22-07-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Участники ArtVitae очень любят качественную гитарную музыку, знают в ней толк, умеют её играть и даже преподают всем интересующимся по мере наличия свободного времени, но материал их коллектива звучит отнюдь не как клон Dream Theater или пародия на Ингви Мальмстина. Скорее перед нами русскоязычный и перенесённый на почву отечественных реалий вариант Van Halen и Extreme - мелодичный хард-рок 90-х с привкусом чуть утяжелённого саунда a la Skid Row и с массой красивейших песенных находок. Шесть лет назад они удивили меня своим полноформатником, ну а теперь настал черёд свежего трёхпесенного EP.
Итак, что же было у них интересного в 2017 году и что заслуживает нашего с вами внимания в творчестве ArtVitae сейчас? В отличие от большинства прогрессивщиков и повёрнутых на гитаре личностей, которые ставят технику ради техники на первое место, Сергей делает ставку всё-таки на красивые и душевные песни с оттенком классики Чёрного Кофе и Рондо, которые затем доводит до идеального блеска своими аранжировками. Отличный звук, грамотное сведение, правильные гармонии и техничные соло выстраиваются здесь в одну общую систему, на самой вершине которой находится душевный и чуть ли не исповедальный русскоязычный текст.
Было время, ArtVitae записывали совместные вещи с Дмитрием Борисенковым и играли каверы на Led Zeppelin, сейчас же перед нами всё те же самые ArtVitae, на альбом которых я писал рецензию шесть лет назад, но ещё более лиричные, взрослые и совершенные. И ключевое слово в данном случае это, наверное, всё-таки лиричные. Их больше не бросает из крайности в крайность, они не пытаются, вопреки убеждениям Козьмы Пруткова, объять необъятное, а их новейший EP выглядит как целостный «зимний портрет далёкого счастья», и уже обложка настраивает потенциального слушателя именно на такой прозрачный и романтично-размеренный лад.
Отсылки к Константину Никольскому в “Песне для друга” слегка корректируют генеральную линию релиза, но ничего кардинально не меняют. Это всё тот же лирично-рефлексирующий рок с напевной гитарой, а голос здесь свободно парит в небесах гармонии и самоупоения, что можно даже было бы назвать антиподом и противоположным полюсом по сравнению с жёсткой, хулиганской, словно следующей по рельсам Guns n’Roses и Кида Рока титульной вещью. Первая и последняя песни на данном EP действительно как будто знаменуют собой два противолежащих края творческого кредо данного коллектива, а между ними удобно расположились “Лютые дни”.
И даже эта самая тяжёлая и мощная на мини-альбоме, словно отсылающая к Закку Уайльду вещь, тем не менее, с точки зрения своей песенной основы отсылает всё-таки к Чёрному Кофе и к их трекам вроде “Леди осень”, “Холодный дом” и “Зимний портрет”. Максимально утяжелённый блюз, жёсткая и ставшая уже практически свинцовой тоска, ледзеппелиновские фишки и упругий, непоколебимый бас, а также целые океаны эмоций, каскады соло, переходов, импровизаций и гитарной красоты – вероятно, именно эту вещь стоит назвать центром и энергетическим максимумом альбома, и она действительно запомнилась мне на альбоме больше всего.
Ну а если вы любите Skid Row, Extreme, Van Halen, Чёрный Кофе и просто хороший и качественный хард-рок с красивыми текстами и романтической подачей, обратите внимание на ArtVitae, и вы не будете разочарованы. Играть эти ребята умеют, писать хорошие песни – тоже, а их собственный почерк в нахождении баланса между двумя этими составляющими как раз и обеспечивают их оригинальность, которая отличает ArtVitae от всех других групп данного жанра. Они могут быть жёсткими и ревущими как поздние диски Оззи, могут быть нежными и чуть ли не попсовыми подобно классике Meat Loaf, но всё это будет красиво, ярко, стильно, своевременно и уместно.
Ну а мне у ArtVitae нравится, в первую очередь, их искренность, свобода и удивительное чувство стиля. Они похожи на многих, но в то же время не похожи ни на кого. Они поэтичны и свободны, умеют великолепно обращаться с музыкальными инструментами, за что мы все ценим патриархов западного рока, но в то же время остаются такими понятными, русскоязычными и нашими, что их понимаешь с первых же слов и с первых нот. Насколько я понимаю, музыканты задумали сделать “Танцуй” лёгким и изящным, летним альбомом, и это им вполне удалось, даже несмотря на то, что на данном диске вполне хватает и тяжёлых риффов, и сумасшедшего хард-рока. Летом нужно танцевать и слушать летнюю музыку. И как раз об этом нам с вами напоминают сейчас ArtVitae.