневанных компромиссными тенденциями в творчестве любимой команды трэш-ортодоксов.
Влияния апокалиптического дум-металла добавили группе разнообразия и монументальной основательности, и для сингла это плюс и находка - такой насыщенный смыслами, переходами и интонациями трек воспринимается более увесисто и полновесно в качестве отдельного и самостоятельного релиза, и вещь на самом деле очень неплоха, но всё-таки на готовящемся альбоме хотелось бы, помимо таких концептуально закрученных композиций и более простых и быть может даже примитивных композиций в духе тех, что в таком изобилии обретались на их дебютной пластинке и так задорно заходили в сознание по ходу перечитывания “Пикника на обочине”.
* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год