02-01-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
В небольшом, но интересном городке Славянск-на-Кубани есть группа с небольшой историей и весьма интересной музыкой – Сон Алисы. Лично я знаю только трёх Алис – Алису Селезнёву, Алису Льюиса Кэррола и Алису с Кинчевым на вокале, но про их сны мне не известно ровным счётом ничего, поэтому к знакомству с музыкой данного коллектива я подходил с большим вниманием и предвкушением неожиданного, на что немало настраивала и необычная обложка, где человек в головном уборе римского центуриона стоит на дне морском и освещает сиянием глаз своих ближайшие морские окрестности. К слову сказать, обложка настолько удачна и оригинальна, что группа с таким артом просто не имеет права играть что-то набившее оскомину.
Тревожное, будто предостерегающее интро ещё сильнее нагоняет туман таинственности, вот звучит голос, но песня просто обрывается на полуслове, едва стартовав, и напоминает тем самым времена литературных эпиграфов, когда большие художественные произведения часто предваряли коротенькие цитатки из других произведений, призванные настроить читателей на нужный лад. Если в данном случае тоже всё в точности так, то настраиваться нам нужно на самое неожиданное. Мрачная, глубоководная музыка с чёткими металлическими риффами, эпизодическим использованием экстремального вокала, панковской непосредственностью и совершенно непредсказуемой структурой композиций – это и есть Сон Алисы.
По крайней мере, именно такова поставленная вторым номером по счёту на альбоме титульная композиция, где чудаковатые гитарные ковыряния, густая хтоническая атмосфера ранних Aesma Daeva и голос в духе Кукрыниксов запросто сочетаются с очень взрослой, хоть и не столь математически выхолощенной прогрессивностью. Ходят слухи, что сами музыканты совершенно не заморачиваются канонами музыкальных жанров и просто исполняют то, к чему зовёт душа. А зовёт их душа куда-то в очень свободные, обильно сдобренные панком, очень русские, но в то же время достаточно нетривиальные и уж точно не безыскусные музыкальные дали, где поблизости бродят Сатисфакция, Иванград, Станционный Смотритель и Волшебники Изумрудного Города.
Эпиграф из “Мастера и Маргариты” предваряет третий трек “Против ветра”, и он снова предлагает нам сюрприз. На фоне по-металлически стремительного, хотя и по-панковски небрежного риффинга мы слышим очень неплохой женский вокал, а уже знакомая нам подводная атмосферность по-прежнему густыми клоками свисает то там, то здесь, довершая идиллический интерьер трюма давно ушедшего под воду корабля. Насколько я понимаю, альбом не является концептуальным в собственном смысле слова, но тематика подводных странствий, вневременных скитаний и визионерских фантазий объединяет все треки с диска в единое целое – собственно в альбом, который воспринимается как увлекательная полумагическая книга.
Вкусные хриплые вокализы, напоминающие о чешском пиве, слышатся в “Горгоне”, гитарные риффы этой вещи тяжелы и прекрасны, но по-прежнему небрежны и грязны в самых что ни на есть панк-традициях. Помнится, нечто похожее я слышал на первых альбомах Cryhavoc и Mortus, которые умудрялись быть и металлическими и по-панковски непосредственными в одно и то же время. В музыке Сна Алисы несомненно присутствуют влияния прогрессива, хэви-металла, даже дума, но основа их музыкально-лирических изысканий это всё-таки панк, панк-метал - и очень русский панк-метал, нужно сказать, аутентичный. Однако не стоит пугаться - даже если вы не большой любитель хой-тематики, аллергических реакций на группу быть не должно.
“Резервация” неожиданно лирична, хотя всё так же Lordi-подобна и монструозна, “Дороги звёздного неба 2.0” уже откровенно балладны и раздольны, хотя гулкий вой синтезаторов по-прежнему никуда не исчезает, “Дыхание странствий” как будто вот-вот готовы сорваться в есенинскую, монголошуудановскую тоску, но металлический каркас драйвовых гитар не даёт им рассыпаться на осколки типичного русского рока, а подводящая черту, восьмая по счёту “Переход” как бы сводит в едином контексте две категорические противоположности данного релиза: развесёлую удаль скоморохов и мистический рокот утопического прогрессива a la Aesma Daeva. Эффект получается такой, будто “на свежую рану йод” – спасибо Шклярскому, помог подобрать подходящую аналогию.
Не будучи большим патриотом, я тем не менее всегда питал большую любовь к музыке упоминавшихся выше Волшебников Изумрудного Города, Сатисфакции, Станционного Смотрителя, Иванграда и иже с ними, и потому Сон Алисы меня тоже зацепил и порадовал. Не скажу, что альбом безукоризненный, кроме того, диск весьма и весьма неровный, хотя в этой лоскутной изорванности тоже есть своя прелесть и своё особое очарование. Есть на рецензируемом компакте интересные текстовые прозрения, неплохие музыкальные находки, встречаются даже прямо-таки блистательные фрагменты, но всё-таки в целом у меня осталось ощущение сильной, яркой, почти гениальной, но всё-таки демо-записи, хотя данный факт совсем не является недостатком – любители и почитатели rehearsal-архаики меня поймут! – а вот сюрпризов в духе первых трёх треков могло бы быть и побольше. Но для дебюта – весьма!