ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы I'm Fine "The Year Without Summer"

01-04-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
I’M FINE * * * * *
Релиз
“THE YEAR WITHOUT SUMMER”
Год
2024
Стиль
Gothic metal / doom metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Красноярск

Я очень люблю нестандартный подход к традиционным жанрам тяжёлой музыки, весьма котирую художественную и авторскую интерпретацию классических тем, и сегодня у нас именно такой случай. Готик-метал и апокалиптическая мистика от группы, которая называется I’m Fine и сделала обложкой своего альбома такой крафтовый и нестандартный (только краски, только тру-живопись!) арт, нарисовал который, кстати, самолично фронтмен группы Андрей Арефьев, уже самим фактом своего существования наводит на большие и интересные мысли, и в итоге у них на альбоме всё здорово и интересно ровно настолько, насколько это в принципе могло бы привидеться самому смелому и далеко идущему воображению. Готик-метал на грани с атмосферным дум-металлом, отчасти пост-металлом и меланхолик-металлом, но I’m Fine больше, чем жанр и жанры.

В центре повествования в данном случае находятся загадочные события первой половины XIX века. Похолодание в Европе, наступившее в результате извержения вулкана Тамбора на острове Сумбава в Юго-Восточной Азии. Эта тема многократно поднималась и затрагивалась конспирологами всех мастей, в своих исследованиях связывающих воедино похолодание, войны по всему земному шару в течение почти всего XIX века, отложения пепла, найденные японскими исследователями на горе Белуха, датируемые 1842 годом, засыпанные минимум в этаж, а местами намного больше здания по всему миру, отложения радиоактивных элементов в коре деревьев, и много других моментов, собранных в единую картину.

Музыканты, как будто подражая нашему великому эсхатологическому пессимисту Д.С.Мережковскому, фантазируют на тему фактов и исследований по поводу апокалипсиса XIX века, но не делают однако никаких явных привязок ни к каким конкретным датам и событиям, а по музыке перед нами нечто в духе утяжелённого готик-рока The Garden Of Delight, к которому добавляется что-то вроде хаотичного и шквального дума в традициях In The Woods…, Green Carnation, Avrigus, Novembre, а в какой-то степени и Anathema времён “Eternity” и “Alternative 4”. Красивые инструментальные переливы, вдохновенные гитарные соло (“Still On The Way”), прекрасный инструментал “Seasons Of Disaster”, и всё это грузно, мощно, обречённо и красиво.

И неслучайно мне в самые первые секунды знакомства с I’m Fine вспомнились другие наши соотечественники из Trust Ltd. и Монотеист (как минимум, необычное название и лампово-рукотворное оформление релизов наводит на такие мысли), на деле всё именно так и есть – у этих групп действительно достаточно много общего, а самое главное, что их роднит и объединяет, это очень творческое, нестандартное и свободолюбивое отношение к своему жанру. Обречённая атмосфера, плачущий, зовущий и буквально сочащийся болью вокал (местами мне в голосе фронтмена слышались даже интонации My Dying Bride и Inner Missing), красивые тексты на русском и английском (у англоязычных композиций с альбома есть свои русскоязычные побратимы), и всё это очень глубоко и сильно.

Так The Gathering когда-то максимально расширяли понимание дум-металла, а Inner Missing вносили собственные наброски и трактовки в готик-метал, и всё это по-настоящему интересно и хорошо. Ну а I’m Fine свободны и концептуальны, а их альбом “The Year Without Summer” действительно представляет собой большое повествование, где все композиции связаны в единую канву, являясь продолжением друг друга, но альбом не ограничивает воображение и ассоциации слушателя вкладываемыми в тексты образами, а наоборот приглашает его сделать свои собственные выводы и даёт возможность самому поразмышлять на заданную тему. То, что было или могло быть, вполне может произойти снова – именно об этом говорит Мережковский в своей поздней книге “Тайна Запада: Атлантида-Европа”, и рецензируемый альбом тоже именно об этом.

На диске можно найти отсылки к Лавкрафту, цитаты из стихотворения Сары Тинсдейл и другие интересные «пасхалки» вплоть до самоцитат (в инструментальной композиции присутствуют фрагменты других композиций I’m Fine), а мне очень понравился нежный и вкрадчивый “November”, пришлись по душе скрытые отголоски Antimatter, The Gathering, Trees Of Eternity и The 3rd And The Mortal, которые то и дело как будто проступают на альбоме, а ещё больше впечатлила закольцованная структура повествования, когда эпилог в виде самого последнего трека “Sands Of Time” вновь возвращает слушателя к началу альбома. В треке описывается связь автора с героем через сны, его желание разобраться и понять, что же произошло в том мире, который ему снится, его намерение снова туда попасть.

И, кстати, забавный факт. Когда-то очень много лет назад у меня тоже была дум-метал-группа, и называлась она Небо Ноября (именно так в русскоязычном варианте звучит название трека “November” I’m Fine). Мне тогда, в 90-х казалось, что нет ничего глубже, трагичнее, антиномичнее и свинцово-безысходнее именно ноябрьского неба, и именно оно идеальным образом подходит для того, чтобы стать в итоге названием хорошей дум-метал-команды. Что ж, моя группа так и не стала великой, а большинство моих замыслов так и остались замыслами прошлого века, но, как свидетельствует реальность, те же самые идеи продолжают витать в воздухе, и время от времени они проявляются в нашем зримом и материальном мире, напоминая всем нам о себе.

У I’m Fine же “November” – это время после смерти, временная петля, где герой снова и снова переживает тяжелый период, не в силах вырваться, раз за разом испытывает чувство вины и отчаяния. И мне в этой связи хочется процитировать одного из героев недавно вышедшего фильма с Энтони Хопкинсом “Одна жизнь”: «Никки, ты же понимаешь, мы не можем спасти всех. Ты должен простить себя за это». Мы действительно должны уметь прощать себя и отпускать чувство вины и сожаления. Слишком часто эти чувства становятся тем самым адом, который перечёркивает нашу жизнь и превращает её в кромешный и неизлечимый кошмар, отнимая у нас возможность творить, развиваться и помогать близким. Перед нами очень глубокий и сильный альбом, который напоминает нам как раз об этом и учит этому.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz