ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы NEIROMAZE "The Crawl The Creep"

21-07-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
NEIROMAZE * * * * *
Релиз
“THE CRAWL THE CREEP” (Single)
Год
2024
Стиль
Avant-garde metal / atmospheric metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Мы уже писали как-то про NEIROMAZE, про присоединившуюся к ним Аполлинарию Чикунову (ex-Awake) и даже делали с ними интервью, ну а сейчас у нас очень необычный повод вспомнить об этой группе. Коллектив разродился перезаписанной версией своего прежнего трека “The Crawl The Creep”, у которой и так уже было целых два варианта в 9:34 и 9:09 по длительности, и уже сам этот факт очень громко говорит нам о том, что сделано это было явно неспроста. Особенная вещь, особенная длительность, непростые месседжи, а если присмотреться внимательнее, всё ещё более непросто.

Кстати, в том, что касается хронометража, теперь всё стало немного короче (всего 7:58), но хтони, шаманизма и атмосферы стало, пожалуй, даже больше. Пространное оккультное вступление басовых переборов и шаманских причитаний, а затем мы слышим всё тот же шаманизм и все те же камлания, но уже с вокалом, после чего на нас обрушивается рок-инструментарий в духе классики Tool и Madder Mortem с напевами-начитками Аполлинарии, очень бережно и деликатно подкорректировавшей, кстати, изначальный текст Анны Казаковой, не изменяя его специфики, основного посыла и важных нюансов.

И получился внушительный монумент с шикарными басами, прекрасными низкочастотными гитарами (в прошлых версиях в звучании гитар было больше от 90-х и от несколько корявого звучания полуподпольных металлических авангардистов тех лет) и превосходной вокальной составляющей в исполнении Аполлинарии. Про creep и crawl, про salvage в значении salvation, про пустыни потерянных надежд и грёз, и все эти извилистые лингвистические нюансы ведут нас к не менее извилистым духовным реалиям ищущего себя и своё место в хитросплетениях духовных практик человека.

Все три версии хороши и авангардны, в каждой из них по-своему раскрывалась предельная космическая хтонь мироздания, но нынешний вариант всё-таки по-настоящему основателен и монументален, обладая самым внушительным звучанием и самым интересным вокальным решением. Самый длинный и самый старый вариант оказался самым скрипучим и пронзительным с точки зрения вокала, напоминая своими спешными, перекрывающими друг друга вокализами Atrox и Siegfried с Сандрой Шлеретт, версия длительностью 9:09 больше всего похожа на нынешний вариант, но с другим вступлением и с совсем другим саундом.

Версия 9:09 действительно похожа на нынешнюю, но звук всё-таки совершенно другой, а в итоге меняется и атмосфера, и впечатление уже совершенно другое. Новейший же ремейк звучит куда основательнее, плотнее, серьёзнее и внушительнее, буквально не оставляя слушателю шанса не утонуть в этих саунд-глубинах. Как раньше мы тонули в пустынях Сета на терионовском “Theli”, теперь теряемся в мистических звуковых перекличках “The Crawl The Creep”, словно взывающих из бездн нашего подсознания, а затем уводящих нас по млечным дорожкам космических странствий Майкла Ньютона.

И по поводу «самого интересного вокального решения» это, конечно же, исключительно мой личный вкус и мои собственные предпочтения, но мне на самом деле очень по душе такой низкий, прохладный в плане эмоционального спектра тембр и в то же время такой потрясающий профессионализм и разнообразие голоса Аполлинарии, который, как мне кажется, просто прекрасно подходит сейчас этой группе и их шаманско-авангардным задумкам, тут же выделяя их на фоне подобных коллективов. Как будто Dido, Лана Дел Рэй и Хелена Ногуэрра в металлическом трип-хоп-этно-джазе, который и решили теперь исполнять наши сегодняшние герои.

И для меня как для большого любителя Left Hand Solution, Atrox, In The Woods…, Lethe, Cellar Darling, Alas, Eths и других полуавангардных групп, всё это стало просто нектаром и усладой для ушей, хотя я и понимаю, что вдохновлялись NEIROMAZE совсем другими группами. Здесь много от Tool, от Porcupine Tree и от других, более современных проектов, ну а для меня всё это просто настоящая шаманский отрыв, настоящий авангардный метал и настоящий мистицизм, ставший в итоге таким же настоящим искусством. Я не слишком много понял из текста песни, как далеко не всё понимал в лирике классических альбомов Therion, и это тоже стало дополнительным плюсом треку.

Нас привлекает таинственное и непонятное, наше воображение дорисовывает непонятое, и это интригует. И у меня нет сомнений, что NEIROMAZE давно стали в одном ряду с упоминавшимися сегодня Lethe, с нестареющей классикой тоже упоминавшихся выше Left Hand Solution и вообще со всеми группами, которые я знаю и ещё только готовлюсь узнать, раскопав их на безмерных просторах мировой паутины. Прекрасные аранжировки, масса звуковых нюансов, отличная техника исполнения и неустанно прогрессирующая как вокалистка Аполлинария в совокупности составляют прекрасный звуковой пейзаж, где появляются вот такие зачарованные цветы печали.

В плане качества рецензируемый сейчас “The Crawl The Creep” и вообще всё творчество нынешних NEIROMAZE это однозначно топ и никак не меньше, их идеи интересны и глубоки, а вокал намного лучше вписывается в музыку, чем, скажем, у Мартины Хорнбахер-Астнер во времена её сотрудничества с Эриком Рутаном в Alas («зачем пытаться петь сопрано, если у тебя изначально совсем другой голос» - недоумевал кто-то из рецензентов после выхода “Absolute Purity”), и этот отменный низкочастотный колорит получается у NEIROMAZE просто потрясающе. Много басов, много игр с оттенками низких регистров и медитативных битов, напрямую бьющих по подсознанию. Сильная и психотерапевтическая версия и без того крутой вещи.