ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Ртуть "31.02"

06-05-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
РТУТЬ * * * *
Релиз
“31.02”
Год
2024
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Почти пять лет я ничего не слышал про питерскую певицу Сашу Ртуть. В сентябре 2019 года я написал рецензию на её альбом ”Мои пьяные клавиши”, а немного раньше на замечательный, слегка ироничный клип “Очень осень” и на альбом “Элемент 80”, ну а сейчас Александра возвращается со своим новейшим полноформатником, и перед нами вновь что-то необычное и интересное в её фирменном стиле, что становится понятно уже по «цифровому» названию релиза. Альбом создавался долго и непросто, в группе менялся состав, случались разные настроения и треволнения, но в итоге всё получилось. И появился в конце концов не просто диск – почти крестраж.

А вот по звучанию пластинки её кризисность и многотрудность совершенно не ощущается, и, судя по открывающей альбом композиции, Саша решила примерить на себя амплуа принцессы рока и взялась работать именно в этом необычном направлении. Ну а что, металлических королев у нас было уже несколько (кто только ни претендовал на эту роль от Lee Aaron до Doro), цыганская королева была (я имею ввиду немного подзабытую сегодня группу Gypsy Queen), а вот титул принцессы рока, если мне не изменяет память, на данный момент всё ещё остаётся вакантным, а по сему – почему бы не попробовать его экспроприировать!

Чем, собственно, и занимается сейчас группа Ртуть во главе со своей вокалисткой Александрой в первом треке альбома с таким удивительным календарным названием “31.02”. И первое, на что обращаешь внимание, когда звучит открывающая альбом композиция, это очень тяжёлый и рокерский саунд, в который эффектно вписывается нежный и пластичный голос Александры. Эта вещь звучит так изящно и элегантно, что я невольно поймал себя на мысли, что ничего более грациозного я, пожалуй, не слышал со времён подражавших The Cranberries наших рокеров из Маша и Медведи.

Тяжёлые гитары, отличные соло, плотный саунд, и всё это с игривым и искрящимся голосом Александры, при первых же нотках которого вы, наверняка, тут же вспомните её лучистую улыбку и хитроватый прищур из упоминавшегося уже сегодня клипа. И в случае если вас впечатлит эта вещь, остальные десять треков альбома тоже, скорее всего, порадуют и оставят очень приятное впечатление. Вторым номером на альбоме следует такая же неспешная и атмосферная, даже, пожалуй, ещё более контрастная “22”, за ней идёт и вовсе балладная уже “Триада”, и между этими полюсами альбом и будет фосфоресцировать на протяжении всего своего хронометража.

Пронзительный, невероятно чистый, временами как будто вознамерившийся потягаться в пронзительности и чистоте с самой Жанной Агузаровой голос, интересные, совершенно ненавязчивые тексты, приятные аранжировки с ориентиром на хороший западный рок 90-х в духе тех же ирландских «клюковок», неожиданные аранжировочные решения и занятные вокально-звуковые вставки то там, то здесь, и вот результат – этот альбом очень интересно слушать, а такие простые в общем-то и даже незатейливые песенки в итоге воспринимаются очень живо и ярко.

Удивительно наблюдать, как сразу преображается и меняет эмоциональную окраску голос Александры в “Триаде” и в “Самолётике”, как неожиданно вклиниваются тяжёлые и напористые гитары даже в самую прозрачную меланхолию, и как тяжелы они могут быть, а хулиганский бас знай себе экспериментирует с ритмом, зазывая в эти таинственные дали и ударные. Гитарам же просто ничего другого не остаётся, как соответствовать такой неформатной эклектике и задорно пританцовывать в такт, как это происходит, например, в треке “Измена”, уверенно искрить в “Зову тебя”, а затем уступать место нежности и меланхолии в финальной пиано-балладе “Нафталин”.

Их лёгкость на самом деле напомнила мне мечтательность классических The Cranberries, но сегодняшние Ртуть сводить к «клюковкам» уж точно не стоит. Они разнообразнее и самобытнее, а в их звуковой палитре можно находить самые разные элементы от отсылок к Вилли Винки до цитат из Cardigans и чуть ли не блюзовых фантазий в “Алисе”. Голос Александры чарует и очаровывает, а её тексты заставляют задуматься о большом и вечном не меньше, чем книги Сафарли и Элбома, в то время как дерзкие рок-провокации в таких треках как “Ложь” тонизируют и бодрят не хуже утреннего кофе.

На альбоме очень много атмосферной лиричности в духе трека “Незачем”, и альбом в целом тоже во многом кажется именно меланхоличным, но его не назвать грустным, блеклым или однообразным. Свою рефлексию и светлую печаль музыканты выражают так искристо и почти фанково, что она тут же превращается в кусочек летнего солнышка и настроение тоже создаёт соответствующее – размышлятельное как роман Воннегута, но игривое как солнечный зайчик, пущенный кем-то весёлым и лишённым предрассудков. Очень интересный и необычный альбом с интересным сочетанием вокала/инструментала и не менее интересными лириксами.

Гимн пустому множеству 31 февраля, несуществующей, но такой притягательной утопии получился у группы Ртуть просто великолепным. С одной стороны, перед нами всё тот же самый незатейливый рок, который так старались продвигать все, кому не лень от Ранеток до Ночных Снайперов, а с другой – это очень авторское и самобытное его понимание, которое может прийтись по душе даже самым взыскательным меломанам и гурманам от рок-музыки. Ртуть изобретательны и креативны, а в результате даже самые простые и элементарные рок-квадраты они исполняют как-то очень по-своему и в своём собственном «ртутном» стиле.