ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл и клип группы Restless Mind "Risk King"

18-04-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RESTLESS MIND
Релиз
“RISK KING” (Single + clip)
Год
2021
Стиль
Groove metal / heavy metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

В последнее время в новостной ленте всё чаще мелькают известия о проектах Антона Грузинского: то он записал сольный альбом под вывеской Антон Skald, то вышел альбом у Age Of Rage, то подоспел полнформатник Restless Mind, то каверы и иллюстрирующие их клипы на Скади и Тэм Гринхилл – такая активность сама по себе привлекает внимание и вызывает к себе интерес, но меня в данном случае заинтересовал немного другой аспект, а именно видеосоставляющая творчества Антона и прослеживающиеся в его видео-каталоге в последнее время тенденции, которые, как мне кажется, достаточно тесно связаны с эволюцией и развитием его групп.

Не случайно Антон именует себя Скальдом и с таким вниманием смотрит в сторону ролевиков-менестрелей – этот печально-романтичный и героический имидж действительно стал уже практически неразрывно ассоциироваться практически со всем, что так или иначе связано с именем музыканта, и в какой-то степени превратился в визитную карточку его деятельности, проходя красной нитью через его творческое портфолио. Скальды, воины, витязи, мечи и героизм – всё это старое доброе фэнтези, которое следует рука об руку с хэви-металлом ещё со времён Manowar и Blind Guardian, и Антон явно эксплуатирует данную тему с большим энтузиазмом.

Начать обзор клиповой антологии подконтрольных товарищу Грузинскому или как-то связанных с ним коллективов, вероятно, логичнее всего с самых свежих видео-интерпретаций каверов на Скади и Тэм. Доспехи, средневековый антураж в качестве фона, подёрнутый поволокой печали взгляд и попытки активно осваивать премудрости актёрского мастерства в полной мере присутствуют в этих роликах, которые действительно очень ярко демонстрируют настроенность современной модификации Age Of Rage на внедрение повышенной концептуальности и литературности в свои релизы. Можно пожурить исполнителей за чрезмерное внимание к своей внешности (всё-таки не рекламу шампуня снимаем для тв), но пристрастия и вкусы целевой аудитории игнорировать сложно, и подобные жесты тоже можно понять – романтика она такая.

Много фэнтези, много красивых костюмов и соответствующих локаций (пусть и с привкусом некоторого аскетизма) мы встречаем в клипе на трек на стихи Ольги Громыко из её романа "Верные враги" под названием “Я всё решаю сам”, и это действительно достаточно красивая работа, ну “А кто запретит (OJV Metal Cover)”, в целом следуя в русле всё той же воинственно-кольчужной и батально романтической тематики, напомнил мне официальные видео Leaves’ Eyes и их особый викинговский настрой. Напомнил в том числе масштабностью съёмок и своей кинематографичностью, и это, определённо, хороший знак и индикатор правильно выбранного вектора развития, на который сделали ставку коллективы Антона.

Сдержанный средневековый минимализм встречает нас в клипе сольного проекта Антона на песню “Крыжовник и сирень”, но не имея каких-то грандиозных декораций или довлеющих своей монументальностью батальных сюжетов, эта работа отличается очень взвешенной и адекватной картинкой, которая оставляет весьма приятное и многообещающее послевкусие. Учитывая тот факт, что сольник Скальда записан в камерном и полуакустическом ключе, именно такое решение a la Blackmore’s Night для видео кажется наиболее адекватным, а уровень реализации здесь находится на достаточно высоком и презентабельном уровне, близящемся к западным законодателям средневековых мод в лице всё тех же Блэкмора и Кэндис Найт.

А вот клип на трек “Сорок против одного” метал-оперы Война Осколков, в которой Антон принял вокальное участие, выглядит как достаточно смелое и неординарное решение. Перед нами фантазия на тему компьютерного путешествия Скальда по космическим просторам, и в целом следуя в русле всех его фирменных фишек и узнаваемых книжно-эпичных приёмов, этот клип интересно обыгрывает их с использованием современных цифровых технологий и соответствующего звёздного антуража. Ну, что ж, даже мейденовский старина Эдди не перестал быть собой на обложке “Somewhere in space”, и каких-то радикальных перемен в том, как воспринимаются попытки Антона вжиться в образ герольта из Ривии, в этом ролике тоже не наблюдается.

И самый яркий, тусовочный, непосредственный и непринуждённый, вынесенный в “шапку” этой рецензии “Risk King” – это тоже фрукт с той же самой грядки, и если вдуматься, он действительно ничуть не выбивается из общего ряда рассмотренных нами сегодня клипов. Викинги, скальды, ведьмаки и берсерки любят бои и ратные подвиги, но точно так же они любят отдыхать и предаваться пивным пирушкам со своими боевыми товарищами. Собственно, что-то в подобном ключе и демонстрирует нам “Король Риск”, правда без пива. Перед нами расслабленное, естественное, но всё равно красочное и бородато-романтичное байкерское видео на тему репетиций и неотразимой для прекрасного пола бронебойной мужской харизмы.

Из упомянутого ряда лишь слегка выбивается “Your Flame”, однако сами создатели, насколько я знаю, не воспринимают это видео как полноценный клип, а позиционируют его в качестве видео-версии фотосессии своего штатного фотографа Эдалианы, что, собственно, и объясняет сам факт существования ролика и специфику происходящих в ходе его хронометража на экране событий. Немного эротики и красоты действительно никогда не повредит, и у меня в связи с этим на самом деле всего лишь один вопрос: быть может, стоило бы в будущем как-то соединить генеральную линию фэнтэзи эпоса проектов Антона и вот такую видео-чувственность, ведь даже у Спрега де Кампа в его конан-эпопее постоянно присутствуют яркие женские образы.

Тем временем мы выходим на финишную прямую и самое время подводить итоги. Очевидно, что у видеоработ проектов Антона Грузинского на данный момент всё ещё серьёзное количество недостатков, но они всё равно имеют впечатляющее количество сильных сторон (иначе бы мы о них просто не писали сейчас). Ванильное girly фэнтези в сфере качающего романтичного грув-металла – это уже по определению выигрышный и интересный тренд, ну а учитывая нужную долю харизмы и фотогеничность Антона, можно не глядя добавить видео-релизам его проектов ещё пару дополнительных баллов. Вы не смогли пройти мимо книжек Сапковского, длинноволосая мужественность кажется вам невероятно эротичной? Что ж, you’re welcome в мир Антона Скальда.

Мне всегда казалось, что книги Перумова скучны, что большая часть произведений с репродукциями Вальехо и Джулии Бэлл на обложках совершенно не имеют никакой художественной ценности, а “Ведьмак” и все спекуляции на его тему переоценены, но это не мешало им хорошо продаваться и находить своего читателя как в 90-е и в нулевые, так и сейчас. А ведь всё дело в том, что если тебя привлекает подобная тематика, и душа у тебя требует рыцарских порывов, высоких чувств и благородных скальдов, все гипотетические недостатки и изъяны клипов и альбомов данной тематики тебе будут просто до фонаря. И они действительно до фонаря тем, кто готов носить Антона Грузинского на руках за его музыку и видео.

И пусть критики критикуют, а несогласные не соглашаются - видео-караван Антона явно не намерен останавливаться, а в обозримом будущем мы действительно, скорее всего, увидим продолжение рассмотренной нами сегодня клиповой череды, и это снова будет нечто в стиле рыцарских романов и романтичного героик-фэнтези скальдов и певцов красивого и печального. Можно обвинять авторов и создателей всех упомянутых сегодня работ и самого Антона в неглубине и отсутствии необходимой философской подоплёки толкиеновского оригинала, данное обстоятельство влиять ни на что не будет и не сможет. Цели тут и целевая аудитория совершенно другие, а значит, и оценивать эту музыку и эти клипы нужно иначе и с совсем других позиций.