ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Солнце Находит Себе Глаза "Есть только миф"

23-05-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СОЛНЦЕ НАХОДИТ СЕБЕ ГЛАЗА * * * * *
Релиз
“ЕСТЬ ТОЛЬКО МИФ”
Год
2023
Стиль
Psychedelic rock / atmospheric rock / punk rock / indie rock / alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Республика Беларусь, город Минск

«Есть только миф между прошлым и будущим, и именно он называется жизнь» - поётся в известной песне (там ведь и правда про миф было, верно?), и именно об этом решили нам рассказать сегодня участники белорусской группы Солнце Находит Себе Глаза на своём четвёртом полноформатном альбоме. Каждый раз в студии они были новыми и разными, за экспериментами дебютника последовала едкая повествовательная ирония альбома “В костях у сказки”, который я с упоением слушаю и переслушиваю вот уже два года, ну а сейчас они снова предстали с новой и неожиданной стороны, подтвердив репутацию эзотерических хамелеонов. Да, похоже, непостоянство и желание каждый раз пробовать что-то новое у них в крови, но а помимо этой своей ветренности наши ребята всегда отличались особой атмосферой, и сейчас не изменили себе – атмосферы в их новой работе более чем достаточно, и она говорит сама за себя.

Никакой поверхностной анекдотичной иронии, никаких намёков на продолжение абсурдно-бредовых, но таких забавных инсинуаций прошлого опуса, а вместо этого очень ровный, серьёзный, концентрированный и атмосферный поток сознания на тему важного, глубокого, универсального и всеобъемлющего – вот что ждёт нас с вами в недрах их новейшей работы. Музыкальная составляющая на их нынешнем диске стала увереннее, объёмнее и разнообразнее, а трансляция смыслов перешла на качественно новый уровень, которого у этого коллектива ещё не было никогда. Я слушал “Есть только миф”, проникался его эзотерическими флюидами и вдруг понял, что их предыдущий полноформатник был всего лишь прелюдией и подготовкой к вот этому новому, серьёзному и по-серьёзному ироничному, а сама деятельность Солнце Находит Себе Глаза серьёзна и глубока, даже в свои самые стёбные и какофоничные моменты.

И всё это особенно интересно и удивительно, поскольку, по словам музыкантов, материал для их нынешнего лонгплея был написан ещё до релиза “В костях у сказки”. Что ж, я никогда не сомневался, что они действительно могут и умеют писать по-настоящему значительные вещи, и теперь они как раз этим и занимаются. Размеренные медитации под музыку получаются у этих ребят всё более всеобъемлющими и поглощающими, темы, которые они поднимают, всё увереннее царапают древние корни мироздания, и с каждым разом это звучит всё более интересно и универсально. Они заставляют задуматься, прочищают рельсы ментальных коммуникаций в голове, и всё это ценно, важно и по-своему прекрасно. Мир, покой, тайны вселенной, а где-то над всем этим вербально-инструментальным великолепием парит голос их фронтмена, словно беседующий сам с собой о курьёзах бытия.

Их мифы могут выглядеть пугающе, гротескно, а в отдельных моментах альбома даже почти некрофилически, но на то, собственно, это и мифы, чтобы использовать самые неожиданные и радикальные средства языковой выразительности для своих целей. Форма выражения смыслов в данном случае изначально нацелена на то, чтобы спровоцировать эмоциональный отклик и вызвать поток ассоциаций, и со своей задачей музыканты в компании с транслируемыми ими повествованиями справляются на все сто. Их истории нетривиальны, жизненны, проникнуты личным опытом и в то же время будоражат сознание, а местами даже способны вгонять его в ступор своей смелостью и реалистичностью, и всё это вполне умещается в рамки задачи вывести разум слушателя за пределы его зоны комфорта и побудить к трансцендированию в сферу чистых идей и такого же чистого, ничем не замутнённого сознания.

А главное отличие нынешнего диска от прошлого лонгплея заключается в зрелости и продуманности аранжировок. Они на самом деле вышли на более высокий уровень, и теперь стали многослойны и загадочны, словно луковая плантация. Женский вокал с гармониями в духе позднего Tiamat в “Пиноккио”, объёмные вибрации нью-эйджа в открывающей диск “Сказка зовёт гостей” и следующей за ней “Яд русалок” - альбом у белорусов получился очень зрелый и самоидентичный, но, впрочем, даже на такой ровной и серьёзной пластинке как “Есть только миф”, тоже хватает своих неожиданностей и сюрпризов. Совершенно панковская “Мёртвая принцесса” удивляет и улыбает одновременно (да-да, то, что они могут быть такими хулиганами, я очень хорошо запомнил ещё во времена их дебютника), а пружинящее дарк-электро “Деревьев” напомнило мне “I’m Scared Of…” от Fading Colours и Killing Ophelia с их “Last Vision”.

Можно ещё отнести к экспериментам почти бардовского “Демона” и горькую депрессивную балладу “Острова” с её тягучей, словно затягивающей в болото атмосферой, можно назвать экспериментом отсылки к пост-панку и готик-року в “Немийской роще”, но это, наверное, будет уже перебор. Не всё, что слегка выходит за рамки фоново-убаюкивающего психоделик-рока, является в данном случае экспериментом уже по той одной простой причине, что сам этот психоделик-рок по самому своему определению экспериментален. Будь то незатейливый рок-н-ролл “Словами” или хтонический инструментал “В темноте родилась сказка”, всё это про космос, про душу, про невыразимые антиномии и про парадоксы нашей жизни. Возможно, этому альбому всё-таки слегка не хватает целостности, и в силу этого он звучит несколько лоскутно, однако вне такой импульсивности Солнце Находит Себе Глаза вряд ли может существовать – таковы уж они.

Ну а если с кем-то и чем-то всё это сравнивать, то я бы сказал, что перед нами Grateful Dead с оттенками позднего Tiamat и местами Lucyfire, но с непременным привкусом трайбл-этники и эмбиента, что особенно сильно ощущается в открывающих альбом треках “Сказка зовёт гостей”, “Яд русалок” и “Деревья”. Медитативный spoken word-стиль перемежается тут с более традиционными песенными треками, угрюмая меланхолия неожиданно сменяется безудержным весельем и юношеским раздолбайством, а великие и вечные истины порой выдаются как будто совершенно между делом. Зачем всё так тут делается и почему? Я думаю, каждый, кто всерьёз учился в университете или в аспирантуре, такую подачу без проблем поймёт, а попутно с ностальгией и доброй улыбкой вспомнит свои самые счастливые студенческие годы. Творчество этой группы про дерзновение экспериментатора, про поиски и про кипение в мозгах разнообразной информации, и в этом смысле всё это здорово и прекрасно, потому что напоминает о юности и её горячей, не терпящей компромиссов жажде предельных пределов.

И не случайно ещё старина Платон утверждал, что миф есть особое средство описания действительности, редкий и тонкий инструмент, с помощью которого можно говорить о вещах неизъяснимых и недоступных для вербального выражения с помощью научных дефиниций –своим новейшим творением группа Солнце Находит Себе Глаза очень убедительно продемонстрировала справедливость данного утверждения. Они говорят о предельном и невообразимом, порой шутят, иногда откровенно юродствуют, время от времени делают всё на вполне себе серьёзных щах, но каждый раз так или иначе стараются чуть ближе подойти к пониманию великих тайн нашего мира. Перед нами удивительный и мистический альбом, который может понравиться как поклонникам христианской мистики и писаний преп.Дионисия Ареопагита, так и просто всем, кто интересуется запредельным, астральным и психоделическим на самом повседневном и бытовом уровне. Для меня это просто восхищение и восторг.