ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Anatoliy Shakhov "Отель двух миров"

27-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ANATOLIY SHAKHOV * * * *
Релиз
“ОТЕЛЬ ДВУХ МИРОВ” (Из спектакля “Отель двух миров”)
Год
2024
Стиль
Soundtrack
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Мурманск

Лидер, гитарист и вокалист мурманской панк-группы Oops! I’m Dead Анатолий Шахов предстаёт перед нами сегодня в необычном амплуа сольного автора музыки для саундтреков. Его пригласили поучаствовать в написании аудио-сопровождения для спектакля “Отель двух миров”, и Анатолий, недолго думая, записал шесть полуавангардных композиций, очень мало имеющих общего с его основной группой. Что ж, гениальный человек гениален во всём, и Анатолий готов нам это продемонстрировать своим выходящим сейчас в качестве отдельного релиза “Отеля двух миров”.

И прав тот, кто считает саундтрек отдельным видом искусства, и Анатолий с первых же звуков своего инструментального опуса убеждает нас в том же. Атмосферное, многозначительное и мечтательное начало трека “Двери в Лимб” сразу же настраивает слушателя на что-то мистическое и большое, а рок-ударные отлично гармонируют с приёмами из арсенала музыки нью-эйдж. Композиция неспешна, вдумчива, она шаг за шагом ведёт за собой слушателя и намекает на то, что его в очень скором будущем ждут по-настоящему удивительные вещи.

Более резкая, атональная и экспериментальная “Абсолютное отрицание” напоминает что-то в духе поп-механики Сергея Курёхина, а я по ходу прослушивания данной вещи лишний раз удивился смелости и нестандартности музыкального мышления Анатолия. Почти чистый авангард, но рок-авангард, а попутно несколько горячих приветов в сторону таких групп как Странные Игры. Так разыгрываются джазисты и экспериментируют разные крезанутые рок-эстеты, подобное встречается иногда в советских фильмах, и увидеть такую же вещь у Анатолия я никак не ожидал.

А вот нежная и вкрадчивая композиция “Томительное ожидание” напомнила мне даже наших заслуженных неоклассиков из Caprice, в то время как сменяющая её “Лавка Раджапура” звучит как цирковая шарманка из советских мультфильмов, под которую танцуют дрессированные обезьянки, но вот “Фобия” это уже страшноватый эмбиент пополам с дарквейвом и даже нойзом. Шорохи, трески, завывания, перешёптывания, и всё это в духе рельефного и впечатляющего ночного мистицизма, от которого холодок бежит по спине, а обладателю этой самой спины хочется сразу же рефлекторно поёжиться.

Ну а завершается всё в “Прощании” очень красиво, масштабно и эмоционально. Можно без преувеличения назвать эту вещь кульминацией и вершиной альбома, и уже ради неё одной стоило послушать весь релиз от начала и до конца. Композиция возвышена, она до краёв наполнена эмоциями и переживаниями, а мне по ходу её прослушивания сразу же вспомнились любимейший трек Astarium “Aura Of A Crystal Night” и великолепная вещь Pilori “Red Dot”, которые я слушал на репите огромное количество раз (и до сих пор продолжаю это делать).

Композиции на альбоме имеют не очень большую длительность, в среднем их хронометраж простирается от полутора до трёх минут, но этого более чем достаточно для того, чтобы друг за другом пережить несколько удивительных, таинственных, глубоких, то пугающих, то веселящих, то умиротворяющих, то зовущих и воодушевляющих состояний. В каком-то смысле рецензируемый саундтрек даже напомнил мне инструментальную композицию Blind Guardian “Weird Dreams”, где смена тем и настроений происходит так же стремительно и молниеносно, напоминая этим наши сны.

Да, это всего лишь инструментальный саундтрек, всего шесть не очень продолжительных композиций в совершенно разных стилях и без единого слова в исполнении хоть какого-нибудь вокалиста, вам вряд ли удастся воссоздать у себя в уме и адекватно додумать сюжет спектакля, для которого всё это писалось, но послушать всё это увлекательно и интересно, и сам процесс прослушивания мне действительно напомнил ту самую, упомянутую абзацем выше композицию «слепых стражников» из Германии. Звучит красиво, не очень понятно, о чём и почему, но слушать и переслушивать хочется.

Я не очень большой любитель формата OST (original soundtrack), но всё-таки и у меня в коллекции есть несколько дисков из этой серии (вспомнить хотя бы “Whale Rider” от Лизы Джеррард или диск Елены Камбуровой), и с работой Анатолия мне тоже было познакомиться весьма интересно. Максимально разнообразные композиции, нешаблонный подход к созданию саундтрека, потрясающая смелость и ничем не ограничиваемое дерзновение в совокупности помогли автору создать очень интересный и колоритный музыкальный пейзаж и продемонстрировать те стороны своего таланта, которые не находят и не могут находить выражения в рамках его основной группы. Получилось колоритно. Захотелось пойти дальше и приобщиться к спектаклю.