18-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Как забыть: какой мерой вы мерите, таковой и вам отмерено будет. А архангельский состав Сухой Закон добавляет: “Всей боли не хватит измерить глубину той тьмы, что пожирает светлые образы твоей вселенной”, на что им так и хочется возразить: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Впрочем, не будем слишком углубляться в смыслы и идеи, ведь ещё Леонардо Ди Каприо в фильме “Начало” говорил, что нет ничего более разрушительного, чем идеи, а лучше перейдём к делу и ознакомимся с компактом.
Кстати, вы обратили внимание на арт? Оттуда некто, очень напоминающий нашего приснопамятного Петра Мамонова, пристально смотрит на нас, на руках у него кетчуп, земляника или кленовый сироп, от фото в целом веет непроходимой мамлеевщиной и нездешней весёлой жутью. Алый галстук у этого некто хорошо подходит под цвет эссенции на руках, глаза горят цепко и немного стеклянно, а волосы на руках имеют в точности тот же оттенок, что и рыжая, бликующая на солнце в кварту с лысиной, борода.
Прошу прощения, если моё затянувшееся на два абзаца вступление привело вас в замешательство. Дело в том, что Сухой Закон и раньше-то был не так прост (а существуют они вот уже почти двадцать лет), а сейчас и вовсе углубился куда-то в атональную и болезненную метафизику. Уже упоминавшийся выше Юрий Мамлеев считается основателем и первопроходцем метафизического реализма в литературе, а Сухой Закон можно, ничуть не боясь погрешить против истины, назвать рупором метафизического реализма в музыке, хотя их тексты вполне под стать их риффам.
Немного странный звук гитар (не такой уж плотный, но и не разреженный, достаточно низкий и однозначно грубый) напомнил мне изобретателей инфра-металла из Rosa Infra, а голос оказался записан примерно в том же ключе, хотя Сухой Закон явно предпочитают более высокие регистры и на самом деле симпатизируют Петру Мамонову и его Звукам Му. И не надо ворчать про то, что сравнения с русским роком для метал-группы это плохой тон. Мэтры на то и мэтры, чтобы быть идолами во веки веков, а время лишь вносит свои коррективы в частности, не меняя сути.
Если это ню-метал, то ню-метал диковинный и ершистый. По большому счёту, параллелей ко второму слипкнотовскому “Vermillion” на новейшем двухтрековом EP группы более чем достаточно, но звучат они всё же намного более песенно и по-русски. И сейчас я вовсе не о патриотизме, а о той неискоренимой любви к смыслам, положенным на музыку стихам и хорошим мелодиям, которой в той или иной степени подвержены все мы, не зависимо от того, значится ли среди наших фаворитов Ария, Пилот, Пикник или Агата Кристи.
Если первый трек “Вырванный Лист” смешивает угрожающий гитарный скрежет и вокальную полифонию примерно в равных пропорциях, то вторая вещь однозначно выдвигает на первый план разнообразные вокальные линии. Вкрадчивый полубезумный голос сошедшего с ума идеолога сочетается со вполне “человеческим” криком-хрипом его внутреннего демона. Никаких гроул-крайностей и скрим-зарисовок ни в первой, ни во второй композиции отнюдь не присутствует, а в лирике имеется то самое интеллектуальное напряжение, за которое я так люблю отечественных исполнителей, и в частности Чёрный Обелиск, с которыми Сухой Закон на самом деле схожи.
От Orphaned Land до поздних Samael и от Mudvayne до Stahlhammer – стилистический и тематический разброс новых композиций Сухого Закона впечатляет. В “Вырванном Листе” где-то на фоне как будто слышатся восточные мотивы, а концентрированная идеологическая начинка текстов напоминает Ремарка, Камю и других серьёзных и жёстко-бескомпромиссных писателей прошлого тысячелетия, которые знали толк в том, как выразить безапелляционную грозовую черноту самым наилучшим и адекватным образом. Вот такой вот экзистенциальный ню-метал.
“Потеряв рассудок, ускользаешь тенью,
Перебиты крылья, впереди - паденье.
Грузом сверху давит облако из страха,
Не пускает душу вырваться из праха”
(c) “Вырванный Лист”
По сравнению со Slipknot Сухой Закон не так тяжелы и более напевны, по сравнению со Звуками Му намного более черны и концептуальны, а в соотношении с командой Дмитрия Борисенкова совершенно нелинейны, неприкаянны и чудаковаты, но общее с каждой из этих групп у архангелогородцев несомненно есть. Они исполняют всё те же “муки зву”, следуя по стопам Достоевского, и продолжают совмещать высокое и низкое, серьёзное и комичное, страшное и привлекательное. Можете не верить, но именно за такой музыкой будущее российского металла: Сухой Закон, Якорь, Поезд Родина, Аборт Мозга, Сумеречная Депрессия – это не группы, а иконы.