ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Ikiaqqivik "Пустота"

13-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
IKIAQQIVIK
Релиз
“ПУСТОТА” (Single)
Год
2020
Стиль
Indie rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Уже по названию этой столичной команды можно с уверенностью сказать: Ikiaqqivik – мечтатели. Только мечтатели и неисправимые идеалисты способны назвать свою группу так, что запомнить его будет под силу только самым мозговитым и настойчивым слушателям, а все иные и прочие просто сломают себе язык, мозг и память. Но запомнить это название стоит. Кстати, Ikiaqqivik на инуитском языке означает “путешествие сквозь слои”, и в состав этой интересной группы входят три девушки с гитарой, с укулеле и с бас-гитарой, все они поют, а ассистирует им драммер Олег. Почему на инуитском и как музыканты связаны с шаманами? Тайна за семью печатями и интрига.

А поют, как вы понимаете, участники и участницы группы на данный момент только на русском. На данный момент в арсенале Ikiaqqivik совсем не много записанных треков, но их вера в свою мечту поистине творит чудеса. Свой актуальный сингл “Пустота” музыканты готовили ещё с осени прошлого года, однако результат стоил таких стараний и творческих мук со сведением и мастерингом – теперь “путешественники сквозь слои” звучат очень внятно и профессионально, а финальный вариант их трудов напомнил мне сразу три из любимых групп: финских Indica (в первую очередь баллады вроде “Eerie Eden”), кардио-вейв-изобретателей из Fleur и московскую Вольта, хотя последних всё-таки в самой большей степени.

Песни Ikiaqqivik не назвать весёлыми и жизнеутверждающими, скорее они попадают в категорию “молодость в поддержку мудрости” (название фестиваля, в котором некогда сорвала гран-при Вольта) и следуют в русле таких групп как Поиграем И Уйдём, Белая Гвардия и Mezzamo, но со своим особым колоритом. Когда смотришь видеозаписи их концертов, понимаешь, что авторской песне порой очень хочется вспорхнуть и улететь в бесконечные и невиданные дали инди-рока, а потом долго и привольно кувыркаться там в нежных эфирных облаках альтернативы и арт-прога, использовать наработки Placebo, а временами чувствовать себя отражением Florence And The Machine или даже Dead Can Dance.

Но хотя Ikiaqqivik явно относятся к тем не обделённым iq молодым бунтарям, которых хлебом не корми, дай спеть что-нибудь про тлен и бессмысленность бытия, их эмоциональность не кажется тяжеловесной и грузящей, что, кстати, позволило одному из моих коллег из пишущей братии даже назвать их выступление весёлым. Вряд ли это весёлость в собственном смысле слова, но это и не совсем грусть и уж точно не упадок и не депрессия. Даже горькие экзистенциальные парадоксы эти юные музыканты умудряются подавать так, что они воспринимаются как светлые и почти ласкающие слух, как светлая печаль и горьковатая смысложизненная рефлексия.

Когда я сказал, что у группы не так много записанных вещей я немного преувеличил, ведь “Пустота” – первое официальное демо группы и их первый официальный сингл. Концертную версию “Кловелинщицы” можно с чистой совестью проигнорировать, а другие live-видео и подавно, и потому рецензируемый трек это действительно первый шаг группы в мир серьёзных музыкальных баталий и интересен уже в силу одного этого факта. Хотя, конечно, не только в силу его одного. Трек очень неплох и свеж как сочный утренний лайм, а лучше йогурта по утрам, как известно, только водка и гренадин (и далее по тексту Веры Полозковой). Или путешествие сквозь слои.

“Пустота” – это стереотипные маршеподобные ударные, угрюмые гитарные переборы, аскетичный бас и робкие поросли укулеле, но всё это расцветает буйным весенним цветом и радикально преображается, когда появляется голос главной фронтвумен коллектива Ксении Кудрявцевой. Всё это похоже на магию, а ещё похоже на ранний The Cranberries, где Долорес О’Риордан своими вокальными упражнениями творила подобное эмоциональное волшебство. Едва уловимые отсылки к Янке Дягилевой скорее додумываешь, чем слышишь, а текст действует как мерный стук метронома, капая в сознание редкими каплями такого долгого и серого, что почти бесконечного дождя:

“Пустота. В твоих глазах давно лишь спички,

Пустота. В твоей любви одни привычки.

Пустота в твоих словах меня тревожит,

Пустота в твоей душе. Мы так похожи.”

(c) Ikiaqqivik – “Пустота”

Ближе к финалу на авансцене появляется философствующий речитатив укулельщицы Али Васильковой, что сразу же напомнило мне подобные эксперименты раннего творчества группы Пропаганда, а всё в целом создаёт дивное ощущение торжествующего минимализма, где в дремотной застывшей тишине каждый звук воспринимается как ударившийся оземь и тут же вдребезги расколовшийся на мириады осколков чистейший кристалл. Вероятно, музыкантам стоило бы назваться не Ikiaqqivik, а My Dear Diary, ведь их песни очень уж напоминают вкрадчивые, интимные и режущие до боли дневниковые признания в их предельной исповеднической обнажённости.

Голос плачет и жалуется, доверяет и открывается до предела и последней грани, и в этой неспешной монотонной откровенности можно блуждать бесконечно, словно в лабиринте Минотавра, где нить Ариадны не ведёт никуда, а только опьяняет ложной надеждой с тем, чтобы потом оглушительно рассмеяться и оставить одинокого путника наедине со своими мыслями, сомнениями, догадками и недоумениями. “Пустота” – это типичный рефлексирующий рок, но подача и исполнение у группы настолько мягкие, плавные и почти нереальные, что текст не бьёт наотмашь и не чеканит твёрдой уверенной рукой, а скорее льётся плавными нежными струями.

Ikiaqqivik – это как раз тот самый случай, когда фактов и записанных артефактов минимум, зато мифов, легенд и апокрифического фольклора целые вагоны и тележки. Как и многие другие подобные коллективы, эти столичные барды-путешественники очень любят проводить время вместе, с большой любовью и изобретательностью относятся ко всему, что связано с творчеством, а в результате их песни действительно напоминают небольшие путевые заметки или выдержки из повседневных курьёзов, которые так приятно рассказывать ночью у костра. Их творчество действительно жизненное и командное, и в этом тоже есть своё особое очарование.

“Запись - это некий рубеж. То, по чему нас будут оценивать в дальнейшем. Мы пока не готовы перейти Рубикон” – говорили они ещё совсем недавно, но теперь Рубикон пройден, и группа с труднопроизносимым и ещё труднее запоминаемым названием Ikiaqqivik официально вступила в права музыкальных цезарей, который не боится демонстрировать людям свою власть и силу. Или, по крайней мере, свои творческие амбиции. Их проба пера вышла приятной и эмоциональной с подспудным ощущением тайны и намёком на большее, а потому – ждём большего и держим руку на пульсе. Опыт показывает, что некоторые юные шаманы способны приносить из своих астральных путешествий весьма нетривиальные находки, и очень вероятно, что создатели “Пустоты” как раз из их числа.