ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Mifious "Shadow Play"

16-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
MIFIOUS * * * * *
Релиз
“SHADOW PLAY”
Год
2023
Стиль
Neoclassical / instrumental / gothic / darkwave
Лейбл
METAL RENAISSANCE
Страна, город
Россия, Москва

Участник этого таинственного неоклассического проекта Яков Босых очень любит музыку на виниле и с удовольствием издаёт свои собственные релизы в этом формате. Разговоры о звучании хорошей и правильной неоклассики на пластинках мы с ним вели ещё в 2016 году, когда, помнится, выходил его альбом “Phantasmagoria”, который был тогда доступен и на CD, и на виниле, но с немного отличающимися треклистами, а Mifious праздновал своё десятилетие. Яков никогда не скрывал своего особого пиетета по поводу виниловых пластинок и откровенно говорил, что гордится тем, как звучит его музыка на этих винтажных кругляшах, ну а сейчас у нас с вами есть замечательная возможность убедиться в том, что гордится он не зря.

Итак, я достаю с полки полученный пару дней назад на почте экземпляр “Shadow Play”, с удовольствием отмечаю, как удовлётворённо хмыкает моё эстетическое чувство при визуальном контакте с этой медно-красной пластинкой, зажигаю свечи в красивых средневековых канделябрах и готовлюсь внимать музыке. И я не случайно про свечи и канделябры. Воспринимать музыкальный материал Mifious на самом деле желательно в соответствующем антураже, и даже сам автор позирует на обратной стороне пластинки на фоне старинных книг и обретающихся в непосредственной близости от него черепов – обстановка при прослушивании в данном случае на самом деле имеет серьёзное значение и может очень поспособствовать адекватному восприятию музыки.

Но не ждите от “Shadow Play” чего-то слишком мрачного, зловещего или гнетущего. У меня первой ассоциацией по ходу прослушивания нового релиза музыканта и вовсе был Ричард Клайдерман и воспоминания о том, как я впервые знакомился с его творчеством в раннем детстве. Всё очень легко, мечтательно, светло и достаточно однозначно, но в этой простоте как раз и кроется в данном случае какая-то особая и чарующая сила. Просто набор музыкальных скетчей и этюдов, в которых отражены такие же фрагментарные мысли, переживания, эмоции, но всё вместе это складывается в очень впечатляющую работу, которая воспринимается целостно и монолитно, а при вдумчивом прослушивании в час ночной способна дать слушателю много глубины и восторга.

Композиции на “Shadow Play” отличаются друг от друга достаточно сильно, но все они всё-таки следуют примерно в одном ключе упоительной и честной рефлексии. Здесь нет каких-то особых усложнений, нет вокала и каких-то инфернальных диссонансов, только чистая печаль и такая же чистая романтичность без привязки к какому-то стилю или какой-то определённой эстетике. Почти чистая и даже академическая неоклассика, лишь с редкими и робкими проблесками эмбиента, электроники, да с призрачными намёками на дарквейв. Мне показалось, что музыканту на “Shadow Play” захотелось отойти от клише тяжёлой и мрачной музыки, максимально уйти от всего стандартного и стереотипного, с тем чтобы попытаться передать свои чувства на языке чистых архетипов.

Собственно, именно это он и предложил нам всем на своём новом альбоме – чистую и первозданную музыку таких же чистых чувств, которые даже не думали о том, чтобы стать словами или даже примерить на себя одежду слов. Трудно отделаться от аналогий с поздним творчеством Lacrimosa, и когда дело доходит до второй стороны пластинки, эти аллюзии усиливаются многократно (так и кажется, что вот-вот послышится знакомый голос Тило Вольффа), однако завершается всё очень авангардно, и мне по ходу звучания последнего трека даже вспомнились Шнитке и Скрябин. Что ж, вечер или ночь за роялем действительно могут быть очень даже увлекательными, и Mifious своим актуальным релизом всё это нам продемонстрировал.

Есть что-то от Queen и от их интеллигентной сдержанности в треках, в звучании и в построении композиций “Shadow Play”, но в случае с сегодняшним релизом перед нами всё-таки не рок и не арт-рок, а нечто вплотную примыкающее к классике и к готическим интерлюдиям Lacrimosa времён “Echoes”. Как если бы кто-то вдруг задумал переиграть швейцарских готов на одном только фортепиано, не прибегая ни к каким более дополнительным средствам выразительности и всё заключив в этом грандиозном минимализме, и, кстати говоря, именно в минимализме в данном случае вся соль и весь специфический колорит рецензируемого лонгплея. Ничего лишнего, всё очень камерно, сфокусировано, сконцентрировано и сосредоточено – предельное погружение в тему.

И я вновь могу согласиться, что Яков не зря так ратует за винил и так гордится своими релизами в данном формате – звучит его материал на пластинке действительно первоклассно, а впечатляющее оформление поблёскивающего через слюду упаковки арта, довершает большое и патетическое впечатление от альбома. Ну а лично мне очень импонирует как раз простота и прямолинейность “Shadow Play”, вот это отсутствие каких-то чрезмерных или надуманных пассажей, абсолютное нежелание автора мудрствовать лукаво и искать сложное в простом. Эта музыка чиста как лунный свет и прозрачна как печаль, и в этом смысле она прекрасна. Музыка, которая не нуждается в словах и пояснениях, а самодостаточна уже самим фактом своего бытия, словно музыкальная шкатулка из далёкого и прекрасного детства.