ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Альберта Артамонова "Просто ветер в голове"

10-05-2025 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АЛЬБЕРТ АРТАМОНОВ * * * *
Релиз
“ПРОСТО ВЕТЕР В ГОЛОВЕ”
Год
2025
Стиль
Acoustic rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Щёлково

Лидер эзотерических проектов ART-Plutonia и ЭсХатО Альберт Артамонов снова обращается к простому и народному жанру акустической бардовской песни, что случалось у него уже в некотором не слишком отдалённом прошлом, о чём мы даже уже упоминали в своих рецензиях на его альбомы “Праздник пустоты”, “Миг вдохновения” и “Далеко 2”. Снова простые и элементарные, почти что дворовые песни под гитару и такие же простые на первый взгляд тексты. Однако вся простота в данном случае кажущаяся. За минималистичным исполнением и как будто неопрятно-расслабленными аранжировками угадывается нечто большее, и мне вновь видится во всём этом какой-то особенный эзотерический смысл.

Для тех, кто ценит Цоя, Высоцкого и баллады Сектора Газа, “Просто ветер в голове” это просто манна небесная – всё очень душевно, доступно, красиво и со смыслом. Разучивать эти песни на гитаре, а затем исполнять со своими друзьями летними вечерами во дворе или где-нибудь в походе на природе точно будет одно удовольствие, но если мы вслушаемся и вдумаемся в текст, то станет ясно, что лирика здесь копает куда глубже традиционных иносказаний русского рока, к которым мы все уже давно привыкли, обращаясь к архетипам и хтоническим глубинам фрейдовского бессознательного, где на самом дне открываются провалы в мистику и астральность, которые сам Альберт отстранённо-нейтрально называет просто абстракциями.

Всё начинается с нежного и даже по-настоящему мелодичного трека “Просто ветер”, и при всей своей ироничности Альберт всё-таки умудряется быть здесь и вкрадчивым, и сентиментальным, и лиричным, и всё это, наверняка, окажет и уже оказывает своё веское воздействие на романтично настроенных представительниц прекрасного пола. Когда звучала эта вещь, даже я подпал под волшебное очарование голоса вокалиста, которое полностью не рассеялось даже когда зазвучала куда более ломанная и нестройная, поставленная вторым номером на альбоме вещь под названием “Жаворонок” и уже откровенно стёбные “Мистика” и “Простые смертные”.

Дюжина рефлексирующих откровений от Альберта звучит искренне и достаточно единонаправленно, но у каждого из этих треков всё-таки есть своё собственное лицо. Я слушал “Просто ветер в голове” и вспоминал, как открывал для себя в начале нулевых ролевиков-менестрелей непривычного для данного жанра мужского пола, как внимал Маугли, Диметриусу, Крысу и Шмендре. Местами всё это наивно и нескладно, местами весьма забавно, когда слово «мистика», например, рифмуется с ерундистикой, но определённый настрой всё это создаёт очень умело и хорошо, а атмосфера духовного сектантского декадентства цветёт тут очень рьяно.

Нечто подобное любят петь кришнаиты и вообще разного рода духовные анархисты, и в этом плане у Альберта получился действительно не просто бардовский альбом, а скорее отражение стремления автора к самопознанию и к художественному отображению данного стремления. На его нынешнем диске речь идёт не столько о музыке и песнях, сколько о самовыражении и самопознании. Именно этим объясняется иногда откровенно мажущий мимо нот вокал и, казалось бы, такие нелогичные и странные вокальные пируэты, вроде тех, что мы слышим, например, в середине трека “Экзистенциальность” с её причудливой вокальной эквилибристикой.

Скрестив характерные наработки бардов, менестрелей, поющих кришнаитов, музыкантов из переходов метро и просто религиозных вольнодумцев с гитарами, Альберт записал свой собственный духовный путеводитель по миру ментальных парадоксов и экзистенциальных дилемм, который действительно воспринимается сейчас как самый настоящий аутотренинг, не переставая при этом быть не лишённым определённой привлекательности и даже чувственности автобиографическим монологом. Есть в этом что-то от позднего театрализованного творчества Ольги Арефьевой, но Альберт всё-таки делает всё в своём собственном стиле вкупе с характерным эзотерическим юмором, который не спутать ни с чем.

Прекрасная вещь “Странный бал” кажется очень серьёзной и вдумчивой, даже напомнила мне любимейшую вещь Beyond Belief “Lust”. В целом на этом альбоме достаточно много красивых и заслуживающих повышенного внимания композиций. Много иронии (даже в такой мировоззренческой и всеобъемлюще-космической вещи, как “Творец”, не обошлось без неё), много расслабленности и репетиционной лоу-фай-атмосферы дворовых посиделок, но в то же время то здесь, то там проскальзывают какие-то интересные текстовые находки или вокально-мелодические вставки. Темы на альбоме поднимаются серьёзные и эпохальные, но вот подаются они с присущей Альберту самоиронией, что, впрочем, совсем не перечёркивает их ценность и значимость.

Если вы уже слышали “Праздник пустоты” и “Далеко 2”, компиляцию “Миг вдохновения” или просто какие-то отдельные треки Альберта, то не будете сильно удивлены содержимым его актуального альбома, где вашему вниманию вновь предлагается авторская песня под акустическую гитару, которую я в разных рецензиях уже сравнивал и с Арией, и с Королём и Шутом, и с Сектором Газа, и даже со Срубом и с Радой & Терновник. Ну и если вам не хватало текста, смыслов и слов на слишком отстранённых и бессловесных дисках ART-Plutonia, самое время ликвидировать эту нехватку и послушать, чем же живёт и дышит автор всех этих эзотерических прокламаций. Получилось занятно и с огоньком.