ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Стиз "Десять. Часть 2"

Стиз, Десять. Часть 2

05-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СТИЗ
Релиз
“ДЕСЯТЬ. ЧАСТЬ 2”
Год
2017
Стиль
Rock / alternative
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

В грядущем 2018 году эта питерская команда, стремительно подбирающаяся к тому, чтобы стать one-man-проектом Андрея Стиза, будет праздновать свой 20-летний юбилей, а на подходе к этой солидной дате коллектив выпустил продолжение нашумевшего диска 2015 года, который, как вы помните, назывался “Десять. Часть 1” и был назван некоторыми журналистами лучшим андеграундным альбомом 2015 года. Я писал в своей рецензии, что музыка команды напоминает смесь ДДТ, Кино, Чайф, Наутилус Помпилиус с одной стороны, The Offspring, Green Day и Muse, с другой, и L.A. Guns, ЛиДер, Skid Row, с третьей, и тоже не смог удержаться от того, чтобы не подпасть под очарование хулиганско-эпикурейского задора группы и их крошащегося энергичного саунда.

Бодрое риффовое начало песни “Освободи Огонь” переходит в отвязный рок на стыке панка, харда и хэви-металла. Харизматичный, почти кричащий вокал в духе ранних Guns’n’Roses и мощный драйв тяжёлых гитар создают ощущение вливания в отвязную hair-metal-вечеринку 80-х. Уже в этой открывающей диск вещи “Освободи Огонь” можно услышать откровенные параллели к заблудившимся в глэме хэви-металлистам из W.A.S.P., которые во времена своего альбома “Headless Children” (1989) играли нечто очень похожее. Добавив немного наэлектризованной эпатажности в духе современных дарк-роковых составов, Стиз уверенно делает ставку на то, чтобы завоевать симпатии современников и при этом не погрешить против высоких исторических канонов.

Такой же тяжёлый инструментал в духе классического хард-н-хэви мы слышим и во втором треке “Момент”, но вокалист здесь чувствует себя уже намного более свободно, местами переходит на альтернативу, а в кульминационных моментах срывается на резкие словечки. Нечто подобное пробовали исполнять Kid Rock и поздний Пилигрим, но Стиз не пытается выглядеть современнее, чем сама современность и отнюдь не впадает в крайности таких групп, как Аборт Мозга и Де Сад. Музыка группы – это практически стопроцентный олдскульный глэм-метал, но лишённый скопившейся за годы пыли и туманной архаики. Как когда-то Чак Шульдинер доказывал всему миру музыкальную состоятельность и “законность” дэт-металла, так сейчас Андрей Стиз отстаивает право хрестоматийного харда на то, чтобы называться современной и актуальной музыкой.

Массированное утяжеление происходит в третьем треке “Что Искать”, где можно без труда услышать и узнать аллюзии к Black Sabbath, Dio, Ugly Kid Joe и даже к Metal Church. Конечно, это далеко не трэш, а всего лишь максимально оснащённый металлом и железными риффами хард-рок, но звучит он очень выигрышно и мощно. Резкие, агрессивные гитары и харизматичный, работающий на пределе, вокал продолжают своё повествование в песне “Ничего Здесь Больше Нет”. Я не случайно использую слово “повествование” – то, что играет Стиз, действительно отличается категорической осмысленностью и вдумчивостью, но совершенно не будет грузить вас морализаторством и скучными нотациями. Эта черта, присущая команде Андрея, здорово напоминает легендарную алисовскую “Чёрную Метку”.

А вот пятая вещь “По Прямой” строится вокруг разговорного фрагмента, который наслаивается на всё тот же уверенный металлический риффинг. Вот оно! – я буквально подпрыгнул на стуле и хлопнул себя по лбу, - вот тот самый интеллектуальный метал, за который так ратовал Анатолий Крупнов во времена “Стены” и “Ещё Одного Дня”. Вот тяжёлый рок без уклонов в авангард a la Celtic Frost, сохраняющий свои традиционные очертания, но при этом максимально наполняющий эту форму глубоким и адекватным содержанием. Именно так поступали ранние Metallica, так делали Ария, Мастер и Тяжёлый День в начале своего пути, и это как раз то, чего не хватает современной сцене. В таких песнях философский контент кажется само собой разумеющимся и естественным.

Где-то в районе третьего трека моё впечатление от альбома стало стремительно меняться. Стало понятно, что эпатажность и надрыв здесь совершенно не являются самоцелью, а лишь помогают автору доносить до слушателей свои идеи. Если во времена “Десять. Часть 1” я сравнивал Стиз с ЛиДером и Джокером, то сейчас вижу, что намного более адекватным будет параллель с Э.В.М. и всё с тем же Тяжёлым Днём. Веяния психоделии и пост-гранжа, откуда ни возьмись, пробиваются в интересной контрастной сюите “Два Сердца”, где можно услышать и отголоски Metallica, и пассажи, характерные для Alice In Chains, и вкрадчивый шёпот в духе последних. Чуть припанкованная “Смерть” звучит чуть более компромиссно и легкомысленно, но в целом не изменяет генеральной линии диска и ничуть не отходит от эпатажной лирики “на злобу дня”.

Внушительные риффы “Холода” напомнили мне даже Megadeth – и коллектив на самом деле исполняет очень похожий технично-притрэшованный материал и явно делает упор на эффектные вокальные мелодии. Лирические влияния Алисы в песне “Театр-Жизнь” в итоге выливаются в очень интересный трек с заливистым гитарным соло и как будто искусственно замедленным темпом. И наконец финал – акустическая баллада “С Нуля”, хорошая, крепкая и напомнившая мне Death Angel с их “A Room With A View” и “Veil Of Deception” песня. Никакой дешёвой романтики, никаких ванильных нежностей и тому подобных “компромиссных компромиссов”. Никаких ДДТ, Чайф, Green Day, Muse и тому подобной “подливы” – только бескомпромиссный тяжёлый рок и фундаментальные “танковые” атаки.

“Всех отметок не пройти, а пройдя с собой не взять;
Всех ошибок не простить, а поступков не понять.
Всех добрых дел не переделать, а плохих не отменить.
Я  жду новый день, чтоб так и жить”

(с) “С Нуля”

Строго говоря, “Десять. Часть 2” в отличие от первой части это уже не утяжелённый рок-н-ролл, а чистый элитный метал. Разница не так бросается в глаза, и если не протереть очки, её можно вовсе не заметить, но она более чем очевидна: разудалый, жизнерадостный и не особо обременённый глубокими мыслями хард-рок предыдущей части сейчас сменился свинцово-грозовым притрэшёванным хэви-металлом с серьёзными темами, глубоким содержанием и потрясающей атмосферой. Казалось бы, изменилось что-то неявное, неуловимое, но эти изменения привели к тому, что новый диск звучит совершенно иначе, чем пластинка 2015 года, в слишком водянистых и сладких риффах которой я просто тонул и растворялся, а потому повышение плотности звучания и особая афористичность новой пластинки мне очень импонирует.

Главное, что не понравилось мне на прошлом альбоме проекта - это разнородность и слишком большая жанровая разбросанность. Было такое чувство, что группу лихорадит, бросая то в одну крайность, то в другую. Новый же диск звучит очень целостно и органично. Во всех композициях без труда прослеживается единая линия, и эта стилистическая самоидентичность лично меня очень порадовала. Чувствуется, что Андрей освоился на взятой в прошлый раз высоте и чувствует себя сейчас очень комфортно на ней, свободно и как будто играючи, выражая в точности то, что ему хотелось бы выразить. В прошлый раз я просто не мог позволить себе поставить что-то выше, чем 4 из 5, но сейчас это уже очевидно высший балл. “Десять. Часть 2” уверенно попадает в десятку, хотя это действительно во многом музыка “на вкус и цвет” – музыка для прожжённых металлистов, а моя рецензия – это целиком пристрастный взгляд именно с  такого угла.