ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Андрея Рогаткина "Навстречу судьбе"

22-10-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АНДРЕЙ РОГАТКИН
Релиз
“НАВСТРЕЧУ СУДЬБЕ”
Год
2020
Стиль
Rock / atmospheric rock / acoustic
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Я уже писал два года назад о дебютной работе Андрея Рогаткина, который очень любит петь о пустоте и одиночестве, аккомпанируя себе на акустической гитаре, а сейчас этот грустный бард решил порадовать своих слушателей очередным полноформатником, и мне тоже стало интересно, какие уроки вынес для себя после записи и выхода своей дебютной пластинки Андрей. Отчаянным фатализмом веет уже от названия его второго диска, а наименования композиций ещё убедительнее и однозначнее дополняют ощущение стоической отрешённости, которой действительно по всем внешним признакам должно быть очень немало на актуальном, втором по счёту лонгплее исполнителя.

И приметы в данном случае сработали просто безукоризненно. Фатализма и апатии на альбоме может быть и не через край, но всё-таки много. Конечно, светлая печаль, тонкая душевная организация автора, философский настрой и некоторая доля усталости отнюдь не равнозначны пустоте и атараксии, а атмосфера размышлений далеко не всегда предполагает упадок и депрессию, но “Навстречу судьбе” – это всё-таки стопроцентный стоицизм, которые так любили древние греки – его не спутать ни с чем другим, и идентифицируется он совершенно безошибочно, а Андрей наверняка нашёл бы довольно много общих тем абсолютно с любым из знаменитых римских стоиков, кто бы это ни был.

Хотя начинается альбом довольно жизнеутверждающе, и открывающая вещь “Ветер сквозит” легка, светла и словно пронизана искрящимися солнечными лучами, а “Вечерний бриз”, например, следует практически в том же самом духе, однако преобладают на диске всё-таки грустные и довольно горькие вещи, после прослушивания которых вам вряд ли захочется пуститься в пляс. Андрей неспешно ведёт своё повествование, переходя от трека к треку, и есть во всём этом что-то очень уютное, тёплое, нежное, расслабленное – не боль и надрыв, не тоска и отчаяние, а просто усталость и желание на время уйти от мышиной возни и бессмысленной суеты, целиком отдавшись созерцанию и размышлениям о закономерностях экзистенциальных процессов.

“На свете счастья нет, но есть покой и воля” – писал А.С. Пушкин, “и это пройдёт” – вторил ему премудрый царь Соломон, “покорного судьба ведёт, непокорного тащит” – соглашался с ними обоими Сенека, а Андрей Рогаткин решил петь в точности о тех же самых проблемах. Его взрослый атмосферик-рок не страдает от перенасыщенности блеском, эмоциями или подростковым эпатажем, а, напротив, в очень простых, доходчивых, понятных и душевных выражениях рисует идиллические картины спокойного и безмятежного существования на фоне отгоревших страстей, утративших свою привлекательность иллюзий и отшумевших юношеских гроз.

Аранжировки и инструментальная составляющая творчества исполнителя заметно усложнились и стали глубже – теперь это уже не бард-рок и не авторская песня, а эклектичный материал на стыке рока, электроники, поп-рока и нью-эйджа с эпизодическими намёками на джаз и блюз. Конечно, до того чтобы стать российским Крисом Ри или повторить успех Эрика Клэптона Андрею ещё очень далеко, но песни у него всё равно получаются хорошие, мелодичные и душевные. Здесь нет каких-то явных жалоб на судьбу или терпкого трагизма, которыми так любит жонглировать Константин Никольский, тона и оттенки у Андрей намного более светлые, нейтральные и доброжелательные, а потому и воспринимается альбом довольно легко, балладно и воздушно.

Ощущение странной, порой жестокой воли, стоящей за мировыми тенденциями и желание быть где-то в стороне от этой жёсткой и непоколебимой карусели – это очень про рецензируемый диск, но вряд ли про это стоило бы писать в пресс-релизе или даже в этой рецензии. Можно не копать настолько глубоко, а просто наслаждаться хорошими мелодиями, приятным голосом, поэтичными стихами и красотой используемых музыкантом образов – всё-таки в первую очередь “Навстречу судьбе” это именно музыка, песни, лирика и ласкающие слух мотивы, а уже затем философия и жизненная позиция. Если сравнивать альбом с первым лонгплеем Андрея, то прогресс и эскалация профессионализма здесь наблюдаются практически по всем фронтам. Автор совершенствуется и с явным удовольствием занимается своим делом, а это самое главное!