ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта OBANASH "Мефи"

03-08-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
OBANASH * * * * *
Релиз
“МЕФИ”
Год
2023
Стиль
Progressive metal / art metal / opera metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Одиозно-провокационный питерский проект OBANASH долго готовил своих слушателей к своей масштабной работе по “Фаусту” Гёте, и вот, наконец, это произошло, альбом вышел, и перед нами по-настоящему монументальная работа, составленная из элементов театра, карнавала, психиатрии, мюзиклов и литературных стилизаций. OBANASH - это OBANASH, и его нужно слушать и постигать, не жалея для того ни сил, ни времени, ни стараний. И да, продираться через их вокально-музыкальный бурелом далеко не просто, но это интересно и увлекательно, пытливый разум на автомате воспринимает всё это как затейливых квест, а что самое важное, подобные креативные художества очень точно соответствуют литературному оригиналу Иоганна Вольфганга и выполнены со всё той же вековой основательностью, которая до сих пор привлекает к культовому произведению Гёте всё новых и новых читателей.

Всё тот же почерк гениального злодея, всё те же смелые ритмические ходы и ещё более смелые стилистические перехлёсты, а самое главное интеллигентный, невероятно пластичный и по-настоящему маниакальный голос Обанаша, который вопит, верещит, стенает и взывает на разные голоса, раз за разом превосходя самого себя. Гитары здесь достаточно тяжелы и массивны, сомнений в том, что перед нами метал, не возникает, но вот построение треков, их структура и логика развития напоминают уже совсем не о типичных металлических группах, а о каком-то страшном кабаре-карнавале, где всем правят гротеск и иллюзии. Музыканты постарались поймать инфернальное очарование Мефистофеля, а затем показать его с помощью своих треков, и это им вполне удалось.

Ещё Ницше замечал, что если долго смотреть в бездну, бездна тоже начинает всматриваться в тебя, и образ Мефистофеля действительно захватил участников OBANASH на полную катушку, пропитав каждый рифф и каждую вокальную зарисовку в их дебютном лонгплее. “Мефи” звучит как инфернальный театр одного актёра, и дело здесь не только в особой и весьма специфической вокальной подаче их фронтмена, но и в музыкальных решениях. Перед нами максимально авангардный и изломанный прогрессив, который можно назвать и театральным металлом, и арт-металлом, и вообще как угодно, но суть которого определённо заключается во всемерном разрушении рамок, шаблонов и границ, а основная движущая сила всего этого карнавализованного безумия заключается в сметающем всё на своём пути вдохновении креатива.

“Песнь архангелов” в сокращённом и концентрированном виде готовит потенциального слушателя к фантасмагории, что ждёт его на альбоме, а далее в ход идёт типичный Strapping Young Lad “Мефисто. На приёме у Бога”, и всё понемногу выходит в своё специфическое русло. Жёсткий металлический кач, почти эндиляроковские соло, вокальная эквилибристика, но всё пока что в имплицитном и лишь ждущем своего часа состоянии. “Спор Мефисто и Бога” напоминает своими сложными сбивками и переходами про Rush, “Сделка Бога и Мефистофеля” лишь углубляют данные ассоциации, ещё дальше уходя по тропинкам прогрессива и арт-рока как в инструментальном, там и в вокальном отношении. Трек “Фауст. Я ровно Бог” напоминает о том, что в мире существуют ещё и баллады, хотя балладой, конечно же, не является, а “Фауст. Я - говно” словно заходит в ту же самую проблематику с заднего двора, демонстрируя всё ту же самую медленную рефлексию, но с тяжёлыми риффами.

Очень короткие, не успевающие наскучить или хоть немного приесться треки в совокупности воспринимаются как скетч-альбом, где каждый штрих, каждая эпизодическая деталь служат выражению целого, но при этом ничуть не старается придти к какой-то автономности и отнюдь не имеет имперских амбиций великого хита. И в то же время каждая из композиций с уверенностью заключает в себе характерные особенности хитов-чартбрейкеров, не имея при этом ни ядовито-прилипчивого припева, ни каких-то других явных параллелей с коммерческой продажностью мейнстрима. “Мефисто. Следуй за мной” и “Мефисто. Ты в моих руках” выводят на авансцену межпредметные связи с симфо-металлом, а “Мефисто. Кто же я” и “Блоха” бросают альбом в самую пучину тысяч оттенков карнавального лицедейства, выводя диск на финишную прямую близящейся и фонтанирующей парадоксами развязки “Люди гибнут за металл” и “Мефисто. Сотворение мира”.

Как в том анекдоте, когда надувной директор надувной школы отчитывает надувного ученика за то, что тот принёс в школу булавку и тем самым поставил под угрозу не только господина директора, школу в целом, но и себя, OBANASH сейчас просто купаются в гиперболах и бесконечных россыпях гротеска, и, кажется, невероятно счастливы этому обстоятельству. Они с удовольствием цитируют музыкальную классику в “Блохе” и элегантно обыгрывают цитаты из оригинального текста “Фауста”, меняя всем известное “я часть той тьмы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” на менее известный пастернаковский вариант “творить добро, всему желая зла”, а в итоге совсем не скорострельный двенадцатитрековый альбом весёлого сумасшествия пролетает на одном дыхании, оставляя чувство лёгкой неудовлетворённости пополам с ощущением капитальной взбудораженности. Приятно, что отечественный русскоязычный коллектив смог создать такой шедевр литературной трагикомедии, выведя жанр метал-оперы на новый уровень. Это определённо стоит услышать.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N6 (2023). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz