30-07-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Когда я увидел новейший альбом проекта Бориса Белика Дивизор, то чуть не подпрыгнул от восторга и воодушевления. Меня необычайно зацепило его название и чуть переработанный рисунок Леонардо Да Винчи на обложке, и понять мой трепет очень легко. Ещё Сократ и Платон говорили, что нет более интересной и глубокой темы для изучения, чем человек, а затем вслед за ними в том же самом убеждал нас и Достоевский: «я посвятил всю свою жизнь изучению души человеческой, и отнюдь не считаю, что потратил время зря! Нет в этом мире материи более неоднозначной и влекущей!». Ну а автор этих строк не зря протирал штаны в аспирантуре, изучая философскую антропологию – интерес к философскому осмыслению феномена специфического бытия homo sapiens не только не покинул меня, но и значительно подрос за последние 15 лет.
Итак, имеющий научную степень Борис Белик решил тоже поговорить о человеке и человечности, посвятив данной проблематике целый тринадцатитрековый полноформатник, и мы слышим на диске его фирменный экзистенциальный рок с такими же экзистенциальными текстами. По звучанию всё это отдаленно напоминает Nirvana – всё та же расслабленность в куплетах, перегруженные дисторшном гитары в припевах, разухабистые риффы и небрежные соло с бьющей навылет искренностью и, конечно же, эффектные переборы, вроде того, что так импозантно встречают слушателя в начале трека “Здесь”. И, кстати, в той же “Здесь” Борис весьма неплохо пробует экспериментировать с речитативом, как будто перекидывая мостик от Курта Кобейна к Дельфину, что делает его альбом ещё более современным.
Помогали Борису с текстами Екатерина Соловьёва, Эльмира Юсипова и Анастасия Риекстс, а в треке “Благая весть” мы слышим вокал Ольги Сорочинской, и в итоге получился очень грузный, грозовый и атмосферный альбом, который по настрою напоминает даже не столько Nirvana, сколько их ближайших сподвижников и коллег из Alice In Chains. Всё очень горько, облачно и задумчиво, а в воздухе как будто пахнет предгрозовым озоном, пока из динамиков кричат и стенают меланхоличные “Дураки”, интимно-исповедальная “Мама” и уже откровенно депрессивные “Вода” и “Однажды”. Всё с душой и от души, дерзко, честно, искренне, с болью, солью и надрывом, а потому очень убедительно и пронзительно. Альбом трогает и впечатляет, надолго запоминается и нередко вспоминается даже после завершения своего воспроизведения.
Ну а самая выгодная фишка Дивизора это, конечно же, вокал Бориса. Музыкант эффектно даёт понять, что он давно в курсе того, чем так хороши Ник Кейв и Джим Моррисон, и его «так красиво, что не хочется засыпать» из трека “Нити” можно отнести к музыке и вокальным дорожкам Дивизора. Дымная, почти пост-апокалиптическая романтика Бориса делает его релиз приятным и притягательным, в каком-то смысле даже сближая его с группами вроде Agenda. Ведь в понимании музыканта, человек звучит не столько гордо, сколько грустно и горько, а свои изыскания на интересующую его тему homo sapiens Борис проводит, словно скальпелем выковыривая из подкорки все наши потайные травмы и грязные секреты. «Да, широк человек, иногда даже слишком широк, я бы сузил» - словно повторяет вслед за Достоевским музыкант, но в то же время не старается перечеркнуть прекрасное в человеке и смешать его с грязью. Напротив, всячески показывает и утверждает величественное и чуть ли не божественное в каждом из нас.
А на главный вопрос экзистенциальной философии “Что есть человек?” Борис даёт очень интересный и поэтичный ответ, и звучит он так: «сотни галактик на двух, не узнавших как же они прекрасны». Что ж, звучит пусть и не слишком оригинально, но красиво и доходчиво. Мне определённо понравился подход музыканта и лирические находки авторов текстов, а в целом альбом стал для меня философским аналогом “убийственных баллад” The Bad Seeds. Всё так же красиво, тонко и романтично, но уже не про дикую розу, столь прославившуюся с лёгкой руки Кайли Миноуг, а про наши обычные, серые и повседневные дела, в которых автор увидел столько смысла, глубины, красоты и завораживающего великолепия. Мне понравилась честность и простота “Человека”, и я от души говорю этому альбому: «Ecce Homo». Хороший альбом, не лишённый мелодичности.