ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Existenter "Existenter"

29-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
EXISTENTER * * * * *
Релиз
“EXISTENTER”
Год
2024
Стиль
Modern rock / alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Курск

После внушительной череды синглов курские экспериментаторы из Existenter со своим новоприобретённым вокалистом Андреем Тереховым возвращаются с полноформатником, и это снова вызов и испытание для всех. Они не устают исследовать возможности собственного разума и его потенциал в преломлении привычных музыкальных путей и троп, и сегодня у нас именно тот случай, когда на вас снизойдёт настоящая лавина звука, и от неё будет абсолютно негде укрыться.

И в итоге у них действительно получилась самая настоящая саунд-глыба. Шквал, фонтан искрящего экзистенциальными парадоксами сознания. Тут чувствуется и опыт музыкантов, и их невероятная сыгранность, и смелость их идей, но ничто из перечисленного не кажется нарочитым, надуманным или слишком выпирающим. Напротив, всё очень органично и целостно. Группа решила как бы начать всё с чистого листа, и именно об этом намекает своим слушателям названием нового лонгплея.

И это очень мощное и концентрированное начало. Пять треков с этого альбома внимательные слушатели, и я в том числе, уже слышали в виде синглов, но теперь перед нами целых пятнадцать композиций, и тут будет чему удивиться, чем проникнуться и где заблудиться словно в джунглях. Как говорят сами музыканты, “Existenter” – это альбом, который призван продемонстрировать текущий стиль и новое лицо группы, он дает мощную отсылку к самой сути существования человека, и на поверку всё именно так и оказывается. Музыкальный челлендж в виде альбома.

Я начинаю слушать диск с открывающей его “Street Walk Pt.1” и погружаюсь в совершеннейший шок. Да, тут есть гитары и намёк на метал-прошлое группы, но электроники и поп-гармоний в данном случае столько, что их можно носить вёдрами, и останется ещё пара цистерн. “Street Walk Pt.2” со своим речитативом и пружинящим хип-хоп-саундом даёт понять слушателю, что никаких границ у фантазии и экспериментов тут не будет, а нас ждёт самый настоящий взрыв сознания и вынос мозга (в хорошем смысле, конечно же), но и это ещё не предел.

Если обратить внимание на тексты этих двух треков, на которые Existenter, кстати, планируют снять клипы, становится ещё интереснее. Перед нами своеобразное переложение классической рок-оперы Savatage “Streets” на язык современной культуры и цифровых реалий 2024 года. У треков англоязычный текст, но понять сюжетные перипетии, раскрывающиеся там огненными цветами, не составляет большого труда, и я уже заранее предвкушаю, как это всё будет на видео: мальчик-идеалист, благородный бандит, словно из диккенсовских “Больших надежд”...

Немного разгружаем сознание под уже знакомый нам по синглу трек “Оставь былое” и снова ныряем в бездны пружинящей и почти дискотечной электроники “Nightmare”, которая лишь некоторое время спустя обрастает поддержкой рок-инструментария и наращивает мускулы гитарного драйва. И, кстати, кроме гитар и рокерской ритм-секции в данной вещи практически и нет ничего от традиционного рока. Разве что прозрачные аллюзии к Korn и Linkin Park, которые органичнейшим образом перекликаются с намёками на Morcheeba и Massive Attack.

Я слушал альбом и вспоминал, как впервые познакомился с творчеством финнов из Waltari на их дэт-метал-симфонии 1996 года. Тогда у меня был очень похожий когнитивный диссонанс, и я тоже очень удивлялся смелости и головокружительной безрассудности тех фриковатых саунд-гурманов. Ну а Existenter в пучины дэт-металла не бросаются, а просто скрещивают рок, альтернативный метал, поп, r’n’b, нью-эйдж и разные оттенки медитативной клубной электроники, вспоминая по ходу дела все свои любимые группы из самых разных жанров, но не копируя их дословно.

Красивая и контрастно-обжигающая то огнём, то холодом “Время пришло” доводит контрасты, присутствующие на альбоме практически до максимума, и местами там даже наличествуют отсылки к уже упоминавшемуся мной только что совсем в другом контексте дэт-металлу. Что ж, играть тяжело и агрессивно наши сегодняшние герои совершенно точно не разучились, но делать однозначный упор на одни лишь гитары они теперь не хотят, выискивая менее проторенные пути и менее однозначные решения.

Большая часть песен на альбоме – это призывы, манифесты и напоминание людям о том, что несмотря на все трудности всегда есть надежда на добро, любовь и какой-то чудесный и благополучный исход. На диске зашиты также пасхалки и отсылки к разным произведениям кино и к писателям, к разным группам и жанрам, и трек с фолковым названием “Река Смородина” очень эффектно всё это демонстрирует, играя гипнотическими вокальными линиями и почти восточными мелодиями, а в тексте размышляя о людях, подверженных опасной зависимости.

Авторы попытались вложить в свой альбом максимум искренности, экзистенциальности и это действительно частичка их души, их опыта и их мировоззрения. На диске много парадоксальных, не вполне типичных и от того ещё более жизненных историй, и рассказываются они таким образом, что поверить в то, что всё это было просто придумано, абсолютно невозможно. “Existenter” густо инспирирован реальностью, и это очень явно ощущается. Как будто музыканты решили разом вывернуть душу наизнанку, рассказать всё о себе и чуть ли не исповедаться.

Седьмой трек “Moriarty” удивил меня совершенно нетипичной для Existenter вокальной работой, а вообще сюрпризы на этом альбоме будут сопутствовать вам до самого финального аккорда, и вам придётся ещё не раз удивлённо вскинуть бровь, прежде чем мы дойдём до конца этого повествования. И именно такова, кстати, не имеющая с роком практически ничего общего “The Voice Of Your Soul”, только в своей финальной части выводящая на авансцену тяжёлые гитары, но даже там остающаяся какой-то удивительной вещью в себе, ничуть не теряя своей таинственности.

Есть во всём этом нечто от Orphaned Land, Bring Me The Horizon, Amorphis и даже от Blind Guardian, Paradise Lost и HOST, но все эти отсылки и аллюзии настолько прозрачны и легки, что не потревожат вас всерьёз, а лишь очень отдалённо будут ласкать ваши интеллектуальные и слуховые анализаторы своими призрачными вкраплениями, густо и основательно перемешанными саундом в духе Amaranthe-Waltari-Linkin Park-5 Seconds To Mars-Limp Bizkit-Billie Eilish.

“True Friends” напоминает о ценности настоящей дружбы, “Dance Party” стремглав бросает в самую гущу дискотечных вайбов и сумасшедших разборок на современных дискотеках и в ночных клубах, “Autumn Wind” надрывна и драматична (пожалуй, именно эту вещь стоит назвать эмоциональной кульминацией и хитовым апогеем альбома), а “Легенда” точно так же экспрессивна и характерна, но уже в медленном балладном регистре, где мы будет только рефлексировать, нежиться в гамаках ностальгии и раздумывать о минувшем.

Ну а финишную прямую альбома музыканты всё-таки сделали более привычной и умиротворяющей для слушателя, поместив туда как раз те вещи, которые мы с вами уже слышали в формате синглов (“Аму Хаджи”, “Новый день”, “Царь”). Есть возможность ещё раз вспомнить все эти треки, повспоминать год минувший и то как мы слушали их в 2023 году в сингловом формате (только “Герой” остался за бортом и не вошёл на альбом) и ещё раз поразмыслить о том, куда же зашли в своих жанровых исканиях Existenter и что там в итоге обрели.

Наши сегодняшние герои не идут за трендами и не следуют моде, они сами создают тренды, и их актуальный полноформатник тому живое и зримое подтверждение. Музыканты предлагают своим слушателям взглянуть на мир и на самих себя с несколько непривычного угла зрения, попытаться увидеть красоту там, куда до сей поры вы даже и не думали смотреть, и это у них очень даже получается. Диск стал для меня великолепным саундтреком для книг Эльчина Сафарли, Митча Элбома и Пауло Коэльо, и это действительно органичный и глубокий альбом.

В лазерных недрах “Existenter” экспериментов и новаторства так же много, как и просто хороших и запоминающихся песен, а восторг от поиска и нахождения зашифрованных музыкантами пасхалок наверняка заставит вас возвращаться к этому альбому снова и снова на протяжении очень долгого времени. Авторам удалось вместить в этот пятнадцатитрековый альбом все оттенки всех самых узловых экзистенциальных парадоксов, и в этом плане перед нами сейчас настоящая энциклопедия нашей жизни. Книга жизни. Книга для живых. Книга для тех, кто любит жизнь.