ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Ikiaqqivik "О скитаниях вечных"

17-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
IKIAQQIVIK
Релиз
“О СКИТАНИЯХ ВЕЧНЫХ” (EP)
Год
2022
Стиль
Indie rock / atmospheric rock / rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

У этой московской группы далеко не самое лёгкое для запоминания название, но их музыка стоит того, чтобы немного напрячься и всё-таки зафиксировать в памяти это причудливое инуитское сочетание латинских букв. Инуиты – этническая группа автохтонных народов Северной Америки, обитающая приблизительно на 1/3 северных территорий Канады – сообщает нам Интернет, а шаманский вариант прозрачной меланхолии Fleur в исполнении этих романтиков уже надёжно зацепил меня чуть более двух лет назад, когда группа представила свой дебютный сингл “Пустота”. Они не стояли на месте, сейчас у нас на повестке дня их свежий трёхтрековый EP, и перед нами снова аллюзии к The Cranberries, Сургановой, Пулатовой, Войнаровской и Mezzamo в стиле «путешествия сквозь слои пространства и времени» (именно это означает название коллектива).

И да не смутит вас название мини-альбома – никаких параллелей с нашумевшим в своё время диском Арды тут нет даже близко, зато в обилии присутствуют меланхоличные, задумчивые и разреженные тона глубокомысленных осенних вечеров, когда на улице слякоть и дождь, а ты в тёплом кресле под любимым пледом анализируешь пройденное и прослеживаешь причины произошедшего. Ikiaqqivik не станут грузить и донимать философскими вопросами, но это всё равно музыка из серии размышлений о важном и непонятном, а ориентирована она, в первую очередь, всё-таки на любителей интеллектуального русского рока и книжек хороших научно-фантастических авторов, про которых принято говорить теперь в категориях “классика жанра”.

Концепция их нынешнего альбома видоизменялась несколько раз, и в конце концов от первоначальной задумки не осталось ровным счётом ничего, однако релиз в итоге, как и планировалось, отражает общее эмоциональное состояние участников группы и то, что они чувствовали, когда корпели над ним, а затем, наконец, довели начатое до своего логического завершения. Как сказали сами музыканты накануне выхода рецензируемого EP, «его название отражает и наше прошлое, и текущее восприятие мира, и подходит под эти три песни» - словом, перед нами сейчас некая квинтэссенция непростого пути команды и тех многочисленных перемен, которые произошли в жизни состава в недавнем или чуть более отдалённом прошлом.

Три песни, три истории, а начинается всё треком, который называется “Спасибо”. Атмосферные гитары, словно витающий где-то на астральных тропинках вокал, тяжёлые риффы и форсированный дисторшн в припеве – контрасты современных Ikiaqqivik проявляются во всей своей силе и мощи уже в открывающей пластинку композиции, и это действительно убедительно и по-шамански, по-северному, стихийно. Холодом и отстранённостью веет от их песен, чем-то очень схожим по настроению с классикой Бьорк, Янки и Мари Бойне, но это вполне себе современный и альтернативный рок, который способен составить здоровую конкуренцию любой нынешней альт-рок/метал-группе, не исключая даже таких титанов как Lacuna Coil, Evanescence или Skillet.

Чукчи, эскимосы, эвелны, инуиты, саамы – всё это про крайний север и про особенности жизни там. Говорят, у этих народов есть около дюжины слов, обозначающих разные оттенки белого, и это тоже можно понять (станешь тут различать оттенки белого, когда круглый год живёшь в окружении снегов и вечной мерзлоты), а в итоге трёхтрековый “О скитаниях вечных” стал тем самым калейдоскопом пятидесяти оттенков белого, которого можно было бы от него ожидать. То прозрачнее и нежнее, то напористее, льдистее и вьюжнее, треки с этого альбома говорят по-разному об одном и том же, и это всё связано с желанием в простом видеть сложное, а каждодневным бытовым вещам сообщить статус больших космических событий.

Два с половиной года назад я назвал их рефлексирующим роком, и сейчас творческое кредо этой группы тоже находится примерно на той же самой отметке. Немного грустно, немного горько, не без надежды и не без толики истерично-взрывоопасных всплесков эти ребята продолжают свои творческие изыскания, и теперь это намного более наэлектризовано и непредсказуемо, нежели во времена их дебюта по имени “Пустота”. Самозабвенная считалочка-бормотолочка в лице трека “Ветер” звучит как маленький гимн интроверта, и мне так и не удалось отделаться от ощущения, что вокалистка говорит и спорит в этой вещи сама с собой, ведь её мысли так эффектно кружат хороводы по неровным окружностям, что это действительно похоже на маленький шедевр diary-рока.

А вот если вдумываться и вслушиваться в тексты, вас, наверняка, ждёт сюрприз. Там всё про отношения, про абьюзеров и про токсичных людей. И все три песни вращаются вокруг одного персонажа. Слишком часто альбомы, посвящённые “так себе отношениям” выходят скучными, менторскими и нудными, но только не этот. Я бы даже сказал, что про его тематику и про все заложенные в него сложные, экзистенциальные и психологические темы можно даже и вовсе не догадываться ровно до тех пор, пока не начинаешь вникать и анализировать. Даже сами авторы так устали от темы отношений и возникающих в этой связи коллизий, что в итоге категорически перекроили первоначальную концепцию альбома, оставив несколько песен за бортом, а в конце концов слушателю теперь предлагается самая-самая выжимка из того, что было и готовилось, а также невысказанная альтернатива: вникать и разбираться или не вникать и просто наслаждаться.

2,5 года, прошедшие с момента официального дебюта команды в виде сингла “Пустота”, не прошли для группы даром и не были потрачены всуе. Чувствуется, что ребята развивались, прогрессировали, углубляли выбранную концепцию и теперь я могу вновь за них порадоваться и констатировать, что всё снова получается хорошо и интересно. Я сравнивал их с Вольтой, с Поиграем и Уйдём, с Белой Гвардией и ещё с целым рядом разных групп, и сейчас всё это по-прежнему в силе, а в замыкающей шествие треков с рецензируемого EP вещи под названием “Заключение” разом присутствуют все эти надрывные, противоречивые, психованные и спешно перебивающие друг друга элементы, за которыми так явно прослеживается надрывное желание интроверта-эстета понять себя и быть собой.

Много эмоций и чувств, много труда, много переживаний, всё очень концентрированно, и три вещи в данном случае реально весят как тридцать три, хотя по длительности всё это в сумме выливается всего-навсего в каких-то девять минут. А я ведь предупреждал – шаманы. Без преломления пространства и времени тут явно не обошлось. И таких увлекательных прогулок по свежему, ещё не тронутому ни птицей, ни лесным непуганым зверем, белоснежному снегу со мной не случалось уже очень давно, а задиристый, всегда бьющий разом и наотмашь Tractor Bowling ещё никогда не казался настолько близким и родственным по самоощущению поэтичным романтикам из Белой Гвардии и апатичным меланхоликам из Fleur. Надрывно, контрастно, упоительно – это всё про Ikiaqqivik и всё это про “О скитаниях вечных”.