ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Planet Light "Planet Light"

15-10-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
PLANET LIGHT * * * *
Релиз
“PLANET LIGHT”
Год
2024
Стиль
Psychedelic Rock / Progressive Rock / Alternative Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Белоруссия, Минск

Этот интересный минский коллектив существует пять лет, а интересен он, помимо прочего, ещё и тем, что ребята под руководством мультиинструменталиста Сергея Шишигина дико фанатеют по Pink Floyd и даже не пытаются этого скрывать! На обложке сообщества Planet Light Вконтакте они позируют в футболках англичан, и отсылки к создателям “Тёмной стороны луны” явно читаются в музыке команды, однако одним только пинкфлойдом музыканты не ограничиваются, представляя в итоге некий коктейль из прога, арт-рока, психоделии, альтернативы, гаражного инди-рока и ещё чего-то с лёгким привкусом блюза и фолка.

Расслабленные, по большей части акустические гитары, достаточно отстранённый, но в то же время располагающий к себе вокал, душевные и всегда крайне упоительные соло – их второй полноформатник буквально создан для того, чтобы рефлексировать, релаксировать и наслаждаться осенним увяданием природы, растворяясь в текущем моменте и забывая обо всякой спешке и тем более суете. Изначально в их жанровой палитре присутствовало немало эмбиента, и определённые отсылки к его погружающей в себя размеренности по-прежнему никуда не делись.

Альбом воспринимается как вкрадчивый и неспешный рассказ в красивую звёздную полночь, когда тебе хорошо, ты наедине со своим самым близким другом, и даже звёзды, кажется, внимают только вам. Всё очень тихо, лампово, медитативно, доверительно и камерно, а я по ходу прослушивания данного опуса вспомнил, как в школьные годы мы с товарищем любили выйти вечером на балкон с гитарами и там что-то наигрывать и импровизировать. Не всегда это было очень круто и далеко не всегда звучало идеально, но атмосфера была просто божественная.

Вот так и Planet Light ковыряются в нотах, переговариваются с помощью своих инструментов, делятся важным, интимным и сокровенным, и всё это напоминает разговоры лесных цветов в майскую полночь, беседы придорожных камней и сырые репетиционные демо старых психоделических команд. И про блюз и фолк я, наверное, всё-таки загнул, но, тем не менее, есть что-то такое в этом альбоме, что роднит его и с Диланом, и с Simon And Garfunkel, и с каким-то балдёжно-атмосферным блюзом 70-х, да и не в стилях как таковых в данном случае дело – здесь авторы делятся с нами своими переживаниями, и именно они в данном случае первостепенны.

Ну а с великими гуру рок-психоделии из Pink Floyd наших сегодняшних героев роднит, в первую очередь, их любовь к пространным, как будто выпадающим куда-то за пределы пространства и времени импровизациям, а также потрясающая винтажная расслабленность 70-х, которой было так много на живых выступлениях Grateful Dead, Jefferson Airplane и других подобных команд психоделического толка. Всё очень сочно, объёмно, атмосферно и с массой эмоций, но в то же время совершенно безо всякого форсирования чего бы то ни было.

Четыре года отделяет нынешний одноимённый с группой полноформатник от их дебютного лонгплея “Distance”, но на самом деле расстояние между этими релизами просто космическое, а отстоят они друг от друга на многие сотни световых лет. На “Distance” все композиции были только инструментальными, записывались Сергеем в одиночку, а в стилистическом плане там то и дело вырисовывались эксперименты в русле эмбиента и электроники. Гитары в те годы звучали, у Planet Light почти в гранжевом ключе, что особенно заметно в “Underline” и в “Emptiness”, а попутно вырисовывалось что-то в духе кантри и даже винтажные лордовские органы с привкусом The Doors в треке “Lost”.

Но Planet Light это совсем не Electric Light Orchestra и не The Doors, да и, в общем-то, не Pink Floyd – ребята нашли свою собственную музыкально-стилистическую нишу и с удовольствием осваивают её, не гонясь за какой-то показной оригинальностью, а просто наслаждаясь всем происходящим и явно получая от этого огромное удовольствие. Здесь не важна цель – имеет значение только сам путь и то, как наши сегодняшние герои звучат в процессе развёртывания своих музыкальных смыслов, хотя смысла как такового во всём этом может быть не сильно много.

И мне действительно слышится что-то очень блюзовое и расслабленное в открывающей альбом “Up to the rooftop”. Как будто тёплая компания олдовых хиппи отправилась в дорогу на своём видавшем виды грузовичке, но нет – здесь не та дорога и не то путешествие. Наши сегодняшние герои взбираются на крышу, чтобы стать ближе к космосу. Местами, как например, в “Feeling” альбом настолько прост и незатейлив, что возникает ощущение, что слушаешь какой-то кантри-рок 60-х, однако именно в этой расслабленности в данном случае и заключается удивительное очарование этих путешествий, столь нежно пропагандируемых странниками из Planet Light.

Их сравнивают с древней амфорой с вином, и я с этим полностью согласен в том плане, что своя особая атмосфера у коллектива определённо присутствует, и на их выступлениях всегда ощущается какая-то специфическая магия, что заметно даже просто по фото с концертов. Их релизы выходят на CD и на кассетах, и всё это на самом деле самый настоящий ламповый винтаж, который было бы лучше воспринимать на физических носителях и на больших колонках адекватной hi-fi-аппаратуры.

Именно в этом случае вы сможете почувствовать всё непередаваемое волшебство их антуража и погрузиться в океаны аудио-нюансов Planet Light и их музыки, под аккомпанемент которой даже дыхание переходит на другой темп, все мышцы, не исключая перенапряжённых лицевых мимических мускулов, расслабляются, а в душе воцаряется целительная невозмутимость. Здесь не про счастье, здесь про покой и созерцание предельной красоты запредельного, и в этом смысле актуальный диск Planet Light можно воспринимать как саундтрек, чего не исключает даже перманентное присутствие на альбоме вокальных дорожек.

Альбом записан достаточно чисто, все инструменты хорошо слышны, перехлёста регистров нигде не наблюдается, но всё равно во всём этом есть какая-то сырость, несобранность и чуть ли не подвальность. Что-то странное, аляповатое, неправильное и радикально антисовременное постоянно следует за ритмами и мелодиями Planet Light, и хотя я не могу сейчас объяснить, в чём конкретно заключается в творчестве группы вот эта сырость, она совершенно удивительным и парадоксальным образом просочилась даже в стилистику данной рецензии и в построение моих предложений, что читатели уже, наверняка, почувствовали не единожды.

Музыкальные треки, максимально приближенные к медитации, – вот что представляет собой этот одноимённый с группой лонгплей, и название в данном случае даёт нам однозначно понять, что для команды это новое начало и преддверие какого-то большого и увлекательного путешествия. Planet Light уверенно мигрировали из формата one-man-проекта в полноценную рок-группу, и теперь с удовольствием представляют нам первое полноформатное свидетельство такого перехода. Получилось вполне в духе Pink Floyd, Jefferson Airplane, Led Zeppelin и Grateful Dead, но всё равно очень авторски, по-своему и не похоже ни на одну из этих групп.