18-07-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Что такое Wendigo? На этот вопрос возможно как минимум три ответа, и сейчас мы последовательно рассмотрим все из них, а начнём по порядку, с первого. Итак, Wendigo – это жуть жутчайшая и страшный саблезубый монстр андеграунда. Создатель и единственный участник проекта Николай “СиН” Сикерицкий (Astarium) нарочно всё делает с подчёркнутой небрежностью и всячески старается лишний раз выпятить на первый план некоммерческий характер своего побочного сайд-детища. Что может быть хуже, чем смесь Кабзона с Децлом под названием кабздец, и лютый, синонимичный всеобщему дистрою капут? Перед вами именно оно во всей своей красе, и более гаражный рок, наверное, трудно себе представить.
“Not For Sale” значится на самом диске с новейшим синглом проекта, а помимо куцей четырёхстраничной вкладочки с обложкой, трек-листом и текстами, к лазерному кругляшу ничего не прилагается. И “Вервольф” действительно стал самым сырым и раздолбайским из всех имеющихся в активе Wendigo на сегодняшний день релизов. Когда слушаешь это диво дивное, начинает казаться, что хуже уже просто невозможно, настал апофеоз небрежности, ещё чуть-чуть и всё сорвётся куда-то в адский ад между Куртом Кобейном и Егором Летовым, но в итоге всё оказывается даже ещё хуже, и мы летим ещё куда-то дальше, где законы музыки не властны над инструментами, а над всем витаем сумрачное и непреодолимое Wendigo.
И как раз там нас встречает второй ответ на запущенный в начале этой рецензии вопрос о сущности рецензируемого коллектива, и он таков - воплощённая мечта юности. Как известно, когда мы были молоды, мы все носили бороды, мы все носили волосы и пели ясным голосом, и что, скажите мне пожалуйста, может быть лучше и прекраснее сладостных грёз ранней юности? Конечно же, с ними не сравнится ничто и никогда. И действительно будет легче понять наивность, нервность и рваную непричёсанность “Вервольфа”, если вы будете держать в уме тот факт, что Wendigo стал воплощением юношеских музыкальных экспериментов Николая, которым не суждено было случиться и воплотиться в своё время, но к которым музыкант всё равно вернулся сейчас и при этом ничуть не охладел.
Думаю, нечто подобное сочиняли и попробовали исполнять практически все мы, но далеко не у всех в итоге получилось довести свои задумки хоть до какого-то логического завершения и хоть что-то и как-то записать. У меня, например, ни с одной из моих групп в 90-х до записи дело так и не дошло, хотя хотелось, мечталось и казалось важным, ну а сейчас уже как-то и не с руки, вроде как, всё давно быльём поросло и вековой пылью покрылось. Но не таков СиН – забытые игрушки и ненужные откровения обрели под вывеской Wendigo вторую жизнь, и теперь каждый хоть немного интересующийся лютым андеграундом человек имеет возможность окунуться в этот чан с мазутом подполья и вываляться в нём, как и в самые сладостные и романтичные деньки 90-х.
Ну а третий ответ на вопрос, вынесенный в лейтмотив данной рецензии, это наша врождённая жажда хаоса и вековечное вселенское мортидо, которое открыл и превосходно описал ещё дедушка Фрейд. Wendigo – это и есть эти самые хаос и мрак безудержной и ничем не ограничиваемой креативности, выпущенные на свободу и вольготно разгуливающие где им вздумается. Когда звучит этот проект, все условности и ограничения нервно курят в сторонке, критики и снобы уверенно маршируют в сторону горизонта, а на троне восседает её величество «Я буду делать так, как я хочу, и никто мне не указ». Не стоит переоценивать возможности своей психики и её запасы прочности, однако если вы всё-таки решитесь сунуться в мир “Вервольфа”, это действительно вам может даже понравиться. Если раньше не приедут санитары, разумеется.
Самый ранний и непризнанный Курт Кобейн, помноженный на такого же бездомного и скитающегося малолетнего Егора Летова, очевиден и однозначно узнаваем на новейшем релизе Wendigo, и я действительно могу теперь сказать, что это слегка похоже на гранж, чего раньше в связи с релизами этого проекта никак не мог признать и допустить. Впрочем, жанры и их наименования в данном случае тоже не имеют никакого значения. «Вся русская музыка – это то же самое, что и нерусская: у них там Нирвана, у нас – Летов, у них есть группа МетАлиса, у нас – Алиса. Полная идентичность. Всё взято с запада» - рассказывал мне один музыкальный эксперт из беспощадной российской глубинки в 1995 году. И всё это очень в тему и в кассу про Wendigo.
На мой взгляд, материал “Вервольфа”, ставшего первой ласточкой-завлекалочкой перед выходом дебютного лонгплея Wendigo (до этого были только два EP и сплит), не очень сильно отличается от того, что выходило под вывеской этого проекта раньше: перед нами всё тот же инфернальный гараж-панк-метал с претензией на мрачную романтику и с жутковатыми воплями Николая. Как сообщает сам автор, грядущий полноформатник подарит слушателю не только пачку подвальных диссонансов и недожаренного панка, но и некое путешествие сквозь тьму в мир древних легенд. Что ж, СиН это может и умеет, другое дело, что в рамках Wendigo он делает всё это с нарочитой и порой почти гротескной небрежностью. Все прелести жанра ПТУ-метал расцветают на актуальном сингле проекта раскидистыми кустами, и это действительно выглядит натурально и аутентично.
Откровенно говоря, нынешний сингл понравился мне чуть меньше, чем предыдущий EP Wendigo "Ересь" с его гравюрами, максимальной конкретностью и знойными припевами, но, думаю, это временно и вполне поправимо. Русский панк всегда долго запрягает, а потом быстро едет, и уж конечно, нечто подобное случится и с гаражным проектом Николая, когда дело, наконец, дойдёт до долгожданного полноформатника. Уже сейчас я чувствую, насколько там всё будет дьявольски, некротично и в духе мрачных фантазий нашего раннего детства, а демоны, упыри и страшная болотная нечисть уже сейчас вовсю фосфорецируют кислотными цветами радуги и спешат на большой и шумный пир. И, кстати, про цвета радуги я ничуть не преуаеличиваю - обложка у "Вервольфа" действительно напечатана в разных цветовых вариантах, и тут можно выбирать, что говорится, на вкус и цвет.
Такое трудно рецензировать, ещё труднее оценивать и совсем невозможно достичь хоть какой-то объективности, если ты всё-таки взялся писать и говорить про Wendigo. Да, я не фанат подобного, мне совершенно по барабану и Nirvana, и гранж с сибирским роком как таковые, а по своей доброй воле я никогда не слушаю музыку такого формата, но: 1) было время, когда я сам играл нечто подобное (хотя мне в те времена казалось, что получается Sacred Reich и Sepultura, на деле выходило именно Wendigo, и даже рифмы-стихи были похожи), 2) это сумасшедшее прошлое предельных контрастов и угловатых максимумов до сих пор никуда не делось и частенько ударяет бесом в ребро ночной порой, и 3) перед нами тот самый предельный хаос, способный рождать танцующие звёзды, о котором в бытность свою так увлечённо рассказывал старик Ницше…
Категорически рекомендуется всем продавшимся, погрязшим в коммерции, попавшим в плен комфорта и забывшим о душе. Вероятно, вы будете кричать, ругаться и плеваться от того, что услышите на этом макси-сингле, и, вполне возможно, этот лазерный кругляш окажется сломан и выброшен в окно, ещё не завершив свой бег в недрах вашей стереосистемы, но для вашего ментального развития и личностного роста это будет хорошо и полезно. Время от времени нам всем нужна вот такая встряска, чтобы не зарастать мхом и не превращаться в памятник себе нерукотворный. И спасибо СиНу за то, что он смог расшевелить мой астральный сон псевдо-взрослости и снова вернул меня в пору рваных джинсовых коленок, ночных костров и безжалостного, не оставляющего ни на секунду креатива. Все мы родом из детства и из рок-н-ролла, и иногда бывает очень даже полезно и приятно это ещё раз вспомнить и прочувствовать.