ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Дендрарий "Записки Сумасшедшего"

Дендрарий "Записки Сумасшедшего"

02-08-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДЕНДРАРИЙ
Релиз
“ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО”
Год
2018
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия

Может ли взрослая музыка быть юмористической? Собственно, почему бы и нет – были же Чехов, Зощенко, даже сам великий мрачный Достоевский мог писать с юмором, в конце концов, ирония и сарказм – это последнее прибежище уставшего от грубости окружающих ландшафтов тонкочувствующего человека. Вот и сегодня перед нами именно такой коллектив, который добавляет в коктейль влияний таких групп, как Аквариум, ЧАЙФ, Сплин и Несчастный Случай собственную иронично-выстраданную улыбку по отношению к жизни.

По большому счёту особой юмористичности у Дендрария нет – по крайней мере она совсем не такая, и проявляется не так, как у Интры, E1NS или того же Несчастного Случая с его КВН-шуточками – ребята играют мягче, обходительнее, не напряжно, давить интеллектом и заставлять смеяться не собираются, а просто дышат полной грудью, стараясь увидеть максимум хорошего в разноликих явлениях среды, к чему призывают собственным примером и слушателей, подспудно как бы напоминая, что хорошая шутка – это результат тонкого и внимательного анализа.

Уже титульный трек хорошо демонстрирует почти все основные фишки команды, в том числе смесь грустного и весёлого, а слегка разухабистое, размашисто-отчаянное “та-та-тарара-та-да-ты-ды, та-та-тририри-та-да-ты-ды” переходит в интеллектуальный монологический рок с упором на стихи и с эффектным контрастом тяжёлых, ревущих и более вкрадчивых, “текстовых” частей. Музыкальная составляющая хороша хотя бы тем, что обладает явно цепляюще-напевной мелодичностью, а вокал запоминается, но не выходит за рамки народных стандартов Зощенко.

Песни напоминают неторопливые, достаточно эмоциональные рассказы интеллигента-путешественника, который ездит туда и сюда, неспешно потягивает чай-пиво-коньяк-кофе, наблюдает за происходящим вокруг и создаёт песни, которые сам себе мысленно и напевает. Ритмичная “Города” переходит в жгучую балладу “Место под солнцем”. Вокалист старательно чеканит слова, но всё равно остаётся очень понятным, радушным “в доску парнем”, которого без проблем можно хоть выпить позвать, хоть дорогу подсказать попросить.

Рок-н-ролльный задор и ритм-н-блюзовый напор “Не говорила”, адекватное использование разных звуковых фишек, приятно литературные тексты и располагающий тёплый голос фронтмена – это и есть Дендрарий. Фронтмен рифмует слова очень ловко и отнюдь не напоминает персонажа сказки про Незнайку с его “я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик”, а разит не в бровь, а в глаз своими то саркастично-социальными, то романтичными, то пейзажными, а то и просто философско-рефлексирующими виршами.

Глубокомысленный блюз “Ночь босиком”, который, кстати говоря, является кавером на Зимовье Зверей, переходит в отвязный (и какой актуальный! – “утром в банк, вечером в танк повышать свой танковый ранг”) рок “Танки”, затем сменяется фломенко-созерцательностью “В городе пахнет весной”, снова балладно провисает в треке “Разбилась мечта” и изо всех сил взрывается в парадоксально-самоироничной песне “Свадебная”. Забавно слышать, как вокалист в образе путешествующего интеллигента представляет себя “засидевшейся в девках” мадам, распускает косу, трясёт рябину, вышибает из глаз искру и слёзы. И всё это в околофолковом стиле Калевалы-Ладушки и с лёгким флёром Верки Сердючки - огонь!

Нирваноподобные риффы вкупе со скрипом иглы о пластинку и жизненный текст “Игрока на нервах” заходит прямо в мозг (так и хочется подпеть, а попутно, гм, что-нибудь эдакое подпить, по-гагарински махнуть рукой и сделать наконец то, что давно хотел, но откладывал из соображений лояльности к делам, нуждам или мнению окружающих), а финальная “Никого ничем не удивишь” растекается жирной кляксой, которая наверняка станет началом интереснейших приключений у тех слушателей, которые уделили “Запискам сумасшедшего” достаточно внимания.

Вряд ли стоит проводить параллели между “Записками сумасшедшего” и оззиковским “Diary Of a Madman”, скорее тут речь идёт о “Палате номер 6” и о соответствующей эстетике. Есть теория, что всё в нашем мире это волны, атомарно-молекулярные вибрации, и нас радует исключительно то, на что мы внутренне настроены и чему соответствуют наши метафизические колебания – так вот, рецензируемый диск запал мне аккурат куда-то в подсознание и совпал с моим размеренным летне-осенним сплином на все сто, а в итоге и порадовал, и вдохновил, и повеселил, и подбодрил, а тёплые рифмы надолго засели в подкорке.

“Была-не была, мы отложим дела,
Выйдем из дома в чём мать родила,
Ты в маске дракона, я летучая мышь,
Но никого ничем не удивишь”

(c) Дендрарий – “Записки сумасшедшего”

Замечательный жанровый калейдоскоп, потрясающее чувство стиля, очень взрослые взвешенность и размеренность, неплохие инструментально-композиционные навыки – итог достаточно предсказуем: новейший альбом этого подмосковного коллектива вышел свежим, добротным и вообще по-рок-н-ролльному одухотворённым и осмысленным. Кавер и две чужие песни (Авторами “Свадебной” и “Игрока на Нервах” являются коллеги Дендрария из Подольска А.Быковский и О.Тамман соответственно) идеально вписались в диск, дополнив и разнообразив и без того интересные и разнообразные идеи авторов.

Обойдясь без излишней кустарщины и гаражности, ребята записали пластинку, которую действительно можно воспринимать как путешествие по жанрам, судьбам, отголоскам любимых групп, и, кстати говоря, путешествовать под такие песни в реальности и безо всяких аллегорий тоже должно быть в высшей степени приятно и интересно. Мне кажется, у этой группы есть шанс стать любимой даже среди металлистов-интеллектуалов, как это некогда произошло с рок-коллективом под названием Високосный Год, а это о многом говорит – такая универсальность является ещё одним весомым аргументом в пользу значительности рецензируемого компакта.