07-08-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
После ряда удивительных и сумасшедших экспериментов воронежские певцы цинизма и реализма из Tyler Durdenn возвращаются со своим очередным, вот уже третьим по счёту полноформатником, и тут у нас отнюдь не “Сны самоубийц” и не “Лики свободы”, это уже совершенно другие «тайлеры» и совершенно другая глава в истории данного коллектива. Нет никаких сомнений в том, что перед нами всё та же самая команда и всё та же предельная честность с самим собой, но в этот раз всё оказалось как будто опрокинуто с ног на голову, и предстало в совершенно новом и удивительном свете, от чего у многих из наших читателей наверняка заболит вставная челюсть, а чайники засвистят и забьют в потолок паром даже в дали от газовой плиты.
Они бодры и креативны, новые и порой на самом деле достаточно неформатные идеи так и распирают их изнутри, и всё в совокупности это называется “Пепел космоса”. Что ж, это не просто “Game Over” Удо и не “End Of All Days” от Rage – Tyler Durdenn со свойственной им прямотой не желают сглаживать острые углы и честно говорят, что если случится-таки апокалипсис, то даже сам космос сгорит, а тихого уголка не получится отыскать даже у самых прошаренных и подготовленных из нас. И ведь они не просто призывают апокалипсис и не ждут его, они уже сейчас жгут и сжигают всё вокруг напалмом своего показного и как будто раскалённого реализма.
Альбом стартует с крайне неоднозначного и жёсткого трека “Хейтер”, и это действительно очень мощная и резкая вещь, где в ход идут даже колкие нецензурные словечки, а после него на слушателя обрушивается ещё более контрастный, жёсткий, гитарный и блещущий противоречиями трек “Ад на земле”, где всё буквально пропитано ядом, отвращением и презрением к деградирующему человеку. Маски сброшены, всё доведено до предельной конкретности, и всё это уже совсем не похоже на готику или стилизованный поиск смысла – тут другое. Тут жажда правды и радикальное нежелание мириться ни в чём с любой фальшью.
Tyler Durdenn в очередной раз продемонстрировали всем, что они категорически против полумер и эвфемизмов, и теперь это выглядит радикальнее, чем когда-либо. Они ловко жонглируют жанрами, бросаясь из крайности в крайность (тяжёлый и рокерский “Ад на земле” молниеносно переходит в ядерную и знойную электронику “Диванного эксперта”, а затем и вовсе рассыпается депрессивной меланхолией “Пасти чёрных небес”), открыто показывают всем, что не желают прикрываться ярлыками и надуманными стилистическими шаблонами, а вместо этого жгут, язвительно обличают и снова жгут, не оставляя ни одного живого места в окружающем их мире.
Конечно, внимательные слушатели уже могли услышать некоторые из песен, что вошли на этот альбом в качестве синглов, но даже их наверняка потрясёт альбомная совокупность треков, где не только появилось много новых и незнакомых вещей, но и прежние песни как будто обрели новую жизнь и новую силу в непосредственной близости от оттеняющих и как будто продолжающих их номеров. У “Пепла космоса” нет недостатка в концепции, хотя, наверное, в подлинном смысле концептуальным релизом его всё-таки не назвать, и он действительно до самых краёв наполнен экзистенциальными поисками, которые порой лихорадит в совершенно разные стороны.
Вероятно, все мои читатели давно привыкли к тому, что я жить не могу без сравнений, и в каждой рецензии у меня неизменно фигурируют целые хороводы разных групп-аналогий но в случае с новейшим диском Tyler Durdenn я не случайно дотянул аж до шестого абзаца, не приведя ещё ни одной музыкальной параллели. Что ж, отсылки к готик-року, без которых раньше не обходилась ни одна моя рецензия на творчество этой группы, мне уже совершенно не хочется сюда вставлять, а первая группа, которая пришла мне на ум, когда я слушал “Пепел космоса”, была далеко не безусловно любимая мной, но однозначно славная, громкая и одиозная The Prodigy.
Тем не менее, вряд ли можно описать рецензируемый альбом, используя какой-то один шаблон, уж слишком он разнообразен и многолик, а доказательство тому легко найти уже в первой его части. Пронзительная тяжёлая баллада “Они уже здесь” и медитативная, словно гипнотизирующая электроника “Пасти чёрных небес” бросают альбом в самую гущу экспериментов, но это только начало больших и удивительных катаклизмов, приготовленных создателями “Пепла космоса” для вашей психики и вашего болезненного эго. Они бичуют пороки современного общества не хуже, чем Slayer в своё время, и это в самом деле жёстко и жестоко.
Уже традиционная для группы чёртова дюжина новых треков воспринимается в совокупности не иначе как прогулка с Вергилием по дантевскому аду, и это очень даже похоже на ад. Вероятно, именно так ощущала себя мятущаяся душа господина Базарова, так мастерски описанного в своё время Тургеневым, да и вообще любой нигилист, циник, реалист или просто человек, алчущий и жаждущий предельной правды. Альбом страшен и глубок как бездонный чёрный колодец в такую же чёрную и беззвёздную полночь, а окунаясь в него, вдруг понимаешь, что то, что плескалось в его глубине, это совсем и вообще не вода – смола, нефть, копоть и гарь.
И когда зазвучала приближающая данный альбом к своему финалу “Скованные”, мне захотелось добавить к первой моей аналогии с The Prodigy ещё одну – традиционный в случае моих рецензий на Tyler Durdenn проект Lucyfire. Всё тот же рок-нролльный, насквозь проникнутый инфернальной эстетикой и самоироничными нотками Йохан Эдлунд, всё та же сдержанная “Sympathy for the Devil”, будоражащая умы рокеров ещё со времён The Rolling Stones и лёгкий привкус тиаматовских экспериментов времён “A Deeper Kind Of Slumber” и трека “Sixshooter”, и всё это многократно усиливается в сменяющей её “Отражение”, а затем расцветает буйными цветами болезненно-повседневной экзистенциальности в кинематографичной “Человек с пустым лицом”.
Tyler Durdenn выворачивают душу наизнанку в безбожном покаянии перед зеркалом, и это действо мне здорово напомнило одну из финальных сцен нашего знаменитого и классического, хотя очень мало цитируемого ныне романа Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”. Я ставлю “Пеплу космоса” 5 из 5 уже за один его замысел и за отдельно взятые “Они уже здесь”, “Мы ждали мир”, “Тень космоса” и “Тепло среди усталых льдов”. Всё-таки я больше всего ценю эту группу именно вот за такие глубокие и даже лиричные вещи (хотя однозначно лиричной ту же “Мы ждали мир” точно не назвать) и не перестаю надеяться, что однажды они запишут целиком светлый и мирный диск в духе этих моих фаворитов с их нынешнего лонгплея.
Ну а пока – давайте учиться жить с тем, что у нас есть и принимать тот жар полярных контрастов, что приготовили для нас на своём нынешнем диске Tyler Durdenn. Альбом действует как холодный душ и на самом деле весьма бодрит, что, вероятно, можно было бы тоже отнести к его плюсам и достоинствам. Сбрасывает маски и ярлыки, учит жить вне каких-либо гарантий и условностей, и, кстати, в этом смысле “Пепел космоса” можно воспринимать как целенаправленную философскую рефлексию на наш сегодняшний мир или, точнее, как попытку показать этот мир без лжи, фальши и без каких-либо искусственных прикрас. Называем вещи своими именами, смотрим в корень и срезаем «бритвой Оккама» все ненужные усложнения. И всё это очень стильно, ярко, броско и под хорошую, а кроме того весьма разнообразную музыку.
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N6 (2023). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz